Агрессия. Агрессивность и Активность, Воинственность.


Агрессия как природное явление
Агрессия, согласно конецепции Конрада Лоренца, - это состояние, которое эндогенно обусловливает инстинктивные действия как у животных, так и у людей, и это состояние не является главным образом реакцией на внешние события. Агрессивное побуждение, как и другие инстинкты, спонтанно генерируется в человеке и постоянно ищет выражения. Предполагается, что агрессивный драйв возникает сам по себе, а не как реакция на фрустрацию и внешние стрессы. Мы не можем существенно уменьшить агрессивные наклонности людей, облегчив их участь или уменьшив разочарования, согласно Лоренцу.

Агрессия как направленное действие
В международном праве (лат. aggressio — нападение) — противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН "Определении агрессии", согласно ст. 1 которого агрессией является "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или к.-л. другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций". Понятие А. включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение к.-л. государством вооруженной силы первым). А. считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. По способу осуществления А. может быть прямой и косвенной. (Энциклопедический словарь экономики и права)
В психологии - 1. мотивированные действия, нарушающие нормы и правила, причиняющие боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба. 2. акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Агрессивность как свойство личности, качество личности
Агрессивность - (лат. aggressio - нападать) - это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к агрессии, его способность проявлять агрессию или готовность осуществлять агрессивные действия.

Например, описывая человека, мы говорим: "Он агрессивный", - подразумевая, что уровень агрессивности у этого человека ярко выраженный или повышенный. Или мы говорим: "Он неагрессивный", - подразумевая, что что уровень агрессивности у этого человека не ярко выраженный или пониженный. По умолчанию человек по природе обладает таким качеством как агрессивность. Агрессивность необходима и человеку, и животным для выживания. Отрицательный характер агрессивность носит только тогда, когда бывает неадекватной обстоятельствам. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы.

Повышенная агрессивность по своему происхождению бывает природная (людей с повышенной агрессивностью в природы меньшинство); возрастная (особенно ярко выражена в подростковом и старческом возрасте); ситуативная (возникает как ответ на внутренние конфликты или как симптом болезни). Например, авитаминоз дает повышенную агрессивность, а также такие заболевания как сахарный диабет, туберкулез, вегето-сосудистая дистония, хронические гайморит, синусит, невралгии. Причиной повышенной агрессивности могут быть паразиты (гельминтоз), посттравматический синдром и т.п.

Человек пониженной агрессивности испытывает недостаток бойцовских качеств, ему очень трудно осуществить свои серьезные замыслы.

Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин "агрессивный" по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С.440—446.1 р. 363—372. Для того чтобы оценить понятие инстинктивного влечения к агрессии, нужно сперва прояснить значение термина «инстинкт».

Дарвин рассматривал инстинкты то как драйвы, побуждающие человека к особенному типу поведения, то как поведенческие тенденции (например, кураж) или проявления чувств (таких, как симпатия), или придерживался более близкого современной науке взгляда, определяя инстинкты как стереотипные поведенческие паттерны, характерные для данного вида (например, строительство улья у пчел).

Большинство дискуссий на тему инстинкта, включая работы Фрейда и других психоаналитиков, использовали концепцию инстинктов, в основе схожую с той, которую развивал Дарвин в своей классической работе 1871 года «Происхождение человека». В этой книге Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Именно цель, а не что-то еще определяет природу данного инстинкта, настаивал он, цель, а не специфические действия животного. Животное не всегда ведет себя одинаково, когда пытается добыть еду, пару или убежище. Самое большое значение имеют цели животного. Более того, по Дарвину, инстинкты не обязательно направлены на поиск удовольствия и стремление избегнуть боли. Он думал, что более «вероятно, чтоинстинкты являются простой наследственной силой, не стимулированной ни удовольствием, ни болью».

