Качества астролога-консультанта


Источник: лекции и выступления Авессалома Подводного

Астрология – область деятельности, которая является синтезом науки и искусства. Для успешной работы астролога-консультанта у вас, с одной стороны, должно быть развито логическое рациональное мышление (левое полушарие головного мозга). С другой – образное, ассоциативное (правое полушарие). Если вы чистый логик, у вас будет соблазн свести человека, чью карту вы исследуете, к набору прогнозируемых реакций на внешние раздражители и обращаться с ним как с неким автоматом. В этом случае гороскоп рождения может восприниматься как инструкция для пользователя, которую следует изучить, чтобы правильно эксплуатировать и по четким правилам манипулировать, получая желаемый результат.

Если вы, наоборот, относитесь к логическим рационализациям пренебрежительно и воспринимаете взаимодействия между людьми как некий абсолютно мистический, иррациональный акт, для которого нужен какой-то особый дар, талант, данный от природы, то вы будете пытаться работать с клиентом по наитию. Например, не разбирая поэтапно все аспекты гороскопа в деталях, в целом медитировать на гороскоп, как на цельный образ (икона), и ждать, когда на вас снизойдет озарение, чтобы сказать клиенту «все-все-все». В этом случае сильно экономится время консультации, а ваш ответ клиенту может литься в виде стихотворения в прозе: ничего не понятно, на завораживает.

Я стою на той позиции, что для конструктивной и успешной работы астролога-консультанта необходимо, чтобы оба полушария головного мозга были развиты одинаково хорошо. То есть, вы должны быть одновременно человеком умным и душевным, педантичным и точным в своих рациональных исследованиях и творческим, готовым к тому, что конечный образ в результате синтеза может быть совершенно нелогичным, иррациональным. Это синтетический путь, включающий в себя как лево-, так и правополушарные подходы, их тесное взаимодействие и синтез.

Сознание астролога-консультанта должно быть сосредоточено, но в то же время восприимчиво: воспринимать и предмет своего внимания, и чужое внимание к себе. Вы должны концентрироваться на клиенте, но одновременно воспринимать и свои реакции на происходящее. Психолог Джин Шинода Болен в своей книге «Богини в каждой женщине» называет синтез логики и образности «сознанием Афродиты». Она пишет: «Я заметила, что во время терапевтической работы одновременно идет несколько процессов. Я поглощена выслушиванием моего пациента, на которого направлено мое внимание и сострадание. В то же самое время моя голова активно работает, мысленно анализируя услышанное. В памяти всплывает то, что я уже знаю о человеке – прошлый сон, сведения о семье, предшествующий случай, текущие события в ее или его жизни, возможно имеющие значение. Иногда всплывет какой-нибудь образ или сама собой возникает метафора. Я могу почувствовать свой собственный, отмечаемый мною отклик то ли на материал, то ли на способ его выражения. Мой ум, стимулированный моей погруженностью в другого человека, работает активно, но в восприимчивом ключе.

То, на что я отзываюсь в течение аналитического сеанса, подобно одной части большой мозаики, важной детали в более крупном, только частично завершенном портрете человека, с которым я провожу курс терапии и вовлечена в процесс взаимодействия. Если мы занимаемся трансформационной работой, между нами возникает эмоциональное поле, достаточно сильное, чтобы затронуть нас обоих. Как заметил Юнг, в анализ вовлекаются целиком обе личности – и сознательные, и бессознательные элементы в докторе и в пациенте глубоко затронуты: «Для двух личностей встреча подобна смешиванию двух различных химических веществ: если существует какое-либо сродство, преобразуются оба».

В процессе терапии я постепенно стала сознавать, что в дополнение к восприимчивому, расположенному к взаимодействию сознанию Афродиты, облегчающему изменение и развитие, я также должна соблюдать оптимальную эмоциональную дистанцию. Если я слишком сопереживаю или идентифицируюсь со своим пациентом, мне не хватает определенной и важной объективности. Если я слишком дистанцируюсь и испытываю недостаток любви к пациенту, то теряю решающую эмпатическую связь, без корой не возникает достаточного объема информационной энергии, необходимой для осуществления глубоких изменений». (Джин Шинода Болен. «Богини в каждой женщине». Киев, «София», 2006).

