Королева і Рене Декарт. П'єр Луї Молодший. 1698-1781
Особистий гороскоп розповідає, хто ми є, ким можемо стати. А гороскоп держави розповідає про прагнення народу, що ту державу створив. Мунданна астрологія з часів Месопотамії та до часів національних держав XVII сторіччя була способом зрозуміти та пояснити колективну поведінку. Це давало можливість передбачити сюжети розвитку суспільства. Останні триста років людина вважала себе вищою істотою, хазяїном Всесвіту, незалежним від його ритмів. Тому гороскоп особистості став для людини важливішим за мунданну астрологію. Але таке бачення людиною самої себе привело людство у глухий кут. Людство як вид опинилося на межі виживання. І відчуло власну безпорадність. У цій ситуації людство згадало про досвід мудреців давнього світу. Так у XX і XXI сторіччях мунданна астрологія знову почала відігравати велику і шляхетну роль.
Існує десять головних астрологічних циклів. Тобто, ми спостерігаємо з Землі рух планет, Місяця, Сонця, і бачимо, що розташування їх на небі відносно одне одного постійно змінюється. Як картинка у калейдоскопі. Цю картинку можна намалювати у вигляді схеми. І читати по цій схемі, як по нотах, "музику небесних сфер". Ця "музика" не що інше як розповідь про те, як змінюється якість часу. На світі не існує нічого постійного, незмінного. І як ми дивимося на годинник, щоб планувати свої дії, так можна дивитися на мунданний гороскоп, щоб не відставати за змінами часу. За допомогою мунданної астрології можна прогнозувати події державного та світового масштабу. Звісна річ, людина може підготуватися до прийдешніх змін, якщо знатиме про них заздалегідь.
Із гороскопу держави видно, які саме і коли сфери життя будуть найбільш актуальними. Людина може більш конструктивно, з більшою користю для себе планувати свою кар'єру, важливі починання, якщо знатиме ритми, за якими розвиватиметься держава.
«Глядя вперед, уже сейчас можно сказать, что астрологии, видимо, суждено вывести другие ветви знания из бесперспективности бездуховного рационализма и материализма, так как в течение прошлого столетия она боролась за создание собственной системы представлений, с целью достичь примирения с верой, которого страстно желает наука. Такое развитие жизненно необходимо, если мы собираемся пережить нынешний духовный кризис, поразивший западную культуру»
Британский астролог Николас Кэмпион (Nicholas Campion), говоря об использования планетарных циклов для вычисления или предсказания политических событий в статье The Eurozone Crisis 2013: Theory and Method in Mundane Astrology от 4 марта 2013, отсылает нас к литературному труду Платона "Тимее", относящемуся к началу четвертого века до нашей эры: "А потому, следуя суждению о замысле Бога, для исчисления и определения качества Времени появились на свет Солнце, Луна и пять других звезд, которые носят название «планеты» [то есть "странники "]. (Тимей 38C).
Кэмпион предостерегает, что мы должны правильно понимать значение слова, переведенного здесь как "Бог". Для понимания сути того, что Платон преподносит как Создателя-Творца, лучше всего подойдет определение "удаленный, оригинальный ум", или сознание, а не как нечто личное, не как антропоморфный христианский, иудейский или исламский Бог. Если убрать религиозное значение слова "Бог" в теории политической астрономии Платона, то в "Тимее" изложена следующая гипотеза:
В целом, система Платона принимает форму детерминизма. В ней предопределены сроки будущих событий - их можно предсказать, проецируя положения планет в будущее. Из этого следует, что общий характер будущих политических событий уже существует в тонком плане в виде потенциала, эти события предопределены. И, следовательно, их проявление в плотном плане можно предсказать в соответствии с формулой: "Когда "планета " А " находится в такой-то точке, то "событий Х " можно ожидать", - или более сложным образом: «Когда "планета А" находится в такой-то точке и "планета B" находится в такой-то точке, то '"событие Y" можно ожидать". Это не отличается от формулы, изложенной в вавилонской политической астрономии: "Если "событие A" происходит астрономически, впоследствии может произойти "событие B" . Там нет рассуждений о причине или следствии, а говорится лишь о корреляции. Тем не менее, платонической детерминизм Создателя-Творца оставляет за человеком возможность действовать по собственной воле, по своему усмотрению и совершать свободный выбор, если человек развивает в себе «добродетель» и обучается необходимому. Как Клавдий Птолемей написал в своем обсуждении египетской медицинской астрологии: "Они [астрологи] никогда бы не разработали определенные средства предотвращения отраженных ... универсальных и конкретных событий, вытекающих из рассуждений, если бы были убеждены в том, что будущее не может быть замещено и изменено"(Тетрабиблос 1.3). У космологии Птолемея, таким образом, единственной целью прогноза является изменение будущего, возможность сделать нечто реальное, чтобы нежелательный прогноз не мог воплотиться. То есть, цель политической астрологии - предоствратить реализацию нежелательного сюжета. В этом смысле действенность астрологии невозможно подтвердить с помощью сбывшихся предсказаний. Неосуществившиеся предсказания могут быть более надежным показателем эффективного участия астрологов в политическом процессе. Существует целый спектр взгядов на управление будущим, однако, по мере продвижения от позиции Платона к позиции стоиков, пространство для человеческой деятельности сужается, детерминированный компонент становится сильнее, и укрепляется предположение, что астрологическое прогнозирование может быть подробным и точным.
