Словник астрологічних відповідностей особистим якостям


Джерело: Обье К. Астрологический словарь/Пер. с французского И.Назарова. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
Матеріали з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Словарь астрологических соответствий качествам личности


Источник: Обье К. Астрологический словарь/Пер. с французского И.Назарова. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
Материалы из Википедии — свободной энциклопедии.

Солнце или Юпитер в доминанте или в благоприятном аспекте друг с другом. Юпитер в благоприятном аспекте с Марсом. Личные планеты или Асцендент во Льве, Стрельце или (реже) в Козероге. Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — власть, влияние) — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.
Агрессия как природное явление
Агрессия, согласно конецепции Конрада Лоренца, - это состояние, которое эндогенно обусловливает инстинктивные действия как у животных, так и у людей, и это состояние не является главным образом реакцией на внешние события. Агрессивное побуждение, как и другие инстинкты, спонтанно генерируется в человеке и постоянно ищет выражения. Предполагается, что агрессивный драйв возникает сам по себе, а не как реакция на фрустрацию и внешние стрессы. Мы не можем существенно уменьшить агрессивные наклонности людей, облегчив их участь или уменьшив разочарования, согласно Лоренцу.

Агрессия как направленное действие
В международном праве (лат. aggressio — нападение) — противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН "Определении агрессии", согласно ст. 1 которого агрессией является "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или к.-л. другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций". Понятие А. включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение к.-л. государством вооруженной силы первым). А. считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. По способу осуществления А. может быть прямой и косвенной. (Энциклопедический словарь экономики и права)
В психологии - 1. мотивированные действия, нарушающие нормы и правила, причиняющие боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба. 2. акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Агрессивность как свойство личности, качество личности
Агрессивность - (лат. aggressio - нападать) - это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к агрессии, его способность проявлять агрессию или готовность осуществлять агрессивные действия.

Например, описывая человека, мы говорим: "Он агрессивный", - подразумевая, что уровень агрессивности у этого человека ярко выраженный или повышенный. Или мы говорим: "Он неагрессивный", - подразумевая, что что уровень агрессивности у этого человека не ярко выраженный или пониженный. По умолчанию человек по природе обладает таким качеством как агрессивность. Агрессивность необходима и человеку, и животным для выживания. Отрицательный характер агрессивность носит только тогда, когда бывает неадекватной обстоятельствам. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы.

Повышенная агрессивность по своему происхождению бывает природная (людей с повышенной агрессивностью в природы меньшинство); возрастная (особенно ярко выражена в подростковом и старческом возрасте); ситуативная (возникает как ответ на внутренние конфликты или как симптом болезни). Например, авитаминоз дает повышенную агрессивность, а также такие заболевания как сахарный диабет, туберкулез, вегето-сосудистая дистония, хронические гайморит, синусит, невралгии. Причиной повышенной агрессивности могут быть паразиты (гельминтоз), посттравматический синдром и т.п.

Человек пониженной агрессивности испытывает недостаток бойцовских качеств, ему очень трудно осуществить свои серьезные замыслы.

Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин "агрессивный" по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С.440—446.1 р. 363—372. Для того чтобы оценить понятие инстинктивного влечения к агрессии, нужно сперва прояснить значение термина «инстинкт».

Дарвин рассматривал инстинкты то как драйвы, побуждающие человека к особенному типу поведения, то как поведенческие тенденции (например, кураж) или проявления чувств (таких, как симпатия), или придерживался более близкого современной науке взгляда, определяя инстинкты как стереотипные поведенческие паттерны, характерные для данного вида (например, строительство улья у пчел).

Большинство дискуссий на тему инстинкта, включая работы Фрейда и других психоаналитиков, использовали концепцию инстинктов, в основе схожую с той, которую развивал Дарвин в своей классической работе 1871 года «Происхождение человека». В этой книге Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Именно цель, а не что-то еще определяет природу данного инстинкта, настаивал он, цель, а не специфические действия животного. Животное не всегда ведет себя одинаково, когда пытается добыть еду, пару или убежище. Самое большое значение имеют цели животного. Более того, по Дарвину, инстинкты не обязательно направлены на поиск удовольствия и стремление избегнуть боли. Он думал, что более «вероятно, чтоинстинкты являются простой наследственной силой, не стимулированной ни удовольствием, ни болью».