Астрология – это такая область деятельности, в которой детально разработаны определенные техники. Эти техники можно выучить, выработать умение ими пользоваться. И когда эти техники освоены в полной мере – так, что вы можете приложить их к исследованию конкретного гороскопа личности или ситуации, - тогда вдруг происходит некий иррациональный взрыв сознания. Перед вами встает цельный образ человека, чей гороскоп вы исследуете, его проблемы, и явно видны выходы из его тупиковой ситуации и возможные пути решения задач. Вы можете на понятном человеку языке описать для него все, что вы видите в своих озарениях, и вразумительно ответить на его уточняющие вопросы, оставляя при этом ему полную свободу выбора.

Астрологическое консультирование стоит в очень интересной позиции: между наукой и искусством. С одной стороны понятно, что такой сложный объект как человек, нельзя исследовать, не имея никакого базиса, научной парадигмы, то есть системы основных взглядов и понятий. А с другой стороны понятно, что роль индивидуальности, индивидуального начала, индивидуального момента, который возникает между астрологом-консультантом, с одной стороны, и его клиентом, с другой стороны, именно в силу своей уникальности научному познанию неподвластен.

Авессалом Подводный: «Общаясь с другим человеком, но не просто общаясь, не просто тусуясь, не просто совместно развлекаясь, а принимая существенное участие в жизни другого человека, мы в этот момент испытываем и проживаем что-то совершенно необыкновенное; наверное, это переживание и есть та искра, из которой вырастает человековед в истинном смысле этого слова».

Разговор между клиентом и терапевтом, так или иначе, идет на уровне мировоззрения, на уровне мировосприятия, даже если по своему непосредственному содержанию он совершенно конкретен, причем для клиента всегда априорно важно, как психотерапевт смотрит на процесс терапии как таковой.

Мировоззрение психотерапевта оказывает воздействие на клиента сразу: вот он зашел в кабинет и все, сразу что-то начало происходить, сразу начался интимный контакт.

Клиент может считать, что у него нет ни подсознания, ни сознания, ни мировоззрения, но в действительности все это у него есть, - но им не осознано. И его неосознанное мировоззрение входит в контакт с мировоззрением терапевта, которое может быть и самим терапевтом не осознано. Потому что совершенно не факт, что он им занимается, его формирует. И в результате получается неприятный неясный конфликт между двумя неосознанными мировоззрениями, хотя и клиенту, и терапевту совершенно непонятно, в чем собственно дело.

Или, наоборот, происходит залипание: если у клиента и терапевта возникает общность мировоззрений, они могут почувствовать невероятную симпатию и силу притяжения друг к другу. Это, однако, не означает, что терапия пошла эффективно.

Ситуация психотерапевтической помощи в прямом смысле принципиально порочна. И настоящий психотерапевт должен ее всячески избегать. Он должен своему клиенту как-то помочь, но при этом он должен создать клиенту впечатление, что никакой особенной роли в его жизни не сыграл, не оказал никакого существенного воздействия. В идеале через некоторое время клиент должен сказать терапевту: «А чего это, собственно говоря, я к вам хожу?» Он должен обнаружить, что проблема, которая его волновала, его больше не волнует, и вообще никакой проблемы не было.

Выстроить процесс психотерапии именно таким образом достаточно непросто, в первую очередь потому, что при таком подходе нет привычного для классических школ психотерапии представления о том, что психотерапевт – это профессионал, это человек, который умеет, что-то может, и эти свои знания и умения прилагает к проблемам пациента.
Истинный целитель – это человек, который организует прием больных так, что каждый конкретный пациент приходит к нему на пороге естественного самоисцеления. Тогда и делать ничего не нужно, и с кармой вы находитесь в положительных отношениях. У клиента возникает примерно такое ощущение: причем тут терапевт, я все сделал сам, да и болезни никакой не было, так, что-то померещилось.

Качества астролога-консультанта.

Эти качества указывает Авессалом Подводный. Он говорит, что они должны быть присущи астрологу-консультанту от природы, с одной стороны, и, с другой стороны, их можно и нужно развивать. Авессалом Подводный: «И я повторяю: здесь, во-первых, неполный список, а во-вторых, он субъективный, мой лично, так что у вас может быть совсем другое мнение - а может быть, вы захотите его видоизменить и продолжить.

Постоянный и подробный интерес к другим людям, ненасытность в плане новых знакомств, контактов.

Об этом пел Высоцкий в свое время:
"Как нас дома ни грей, не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей".