Как и Дарвин, Фрейд верил, что внутренние побуждения заставляют человека преследовать определенные цели, и так же, как и великий эволюционист, он считал, что цель инстинктов не всегда заключается в простом поиске удовольствия. О предполагаемом стремлении человечества к смерти и уничтожению Фрейд написал в опубликованной после Первой мировой войны аналитической работе «По ту сторону принципа удовольствия». Согласно концепции Фрейда, конечной целью всей жизни является не удовлетворение фундаментальных биологических потребностей в выживании, а смерть.

Фрейд убежден, что инстинкт жизни в какой-то степени противостоит другой инстинктивной силе — поиску смерти. В основании «инстинкта смерти» лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таим образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. По словам Фрейда, задача либидо – обезвредить разрушающий инстинкт, и оно выполняет свою задачу, отвлекая этот инстинкт наружу в направлении объектов окружающего мира. Следовательно, инстинктивное влечение к смерти проявляется в агрессивном отношении к другим людям. «В самом деле кажется, - писал он, - как будто нам нужно уничтожить какую-то другую вещь или человека для того, чтобы не уничтожить самих себя".

Если следовать теории Фрейда, то людям все же не обязательно делать этот выбор. Всегда существует та или иная альтернатива. Ортодоксальный психоанализ утверждает, что агрессивный драйв можно ослабить (то есть изменить его направление или сублимировать), занявшись подменяющей деятельностью, не включающей ни насилие над другими людьми, ни самоуничтожение. Мы можем найти нашей агрессивной энергии конструктивный выход в преодолении встречающихся нам трудностей, в освоении окружающей среды. Однако Фрейд не возлагал больших надежд на то, что подобные отвлечения сработают. Его «окончательное представление было мрачным». Люди не могут избежать непрерывной борьбы собственной жизни и инстинкта смерти. Вероятно, драйв ненависти и уничтожения можно ослабить, но нельзя исключить полностью.

Мало кто из последователей Фрейда согласился с его предположением, что стремление к насилию основано на стремлении к собственной смерти. Тем не менее, нынешний психоанализ по большей части разделяет основные взгляды Фрейда на агрессивность. Так же как и Фрейд, многие психоаналитики полагают, что людям требуется гармонизировать сексуальные и агрессивные инстинкты. Для многих современных фрейдистов эти влечения схожи в очень важном аспекте: оба влечения врожденные, постоянно требуют выражения, направление и того и другого можно изменить. Эта концепция настолько распространена, что даже те психологи, которые не считают себя ортодоксальными психоаналитиками, принимают ее. Один психолог из Калифорнии недавно заявила в прессе, что дети «рождаются с агрессивными влечениями». Однако, продолжала она, излагая собственную версию ортодоксальной психодинамической теории, «в любящей семье» эти влечения могут быть изменены на «здоровую агрессивность: конкуренцию и честолюбие.

Конрад Лоренц, выдающийся исследователь поведения животных, интерпретировал агрессивность с точки зрения энергетической модели мотивации животных. В течение всего своего длинного и замечательного научного пути Лоренц придерживался мнения, что инстинктивные действия по большей части детерминированы эндогенно как у животных, так и у людей, и они не являются главным образом реакцией на внешние события. В инстинктивных центрах нервной системы организма спонтанно накапливается неизвестное вещество или возбуждение, и оно заставляет организм реагировать на ситуативный стимул особенным способом. Важно отметить, что Лоренц не приравнивает эту стимуляцию к рефлексам. Организм не побуждается внешними событиями. Более вероятно то, что ситуативные стимулы всего лишь «открывают» или «высвобождают» в нервной системе сдерживающие механизмы, тем самым давая возможность внутреннему драйву «вытолкнуть» инстинктивное действие наружу.

В отличие от Фрейда, Лоренц делал попытки интегрировать свою концепцию с дарвиновской доктриной эволюции. Лоренц предположил, что агрессия дала, по крайней мере, три эволюционных приобретения. Она привела к дисперсии животных одного вида на данной территории, таким образом, сбалансировав количество представителей вида и имеющиеся ресурсы; способствовала отбору сильнейших представителей вида в ходе драк с соперниками и способствовала проявлению заботы о молодняке.