Как и Дарвин, Фрейд верил, что внутренние побуждения заставляют человека преследовать определенные цели, и так же, как и великий эволюционист, он считал, что цель инстинктов не всегда заключается в простом поиске удовольствия. О предполагаемом стремлении человечества к смерти и уничтожению Фрейд написал в опубликованной после Первой мировой войны аналитической работе «По ту сторону принципа удовольствия». Согласно концепции Фрейда, конечной целью всей жизни является не удовлетворение фундаментальных биологических потребностей в выживании, а смерть.

Фрейд убежден, что инстинкт жизни в какой-то степени противостоит другой инстинктивной силе — поиску смерти. В основании «инстинкта смерти» лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таим образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. По словам Фрейда, задача либидо – обезвредить разрушающий инстинкт, и оно выполняет свою задачу, отвлекая этот инстинкт наружу в направлении объектов окружающего мира. Следовательно, инстинктивное влечение к смерти проявляется в агрессивном отношении к другим людям. «В самом деле кажется, - писал он, - как будто нам нужно уничтожить какую-то другую вещь или человека для того, чтобы не уничтожить самих себя".

Если следовать теории Фрейда, то людям все же не обязательно делать этот выбор. Всегда существует та или иная альтернатива. Ортодоксальный психоанализ утверждает, что агрессивный драйв можно ослабить (то есть изменить его направление или сублимировать), занявшись подменяющей деятельностью, не включающей ни насилие над другими людьми, ни самоуничтожение. Мы можем найти нашей агрессивной энергии конструктивный выход в преодолении встречающихся нам трудностей, в освоении окружающей среды. Однако Фрейд не возлагал больших надежд на то, что подобные отвлечения сработают. Его «окончательное представление было мрачным». Люди не могут избежать непрерывной борьбы собственной жизни и инстинкта смерти. Вероятно, драйв ненависти и уничтожения можно ослабить, но нельзя исключить полностью.

Мало кто из последователей Фрейда согласился с его предположением, что стремление к насилию основано на стремлении к собственной смерти. Тем не менее, нынешний психоанализ по большей части разделяет основные взгляды Фрейда на агрессивность. Так же как и Фрейд, многие психоаналитики полагают, что людям требуется гармонизировать сексуальные и агрессивные инстинкты. Для многих современных фрейдистов эти влечения схожи в очень важном аспекте: оба влечения врожденные, постоянно требуют выражения, направление и того и другого можно изменить. Эта концепция настолько распространена, что даже те психологи, которые не считают себя ортодоксальными психоаналитиками, принимают ее. Один психолог из Калифорнии недавно заявила в прессе, что дети «рождаются с агрессивными влечениями». Однако, продолжала она, излагая собственную версию ортодоксальной психодинамической теории, «в любящей семье» эти влечения могут быть изменены на «здоровую агрессивность: конкуренцию и честолюбие.

Конрад Лоренц, выдающийся исследователь поведения животных, интерпретировал агрессивность с точки зрения энергетической модели мотивации животных. В течение всего своего длинного и замечательного научного пути Лоренц придерживался мнения, что инстинктивные действия по большей части детерминированы эндогенно как у животных, так и у людей, и они не являются главным образом реакцией на внешние события. В инстинктивных центрах нервной системы организма спонтанно накапливается неизвестное вещество или возбуждение, и оно заставляет организм реагировать на ситуативный стимул особенным способом. Важно отметить, что Лоренц не приравнивает эту стимуляцию к рефлексам. Организм не побуждается внешними событиями. Более вероятно то, что ситуативные стимулы всего лишь «открывают» или «высвобождают» в нервной системе сдерживающие механизмы, тем самым давая возможность внутреннему драйву «вытолкнуть» инстинктивное действие наружу.

В отличие от Фрейда, Лоренц делал попытки интегрировать свою концепцию с дарвиновской доктриной эволюции. Лоренц предположил, что агрессия дала, по крайней мере, три эволюционных приобретения. Она привела к дисперсии животных одного вида на данной территории, таким образом, сбалансировав количество представителей вида и имеющиеся ресурсы; способствовала отбору сильнейших представителей вида в ходе драк с соперниками и способствовала проявлению заботы о молодняке.