О нем говорили друзья, что он умел слушать, как никто. Через немудрящий рассказ простого человека он мог увидеть его ситуацию и войти в нее.

Интерес к индивидуальным различиям между людьми.

Вот впервые попадаете вы в Китай, и первое впечатление - хорошие люди, но до чего все одинаковые. Так вот, у настоящего человековеда возникает острое желание присмотреться и научиться видеть разницу между ними. Ему хочется понять, как они друг друга различают, и чем они объективно различаются, и он очень быстро начнет их различать.

Энтузиазм и легкость в общении.

Когда ко мне идут люди на курс коммуникатики, я предупреждаю: если у вас сложности в общении, то лучше ко мне не приходить. Потому что это означает только одно: что вы общаться не хотите. А вот если вам нравится общаться, и вы уже умеете, но хотели бы еще лучше, еще тоньше, - тогда милости просим. А решить проблему общения можно только в том случае, если предварительно нейтрализовать те свои субличности, которые любое общение ненавидят. И если вы с ними договоритесь, тогда приходите, а иначе лучше не надо.

Умение свободно говорить на любую тему и комфортно молчать.

Учтите: люди, свободно говорящие, редко довольны своей свободой, им хотелось бы еще лучше. Поэтому на эту тему лучше спросите окружающих, не доверяйте собственной оценке.

Способность быстро подстроиться под любого человека и интерес к этому.

Здесь фактор именно быстрой подстройки принципиален. Если вам надо подстраиваться к новому человеку месяц, то человековедение - не для вас. Или вы быстро учитесь подстраиваться в течение двух минут, или никак. А для этого нужен ваш искренний интерес к этому, потому что подстройка под человека, говоря на эзотерическом языке, всегда сопровождается резким ударом по всем вашим тонким телам. Да, это всегда удар, и тем более сильный, чем больше этот человек от вас отличается. Чтоб вам было понятней, представьте, что перед вами стоит толпа из сотни человек, которая вам улыбается, и вам к каждому нужно подойти и прижаться, причем в быстром темпе. Вот если этот процесс доставит вам удовольствие, и вы в результате останетесь целенькими и в хорошем настроении, то все в порядке. Однако это трудно, особенно если эти граждане все противоположного вам пола. Если не верите - попробуйте.

Способность перерабатывать негативные переживания и эмоции: чужие, а в первую очередь, конечно, свои.

Ведь если вы не умеете прощать, то из черной меланхолии не сумеете быстро выбраться, а это умение вам может нередко понадобиться. Конечно, у вас раз в десять лет может быть глубокий даун, имеете право, но, как правило, вы должны выбираться из любых негативов быстро. Потому что мы живем в трудное время, и люди, которыми вы будете заниматься, будут на вас транслировать или свои, или хотя бы чужие негативные эмоции. Например, приходит такая ангелоподобная особа и начинает рассказывать, как с ней обращается муж, так что не понимаешь только одного: почему на ней нет синяков и почему она вообще до сих пор жива. Так вот, это все описание идет на вас прямиком, вы не заблуждайтесь на эту тему: она не просто рассказывает вам, как муж с ней плохо обращается, она своего мужа к вам напрямую разворачивает. Так что если она рассказывает вам, как он ее душил, то энергетически он вас в этот момент душит. Все это вы должны уметь пережить, потом почесать в голове и сказать безо всякого огорчения или злобности, а добродушно и даже почти радостно: " Надо же, чудесны пути Господни", и состоять в глубочайшем убеждении: "Что Бог ни делает - всё к лучшему".

Снисходительность к себе и другим, причем начиная с себя.

Человек, который жестко судит себя, бессознательно проецирует это на других, они это моментально чувствуют.
Вера в человека. Это тоже очень важный момент - абстрактная вера в человека. В то, что любой человек, если очень сильно захочет, в одном порыве в течение года может стать совершенно другим. У вас должен быть опыт такого рода наблюдений самого себя или других. И вы должны верить, что это чудо может произойти с любым, каким бы он ни казался с вашей точки зрения безнадежным. А есть люди, которые свою безнадежность транслируют с такой силой, что просто диву даешься. Приходится себя потом вытягивать из депрессии по его поводу и говорить: это он все врет: он не такой безнадежный, каким он мне себя изображает.

Широта интересов.

Это понятно: если вы занимаетесь человеком, вы должны заниматься всеми его аспектами и всеми его интересами.