Формулировка Лоренца придает новый смысл и создает базу для попыток контроля агрессии. Лоренц полагает, что если организм в надлежащее время не столкнулся со случайным высвобождающим стимулом, то потом может действовать неадекватно ситуации. Инстинктивное поведение может проявляться само, в результате давления сдерживаемого в организме драйва. Так, например, голубь-самец, лишенный возможности ухаживать за самкой и спариваться с ней, начинает приседать и курлыкать не только перед надувной резиновой голубкой, но и перед углами собственной клетки. Лоренц считал, что такая «бессмысленная активность» (vacuumactivity) возникает вследствие переизбытка инстинктивной энергии, аккумулированной в особом центре инстинкта. Энергетическая модель Лоренца, очевидно, имеет существенное сходство с общим мотивационным подходом Фрейда: эколог-первопроходец признавал «соответствие» между своими взглядами и взглядами Фрейда. В случае агрессии он все же не принимал идеи Фрейда об инстинкте смерти, но действительно был убежден, вместе с великим психоаналитиком, что люди обладают врожденным стремлением нападать на других. Лоренц также считал, что этим влечением могут быть вызваны действия, на первый взгляд имеющие с агрессией мало общего.

Важно убеждение Лоренца относительно того, что агрессивное побуждение, как и другие инстинкты, спонтанно генерируется в человеке и постоянно ищет выражения. Он четко сформулировал эту точку зрения в рассчитанной на широкую аудиторию книге 1966 года «Об агрессии» (On Agression). Отталкиваясь от своей энергетической модели, Лоренц считал, что «именно спонтанность [агрессивного] инстинкта делает его столь опасным». Предполагается, что агрессивный драйв возникает сам по себе, а не как реакция на фрустрацию и внешние стрессы. Мы не можем существенно уменьшить агрессивные наклонности людей, облегчив их участь или уменьшив разочарования, настаивал Лоренц.

Представляют ли люди особую опасность? Лоренц также был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние, чем на животных. В отличие от людей, заявлял он, у многих видов животных есть инстинктивные механизмы, контролирующие и сдерживающие их от нападения на себе подобных. Легче всего наблюдать эти сдерживающие процессы у животных, которые легко могут уничтожить друг друга. Так, утверждает Лоренц, львы, волки и даже собаки обладают чем-то вроде естественного «выключателя», автоматически сдерживающегоих нападение на противника, когда активизируется запрещающий механизм. Этот механизм удерживает их от уничтожения врагов из своего вида. Согласно Лоренцу, таким эффектом обладают жесты умиротворения. Когда два животных одного вида дерутся, через некоторое время более слабое животное, которому грозит смерть, подчиняется победителю и показывает жест умиротворения. Так, волк, жестоко дерущийся с другим волком и проигрывающий схватку, изображает покорность, повернувшись на спину и выставляя незащищенное брюхо. Жест умиротворения быстро блокирует агрессию победителя и тем самым мешает животному добить жертву. Люди, писал Лоренц, не имеют инстинктивных преград, мешающих им убивать своих собратьев. Их нападения на других нельзя так же легко и быстро «выключить». Вследствие этого человеческий агрессивный драйв намного опаснее, чем агрессивный драйв животного.

Существует ли потребность в «безопасном выходе»? Лоренц в действительности не думал, что все обстоит настолько безнадежно, даже если люди не обладают природными сдерживающими механизмами своих жестоких наклонностей. Так же как Фрейд и ортодоксальная психоаналитическая теория, он утверждал, что можно изменить вектор агрессивного драйва, направить его на другую, неагрессивную деятельность и тем самым разрядить скопившуюся агрессивную энергию. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия. По мнению Лоренца и других ученых, присоединившихся к его точке зрения, цивилизованные люди страдают в наше время от недостаточного высвобождения аккумулированных в них агрессивных стремлений.