Важность человеческой деятельности в реализации или нереализации астрологического предсказания подчеркнул величайший из наиболее ранних современных теоретиков платоновской политической астрономии Иоганн Кеплер. Он был убежден, всолед за Птолемеем, что целью предсказаний является изменение будущего. Кто предупрежден, утверждал он, тот вооружен: "Великой защитой войска", - писал он, - "является его верность и уважение к своему командирау, ибо каждая победа зависит от движущей силы духа» (тезисы 72). На практике это означает, что все предсказания будущих событий должны учитывать промежуточные политические действия людей. В своей диссертации 72, говоря о будущей конъюнкции Марс-Сатурн 1602 года, Кеплер писал: "Если в этот период совершаются усилия по укреплению мира, ясно, что ни для кого нет никакой опасности со стороны небес." Ключом к стабильности в кеплеровской политической астрономии, следовательно, является здравомыслящее политическое руководство: "Желательно, чтобы преобладал мир и спокойствие, - писал Кеплер, - и если есть опасения по поводу предпосылок для бунта, то пусть не состоятся встречи в августе и сентябре [1602], или пусть они будут нарушены, или, еще лучше, пусть вызывающие раздражение людей факторы будут как можно быстрее устранены, или пусть будут введены некоторые новые меры сдерживания, пусть настроение умов бдет изменено" (тезисы 71). Теорию Кеплера можно назвать прагматической на том основании, что он выступает за гибкий политический ответ на насущные проблемы.
Как бы благоприятно или неблагоприятно ни располагались планеты в гороскопе рождения индивидуума, судьбу его все же определяет не гороскоп, а среда обитания: культура, где человек воспитывался с младенчества и рос, политическая обстановка. Люди не рождаются с чувством принадлежности к какой-то культуре, не рождаются с определенной системой мировоззрения, религиознофилософскими взглядами, политическими представлениями. Все это формируется в процессе воспитания в окружающей среде. Маугли – это фантазия, выдумка Редьярда Киплинг. На самом деле человеческие детеныши, с младенческих лет жившие среди животных, ведут себя точно так же, как животные, которые их воспитали. Эти люди не могут ходить на двух ногах, боятся людей, практически не способны освоить человеческую речь и осмысленно общаться с другими людьми даже после многих лет реабилитации в обществе людей.
Для отдельного человека мунданная (мировая, политическая) астрология очень важна, поскольку человек не существует в отрыве от других людей, даже когда живет отшельником в далекой пещере. Натальная карта человека включена в натальные карты партнерств, организаций, городов и государств. В конечном счете, невозможно судить о гороскопе рождения, не рассмотрев мунданные карты коллективов, с которыми связана жизнь данного человека.
Натальная карта человека рассказывает историю его личного к развитию и реализации. Это история успехов и потерь индивида. А мунданная карта показывает историю стремлений и требований народных масс. И, вероятно, стремления масс будут противоположны стремлениям индивида.
Когда мы выбираем человеку по гороскопу профессию или даем рекомендации о том, как улучшить взаимоотношения, как выйти за рамки одного и того же повротяющегося нежелательного сюжета, мы обязательно должны учитывать культурную принадлежность человека, его систему верований и воззрений и, конечно же, политическую обстановку в стране, где он живет. Например, глупо обещать человеку с трином Юпитера из шестого дома к Солнцу во втором доме большой доход от работы учителя в школе или преподавателя в университете, если в государстве образование не является ценностью, и средняя зарплата учителя в целом по стране мизерная. Не стоит также надеяться, что в после консультации у астролога у человека кардинально изменится качество жизни, финансовые возможности, взаимоотношения, ситуация в семье, если человек не способен перейти от одной культурной позиции к другой, что по сути является духовным перерождением.
Как существует натальная карта (карта момента рождения) человека, так существует и наталная карта любого возникшего объекта: идеи, рукописи, книги, брака, союза, организации, города, государства. Внутри здорового общества каждый элемент системы обладает достаточной автономией, чтобы раскрыть потенциал, заданный моментом рождения. Поэтому карты Хиросимы и Нагасаки, Чернобыля, если бы были известны, показали бы катастрофу, которой не видно в картах каждого отдельного жителя.
В сущности, мунданная астрология с самых ранних дней Месопотамии и до национальных государств 17 века оставалась способом понять и объяснить коллективное поведение, предсказать превратности коллективных судеб. На протяжении последних трехсот лет мунданная астрология была забыта – человек был провозглашен венцом Творения, хозяином Вселенной, независимым от ритмов ее жизни. Такое видение человеком самого себя стало массовой идеологией, и это привело человечество в тупик, поставило его на грань выживания как вида. В этой ситуации человечество, ощутив свою беспомощность, обратило свой взор к опыту древних мудрецов. И мунданная астрология стала вновь играть свою великую и благородную роль.