Ощущение своей уместности в мире.

Это очень важный момент. Уместность себя в мире - это очень важное ощущение, которое иногда снаружи маскируется под прямо противоположное, но где-то в глубине души вы должны знать, что вы пришли в этот мир с санкцией на бытие в нем. Вот именно с таким нажимом, с которым я сейчас сказал, вы должны это внутри чувствовать: что вы имеете право двумя ногами идти туда, куда вы хотите дойти, или же стоять на месте, и при этом делать то, что вы считаете нужным. И вы должны знать, что вы родились с этой санкцией. А если у вас этой веры нет, то ваш клиент это моментально почувствует и быстро приспособит вас к своему сюжету, незаметно для вас. Вообще люди, которые приходят за помощью, по большей части профессионалы. Это профессионалы беспомощности, которые умеют ловко поворачивать психотерапевтов по своим сюжетам, выставляют их как неудачников, а потом ставят себе зарубки: и этот горе-помощник не справился с моей Проблемой!

И эта неспособность "специалистов" справиться с их проблемами таким горе-пациентам в жизни очень помогает. Потому что как есть черные учителя, так есть и черные ученики. И есть люди, миссия которых быть - "черным пациентом" по отношению ко всевозможного рода специалистам. Таковы "профессиональные" клиенты, и с ними психотерапевту или целителю бывает иногда очень интересно взаимодействовать, совершенствуя свое мастерство, но следует помнить, что обычно у терапевта в данном случае нет шансов на реальную помощь такому "страждущему".

Ощущение потребности мира в себе и своих усилиях.

Это подсознательное ощущение, которое не должно особенно опираться на ваш опыт. Оно должно присутствовать априори.

Внутренняя устойчивость и психическая пластичность.

Я думаю, вы понимаете, насколько и то, и другое необходимо человековеду.

Стремление и способность разбираться в тонкостях.

Это момент, который многие начинающие и практически ориентированные специалисты не понимают. Им кажется, что достаточно овладеть достаточно топорным языком, топорными понятиями - и они становятся успешными манипуляторами и достигают своих целей. Иногда - да. Но они не могут быть человековедами. Потому что человековед видит за бытием человека то единство, которое его собирает. А это единство относится к атманическому плану, оно ощутимо только крайним напряжением внимания к наитончайшим тонкостям и всегда постигается интуитивно.

Предпочтение тонких методов работы "толстым".

Я думаю, теперь вам это понятно.

Пониженное сексуальное влечение.

Если у вас нормальное или повышенное сексуальное влечение, вы обязательно столкнетесь в своей практике с идеальным сексуальным партнером. Он будет для вас на порядок лучше всего того, что вы в своей жизни имели, и того, что можете себе представить. И понятно, что сюжет получится нехороший, так как смешивать личное и трансперсональное невозможно. Интересно, что первый сюжет психиатра К. Юнга был именно таким: его пациентка по психоанализу была женщина совершенно необыкновенная, и через некоторое время анализа между ними случился роман, причем скандал был на весь психоаналитический мир, и разруливал ситуацию не кто-нибудь, а сам Зигмунд Фрейд. И Юнг писал ему и матери своей пациентки оправдательные письма. В общем, нехорошо получилось.

(Примечание мое: на мой взгляд, астрологом-консультантом может быть человеком с нормальным и даже повышенным сексуальным влечением. Но при условии, что в его жизни эта базовая общечеловеческая потребность глобально удовлетворена в достаточной мере. Тогда астролог-консультант способен легко переносить депривацию этой потребности. Он осознает значение сексуальной потребности в своей жизни и степень ее власти над собой, но не ощущает зависимости от этой потребности. Он способен вести себя в ситуациях, связанных с ощущением своей сексуальности в присутствии клиента, осознанно. Сексуальные инстинкты в этом случае не будут иметь достаточной силы, чтобы выйти из-под контроля и принудить астролога-консультанта нарушить соответствующий пункт этического кодекса. Практический маг и социальный кудесник часто получается из человека с сильной пораженной Венерой, например, Венерой в Овне или Скорпионе с напряженными аспектами. И это соотносится с идеей книг Карлоса Кастанеды об учении Дона Хуана: «Стать магом может только страстный человек. Но чтобы быть магом, нужно быть бесстрастным»).

Отсутствие интереса к наркотикам, включая алкоголь и табак.