Рассмотрим данное понятие более тщательно, поскольку в той или иной форме оно до сих пор разделяется многими специалистами. Тезис Лоренца утверждает, что определенные группы людей обладают особенно сильными инстинктивными драйвами из-за влияния своей наследственности. Предполагается, что для данных групп людей важно найти подходящий выход их внутренней агрессивной энергии. Например, Лоренц утверждал, что высокая степень неприспособленности, неврозы и даже склонность попадать в аварийные ситуации, распространенные среди нынешних индейцев юта с западных равнин Северной Америки, являются следствием неспособности индейцев разрядить веками вырабатывавшуюся у них интенсивную тягу к агрессии. Также Лоренц полагал, что причиной серьезных разногласий и ссор, возникающих между членами экспедиций в отдаленные местности, является изоляция от других людей. Людям в экспедиции не хватает специфических мишеней за пределами группы для разрядки накопившихся у них агрессивных побуждений. Они конфликтуют с другими членами своей экспедиции из-за все возрастающих деструктивных прессов. Лоренц предлагал несколько советов людям, попадающим в подобные ситуации: «Восприимчивый человек может найти выход в том, чтобы, выбравшись незаметно из барака (палатки или иглу), разбить какой-нибудь недорогой предмет с таким звоном и треском, как того заслуживает случай».

Здесь мы снова видим знакомый аргумент в пользу «очищающей разрядки» предположительно сдерживаемой агрессивной энергии. Такую разрядку часто защищают психологи и работники, специализирующиеся в сфере ментального здоровья с психодинамической ориентацией. Не все они разделяют веру Лоренца и Фрейда в существование спонтанно возникающего побуждения к насилию. Фактически многие считают более правдоподобной мысль о том, что влечение к агрессии возрастает в течение жизни вместе с ростом фрустрации и накапливающимся стрессом. Однако, так же как Фрейд и Лоренц, они защищают необходимость периодической разрядки накапливающихся агрессивных побуждений. Если влечение к агрессии не переключено на подменные действия, такие, как конкуренция или стремление к мастерству, и не разряжается в искусственных формах агрессии, подобных рекомендованному Лоренцом битью ваз, то вспышки неконтролируемой ярости неизбежны.
Литература
Beer, C. G. (1968). Instinct. In D. L. Sills (Ed.), Encyclopedia of the social sciences. Vol. 7. New York: Free Press.
Darwin, С. (1871/1948) The descent of man. New York: Modem Library
Eibl-Eibesfeldt, I. (1979) The biology of peace and war. New York: Viking.
Freud, S. (1920/1961). Beyond the pleasure principle. In J. Strachey (Ed.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud, Vol. 21. London: Hogarth Press.
Hinde, R. A. (1960). Energy models of motivation. Symposia of Society of Experimental Biology, 14, 199—213.
Lorenz, К. (1966). On aggression. New York: Harcourt, Brace & World.
Siann, С. (1985). Accounting for aggression: Perspectives on aggression and violence. Boston: Alien & Unwin.

В астрологии агрессивными инстинктами и бойцовскими качествами управляет Марс. Для того, чтобы проявилась агрессивность, нужно, чтобы Марс в карте рождения находился в сильной позиции и в гармоничных мажорных аспектах: в знаке Овна, Скорпиона, Козерога; в стихии Огня; в позиции ангуляра (соединение с одним из Углов гороскопа или в пределах 15 градусов от Угла в падающем доме (сектор Гоклена); в позиции планеты-перегрин (планета, у которой отсутствуют аспекты); Марс в дуэте (когда две планеты имеют аспект между собой, но ни одна из них не имеет больше аспектов с другими планетами); Марс - восточная планета (планета, восходящая над горизонтом непосредственно перед Солнцем); в соединении с Восходящим Узлом или в гармоничных аспектах с Узлами.