Это не значит, что вы должны обладать полным отсутствием сексуального влечения, никогда не курить, ничего не пить, но в любом случае эти ваши интересы должны быть чем-то минорным для вас. Они ни в коей мере не должны быть для вас проблемой. Дело в том, что общение с другими людьми это само по себе очень мощный наркотик. Если вам попадается человек, с которым у вас очень хороший контакт, то у вас возникает сильная медитация тонкого плана. Но если у вас есть стремление к алкоголю, наркотикам, грубым сексуальным отношениям, то вы неизбежно спрофанируете ваш тонкий психологический контакт, не сможете удержать ваши спонтанные парные медитации на том уровне, на котором они вначале пойдут. Иными словами, у вас должно быть предпочтение к тонким трансовым медитативным состояниям перед плотными.

Тонкие защиты астролога-консультанта.

Авессалом Подводный: «Астролог-консультант на поверхностном уровне своей психики должен реагировать на любое, самое тонкое воздействие окружающей среды. А с другой стороны, в более глубоких частях своей психики он должен быть, наоборот, весьма устойчив. Подходящий для этого определения образ – океан, на поверхности которого ходят крутые волны и порой разыгрываются страшные бури, а в глубине всегда тишь и спокойствие. У астролога-консультанта, с одной стороны, может быть весьма подвижная эмоциональность на внешнем уровне, но она должна быть поддержана большой устойчивостью на внутреннем уровне. Если этого нет, то эффективно работать с серьезными клиентами практически невозможно.

Любой астролог-консультант в какой-то мере заболевает проблемой клиента и на себе ее решает. И если у него хороший ангел-целитель, то слишком тяжелого клиента он к нему не подпустит. Поэтому нужно беречь своего ангела-целителя, не будем брать на себя больше работы, чем он имеет в виду.

Самая главная иньская защита заключается во внутреннем принятии консультантом того, что происходит, то есть в принятии мира таким, каков он есть. Если смотреть на клиента и его внешнюю и внутреннюю жизнь с позиции зла, несовершенства и т.д., то их там можно обнаружить, сколько хочешь, и если начать с ними сражаться на материале психики и жизни клиента, то добром это обычно не кончается. Поэтому априорное принятие клиента и отношений, которые с ним складываются, тоже очень важный момент в теме защиты консультанта. Он, консультант, всегда несовершенен, он обязательно совершает ошибки, где-то он грубовато себя ведет, чего-то не видит, иногда вообще в лужу садится, но это все тоже является важным, существенным звеном процесса помощи клиенту. При таком подходе и сам консультант, и его отношения с клиентом подстраиваются под главную цель астрологической помощи и перестают быть ей антагонистичными. И тогда не возникает очень многих неврозов и переутомлений, которые свойственны многим астрологам-консультантам.

А янская защита – это меч, которым вы протыкаете своего клиента насквозь, или кувалда, которой вы его двигаете по голове, а потом лечите то, что осталось. Тогда он на вас сразу уже не кинется. Способ не самый оптимальный, но, к сожалению, самый распространенный. И есть даже некоторые типы терапии, которые имеют это в виду. Можно, например, сразу нагрузить пациента терминами, которые ему непонятны, или имеют для него зловещий скрытый смысл – это быстро ставит его в тяжелое положение.

Опытный консультант не смотрит на то, что происходит, а смотрит, как это происходит, и видит очень много обертонов и оттенков там, где обычный человек их не замечает.

Клиент, как правило, нуждается в кардинальных переменах, но сам этого не видит и не имеет в виду. Более того, обычно клиент вообще не знает, что ему нужно. Он приходит, потому что его беспокоит симптом. А на какие жертвы он готов пойти ради того, чтобы от этого симптома избавиться, он не знает. Чаще всего для разбирательства в этом требуется многоэтапная последовательность взаимодействий в паре клиент-консультант. И консультант должен иметь в виду, что на любом этапе астрологические сеансы могут прекратиться. И клиент может отказаться от продолжения, и консультант имеет право сказать клиенту: «Вы знаете, то, чего вы хотите, с теми ресурсами, которые вы отпускаете на решение проблемы, невозможно. Я с вами на ваших условиях дальше работать не буду». Услышав эти слова, клиент, не обижаясь, уходит от данного консультанта и ищет себе другого или пытается решить свою проблему сам».

Мироощущение астролога-консультанта.

Авессалом Подводный: «Один из признаков, по которому можно определить астролога-консультанта : это человек, которого в детстве очень волновали мифы, сказки, легенды.

Интегрированная психика.

Одна из основных вещей, которой должен обладать астролог-консультант - это интегрированная психика: он должен ощущать себя цельным человеком, которого ведет по внешней жизни единая программа; она может быть плохо выразима в рациональных терминах, но должна собирать его психику воедино. А без этого вы не можете заниматься другими людьми. Почему? По чисто техническим соображениям: если у вас этого нет, у вас не будет устойчивости. И ваши клиенты, которые обязательно будут сгружать на вас свои собственные проблемы, они-таки вас этими проблемами так нагрузят, что вы под этим ними или разорветесь на куски, или потонете. Вам как консультанту нужно уметь интегрировать негармоничный мир, а это можно сделать только на путях интеграции собственной психики. Что это за пути? Я сейчас приведу некоторые примеры.

Закон, который очень убедительно описал Станислав Гроф (хотя он и сформулировал его лишь как некоторое частное замечание, но, с моей точки зрения, это очень важный закон интеграции психики) заключается в следующем. Гроф писал что, при психологической интеграции конкретного негативного переживания, которое было когда-то в жизни человека, он должен пережить и интегрировать его трижды: в роли субъекта, в роли объекта и в роли наблюдателя. Например, если человек пережил насилие над собой, оказавшись в роли жертвы, то он должен интегрировать свое воспоминание об акте насилия, а затем чувственно пережить эту сцену еще дважды: в роли агрессора и в роли внешнего наблюдателя этой сцены. Он должен, таким образом, выступить во всех трех ролях. И трижды полностью пережить эту сцену и ее интегрировать внутри себя. Понимаете? И только после этого травмирующие воспоминания действительно уходят.

Иными словами, оказывается, что когда мы проживаем свою жизнь, мы воспринимаем ее не только собственными глазами, но также и глазами того, на кого мы смотрим, будучи непосредственно вовлечены в какой-то внешний сюжет, а еще воспринимаем себя и свои объекты воздействия глазами внешнего наблюдателя. А что это означает? Это означает, что подсознательно у нас идут совсем не те процессы, с которыми мы идентифицируемся сознательно. И астролог-консультант должен эту ситуацию внутри себя глубоко прочувствовать и принять. А некоторые примеры я вам сейчас приведу.

Подавая милостыню убогой старушке, молодой человек своей рукой протягивает ей монетку, и в то же время подсознательно принимает эту самую монетку сморщенной дрожащей старческой рукой. Он должен в себе это уловить. Большинство людей это делают подсознательно, а интегрированный человек должен в себе это уловить, одномоментно принять оба взгляда.
Вопрошая в молитвах помощи от всемогущего Бога, несчастный и зависимый от своих злобных родственников больной подсознательно чувствует себя здоровым, всемогущим и карающим Богом.

Человек, выработавший в себе чрезвычайными и долгими усилиями ответственность и исполнительность, в своем подсознании имеет не менее сильного вальяжного пофигиста и лоботряса.
Никакой громогласный научный атеист не обойдется в своей душе без нерешенных экзистенциальных и мировоззренческих вопросов, успешно разрешить которые может только наивная вера, которая в нем имеется в большом количестве.

Последовательный сноб и аристократ слишком хорошо понимает, что такое плебейство: именно потому, что он имеет внутри себя эту черту в весьма выпуклом и развитом варианте.
Сугубый практик и рационалист где-то в подсознании имеет абсолютно романтический взгляд на мир и хорошо чувствует лирическую поэзию. - Это, кстати, эмпирический факт. Другое дело, как он относится к этой своей субличности.

Человек, посвятивший себя отречению от мира и страстей и в течение многих лет старательно их избегающий, может в одночасье умереть от ревности и зависти к случайному гостю. - В классике буддизма описаны подобные эффекты.

Человек, культивирующий в себе ненависть к классовому врагу, может неожиданно для себя перейти на его сторону, совершенно искренне сменив мировоззрение на противоположное. И он это чувствует внутри себя.

Профессиональный детектив, посвятивший себя цели уменьшить количество гуляющих на воле преступников, скучает без них. Читайте Шерлока Холмса.