Агрессивные инстинкты будут проявлены, если Солнце или Асцендент в знаке Овна или Скорпиона. Выраженную агрессивность могут давать знаки синтеза гороскопа Овен и Скорпион.

Повышенную агрессивность дает Марс в соединении, оппозиции или квадратуре с янскими планетами Солнцем, Юпитером, Плутоном. А также Марс в квадратуре к Лунным Узлам.

Пониженную агрессивность дает положение Марса в знаке изгнания в Весах и Тельце и в знаке падения в Раке. Проблемы будут лишь в том случае, если зона проблематики используется не как точка роста: если недостаток принципа агрессии игнорируется, гиперкомпенсируется или подменяется принципом чувственного и эстетического восприятия на социальном уровне или принципом поддержания жизни.

Дом, в котором расположен Марс, указывает сферу жизни, в которой агрессивность выразится особенно сильно и будет уместной.

О способах, которыми человек выразит свою агрессивность, можно судить по аспектам Марса к другим планетам: аспект квадратуры укажет на принцип, против которого будет направлена агрессия. Например, квадрат Марса к Луне - агрессия против принципа адаптации, поддержания жизни, против женского начала в себе и в других.

Отдельного внимания требуют мажорные аспекты Марса с Сатурном. Традиционно считается, что мажорные аспекты между Марсом и Сатурном, в особенности соединение, квадрат и оппозиция, предвещают человеку большие испытания, лишения, беды и суровую судьбу. Это естественно, так как агрессивность, потребность действовать (Марс) входит в конфликт с потребностью быть осторожным и ответственным (Сатурн). Оба эти качества оказывается для человека очень важными, и он не может отказаться ни от одного, ни от другого. Человек с такими аспектами рано сталкивается с препятствиями в реализации того, чего страстно желает. С детства его преследуют ограничения и обязательства, которые выглядят непреодолимыми. Такой человек постоянно ощущает внутреннее давление, требующее выхода в совершении поступка, но поступок затруднен ограничениями внешних обстоятельств и внутренними комплексами и страхами. Несомненно, это тяжелая судьба – постоянно сталкиваться с препятствиями, испытывать затруднения, ощущать запрет.

Человек с напряженными аспектами между Марсом и Сатурном хорошо видит, как то или иное действие, которое он совершает, отражено во времени. Для него причинно-следственные связи – это нечто реальное. Отсюда у него в характере присутствует такая черта как умение предвидеть последствия поступка и контролировать проявления своей агрессивности. Терпеливость и мудрость, которые появляются у человека с годами, дают ему возможность видеть разнообразные варианты путей реализации своих действий. В то время как в детстве ему удавалось это неосознанно, инстинктивно. Такому человеку свойственно искать сильное решение, которое одним точным, не трудоемким действием удовлетворяет целый ряд потребностей одновременно. Зачастую сильное решение оказывается столь нетривиальным, что в глазах общественности этот человек выглядит совершенно неадекватным, его могут бояться, чуждаться, не принимать, что тоже не добавляет счастья. Только спустя длительное время некоторым из его друзей (если они есть) приоткрывается логика его поступков и мудрость решения.