Человек пылко стремящийся познать и возлюбить Бога, нередко подсознательно ненавидит препятствия к нему. Иначе образ Сатаны бы просто не возник. А вы понимаете, что такое подсознательная ненависть к чему угодно? Ведь пока не облагорожены оба противоположных качества, говорить о проработке одного из них не приходится.
А вот как синтезировать свои субличности в единое целое, это большой вопрос. На эту тему я написал несколько книг, в частности, "Человек Многоликий", и сейчас на эту тему у нас идет курс в заочной школе.

Естественно, что для многих людей, которые жили в эпоху Рыб, действительно внутренне принять такого рода вещи было бы очень тяжело. Для эпохи Рыб такое представление было неприемлемо, и наверно правильно было неприемлемо, а вот эпоха Водолея нам говорит, что все это надо принять. А для нынешних времен, такого рода "двусмысленное" поведение подсознания, когда в психике имеется любое качество вместе с его противоположностью, - сравнительно общее место, по крайней мере, принципиальных возражений обычно не вызывает. Фриц Перлс называл "нижней собакой" сопротивление человека его сознательному идеалу, который Перлс обозначал как "верхнюю собаку". То есть "верхняя собака" это, то к чему мы сознательно стремимся, а нижняя - то, что внутри нас этому стремлению сопротивляется. И все это у нас имеется: и верхняя собака, и нижняя, и идеал, и противоположность ему. И один из первых людей, который на весь мир громогласно об этом заявил, был человек очень неоднозначный, Ошо Раджниш. Но он это заявил как эзотерическую истину для людей, которые во многом были к этому не готовы. Поэтому со временем его процветающую американскую общину крупно обокрали, на его жизнь покушались, и лекции ему пришлось читать под охраной автоматчиков, я сам видел эти кадры. И вокруг их американского поселения была колючая проволока.

Но 60-70-е годы прошлого века, когда проповедовал Раджниш, и 2000-е годы - это совсем разные вещи. Многое из того, что казалось непонятным тогда, сейчас уже на интуитивном уровне гораздо понятнее. К. Юнг писал в 50-х годах, что интеграция психики - не для всех, что есть люди, которые, столкнувшись с интеграционными процессами, приходят настолько в тяжелое состояние, что их надо только пожалеть и отложить это тяжелое занятие. А вот сейчас интеграция становится жизненной необходимостью для гораздо более широкого круга людей, чем тогда, потому что интегрируется мир. Неинтегрированный человек в интегрированном мире - это нонсенс. Мы все дети Планетарного Логоса, устроенные по его образу и подобию, от этого никуда не денешься. Учите иностранные языки. А самое главное, учите главный иностранный язык - язык сумерек. Язык сумерек в Гималаях - это часть санскрита, на которой можно выражать только духовные истины, а для бытовых реалий в нем просто нет слов. Язык высших архетипов в этом смысле является частью языка сумерек. Чем лучше вы его знаете, тем выше будут ваши собственные представления о ваших делах, скажем так, и внешних и внутренних.

Вопрос из зала: С точки зрения нашей реализации здесь, что является более правильной задачей: радостно идти за золотой чайкой или искать гармонию в той жизни, которая есть?
- Знаете, мнение, что наше предназначение здесь - радоваться и жить радостно, это взгляд, альтернативный эволюционному развитию. У меня не тот гороскоп, чтобы на такой позиции стоять. Насчет радоваться и жить радостно: есть у меня какое-то количество знакомых с совершенно гармоничными картами, на которых я с удовольствием смотрю и для них это самое оно. А большинство людей относятся к каким-то промежуточным вариантам.

Вопрос из зала: Не лучше ли, чем уходить в малое и большое отшельничество, выстроить жизнь так, чтобы она была чередой положительных реализаций?
- Я не верю, что жизнь можно выстроить как череду положительных реализаций. Как череду положительных самообманов - да, а череду положительных реализаций в нашем мире мне очень трудно себе представить. Слово "положительно" можно понимать двумя способами: можно понимать, что все хорошо, или - что все в целом хорошо. Так вот, я не верю ни в то, ни в другое. Я вижу жизнь человека, как представляла ее себе русская гуманистическая традиция - как последовательность падений, ошибок, заблуждений и выходов из них. Говорить про положительные реализации - это совершенно не мой взгляд на мир. Я не встречал таких людей до сих пор, это не мой опыт, а когда я их встречу, я вам что-то отвечу. Я, к сожалению, не встречал пока ни одного человека, который мог бы этим похвастаться».

21 листопада 2009