Наличие аспекта Марса с Сатурном всегда говорит о том, что у человека будут остро стоять проблемы, связанные с ответственностью за свою агрессивность, за свои действия. Когда в гороскопе нет связи Марс-Сатурн через аспект, то связь поступка и ответственности отсутствует. А раз ответственности за поступок никто не требует, то и проблемы такой не будет: человек живет, что-то делает, все у него как-то более-менее складывается, периодически становится скучно или не хватает чего-то, но человек не собирается ничего с этим делать – само пройдет. При этом из внешнего мира могут поступать к человеку различные сигналы о том, что он действует безответственно, перекладывает ответственность на других, нарушает обязательства, не держит слово, постоянно ссылается на внешние обстоятельства. Но эти знаки, просьбы, намеки, упреки человеку легко оставить без внимания – все они, что называется, влетают в одно ухо и вылетают из другого. Наличие же аспекта Марс-Сатурн создает такой эффект, что упрек идет одновременно из внешнего мира и из внутреннего: во внешнем мире возникает ситуация, которая ставит человека перед фактом его безответственности и требует сатисфакции, а во внутреннем мире возникает глубокая неудовлетворенность своими действиями, которую не удается вытеснить в подсознание или чем-то заглушить. Человек буквально вынужден совершить какое-то действие, чтобы исправить положение. Например, при аспекте оппозиции Сатурн-Луна человек может очень переживать за судьбу своих близких, семью, дом. И у него для этих переживаний будут основания. Но если в конфигурации аспектов никак не участвует Марс, то человек вряд ли будет делать что-то реально, чтобы улучшить положение дел в семье или наладить отношения с детьми, предпочтет оставить все как есть. При этом он, конечно, будет считать, что исполняет свой семейный долг.

Можно ли как-то заставить человека с отсутствием аспекта Марс-Сатурн нести ответственность за свои поступки, действия, проявления агрессивности? Добровольно он это делать не станет. При сильном поражении гороскопа и специальных указаниях на то, он может подвергнуться наказанию в виде взыскания, побоев, остракизма, тюрьмы. Но вряд ли он сделает из этого какие-то выводы.

Знание об отсутствии связи Марс-Сатурн через аспект в гороскопе человека может помочь тому, кто, имеет дело с таким человеком. Особенно тяжело бывает тем, у кого в гороскопе такая связь есть, а у его партнера - нет. В этом случае владелец гороскопа со связью Марс-Сатурн через аспект берет на себя роль ведущего и, соответственно, отвечающего за совместные предприятия. Как правило, эта связь, хоть и тяжелая, но удовлетворяет обоих. Партнерские отношения между людьми, у которых в гороскопе нет такой связи, сопровождаются постоянными взаимными претензиями и ожиданиями ответственности друг от друга. Как правило, такая пара, если речь идет о бизнесе, вынуждена привлечь к работе кого-то третьего, у которого такой аспект есть. Часто в окружении такой пары есть люди с этим аспектом, которые, так или иначе, поддерживают своей энергией и ответственностью эту пару. В конце концов, складывается коллектив из людей, в гороскопах которых данный аспект есть, и этот коллектив фактически тянет всю работу и несет всю ответственность. Наиболее успешный партнерский союз бывает между людьми, у которых в гороскопе есть аспект Марс-Сатурн: они взаимозаменяемы, целеустремленны, ответственны, активны, мудры. Степень взаимопонимания очень высокая. Такой союз предполагает паритет, ибо ни один не потерпит ущемления своих интересов, и тогда союз распадается. Но для этого должно быть сильное поражение карты одного из партнеров, указывающее на большой эгоизм.

Аспекты передаются по наследству от родителей к детям – в картах рождения детей всегда есть хотя бы один аспект, который повторяет аспект карты обоих или одного родителя. Ничего удивительного в том, что дети по характеру похожи на родителей.

Таким образом, для достижения цели как в карьере и финансовой сфере, так и в любом предприятии, необходимо, чтобы в карте человека был мажорный аспект Марс-Сатурн. Если такого аспекта нет, то человек вряд ли сможет обеспечить себе самостоятельно какое-то выдающееся общественное и материальное положение, сделать значительную карьеру. Даже в том случае, если есть указатели в карте на наследство или везение, человек вряд ли сможет удачно распорядиться капиталами, приумножив их. Такому человеку следует иметь в виду, что в его окружении должен быть человек, который сможет интерпретировать для человека смысл и последствия его действий. Как правило, для успешной карьеры и финансовых операций такому человеку лучше работать в структуре, где он сможет делить с кем-то ответственность.
3 вересня 2010