Формулировка Лоренца придает новый смысл и создает базу для попыток контроля агрессии. Лоренц полагает, что если организм в надлежащее время не столкнулся со случайным высвобождающим стимулом, то потом может действовать неадекватно ситуации. Инстинктивное поведение может проявляться само, в результате давления сдерживаемого в организме драйва. Так, например, голубь-самец, лишенный возможности ухаживать за самкой и спариваться с ней, начинает приседать и курлыкать не только перед надувной резиновой голубкой, но и перед углами собственной клетки. Лоренц считал, что такая «бессмысленная активность» (vacuumactivity) возникает вследствие переизбытка инстинктивной энергии, аккумулированной в особом центре инстинкта. Энергетическая модель Лоренца, очевидно, имеет существенное сходство с общим мотивационным подходом Фрейда: эколог-первопроходец признавал «соответствие» между своими взглядами и взглядами Фрейда. В случае агрессии он все же не принимал идеи Фрейда об инстинкте смерти, но действительно был убежден, вместе с великим психоаналитиком, что люди обладают врожденным стремлением нападать на других. Лоренц также считал, что этим влечением могут быть вызваны действия, на первый взгляд имеющие с агрессией мало общего.

Важно убеждение Лоренца относительно того, что агрессивное побуждение, как и другие инстинкты, спонтанно генерируется в человеке и постоянно ищет выражения. Он четко сформулировал эту точку зрения в рассчитанной на широкую аудиторию книге 1966 года «Об агрессии» (On Agression). Отталкиваясь от своей энергетической модели, Лоренц считал, что «именно спонтанность [агрессивного] инстинкта делает его столь опасным». Предполагается, что агрессивный драйв возникает сам по себе, а не как реакция на фрустрацию и внешние стрессы. Мы не можем существенно уменьшить агрессивные наклонности людей, облегчив их участь или уменьшив разочарования, настаивал Лоренц.

Представляют ли люди особую опасность? Лоренц также был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние, чем на животных. В отличие от людей, заявлял он, у многих видов животных есть инстинктивные механизмы, контролирующие и сдерживающие их от нападения на себе подобных. Легче всего наблюдать эти сдерживающие процессы у животных, которые легко могут уничтожить друг друга. Так, утверждает Лоренц, львы, волки и даже собаки обладают чем-то вроде естественного «выключателя», автоматически сдерживающегоих нападение на противника, когда активизируется запрещающий механизм. Этот механизм удерживает их от уничтожения врагов из своего вида. Согласно Лоренцу, таким эффектом обладают жесты умиротворения. Когда два животных одного вида дерутся, через некоторое время более слабое животное, которому грозит смерть, подчиняется победителю и показывает жест умиротворения. Так, волк, жестоко дерущийся с другим волком и проигрывающий схватку, изображает покорность, повернувшись на спину и выставляя незащищенное брюхо. Жест умиротворения быстро блокирует агрессию победителя и тем самым мешает животному добить жертву. Люди, писал Лоренц, не имеют инстинктивных преград, мешающих им убивать своих собратьев. Их нападения на других нельзя так же легко и быстро «выключить». Вследствие этого человеческий агрессивный драйв намного опаснее, чем агрессивный драйв животного.

Существует ли потребность в «безопасном выходе»? Лоренц в действительности не думал, что все обстоит настолько безнадежно, даже если люди не обладают природными сдерживающими механизмами своих жестоких наклонностей. Так же как Фрейд и ортодоксальная психоаналитическая теория, он утверждал, что можно изменить вектор агрессивного драйва, направить его на другую, неагрессивную деятельность и тем самым разрядить скопившуюся агрессивную энергию. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия. По мнению Лоренца и других ученых, присоединившихся к его точке зрения, цивилизованные люди страдают в наше время от недостаточного высвобождения аккумулированных в них агрессивных стремлений.

Рассмотрим данное понятие более тщательно, поскольку в той или иной форме оно до сих пор разделяется многими специалистами. Тезис Лоренца утверждает, что определенные группы людей обладают особенно сильными инстинктивными драйвами из-за влияния своей наследственности. Предполагается, что для данных групп людей важно найти подходящий выход их внутренней агрессивной энергии. Например, Лоренц утверждал, что высокая степень неприспособленности, неврозы и даже склонность попадать в аварийные ситуации, распространенные среди нынешних индейцев юта с западных равнин Северной Америки, являются следствием неспособности индейцев разрядить веками вырабатывавшуюся у них интенсивную тягу к агрессии. Также Лоренц полагал, что причиной серьезных разногласий и ссор, возникающих между членами экспедиций в отдаленные местности, является изоляция от других людей. Людям в экспедиции не хватает специфических мишеней за пределами группы для разрядки накопившихся у них агрессивных побуждений. Они конфликтуют с другими членами своей экспедиции из-за все возрастающих деструктивных прессов. Лоренц предлагал несколько советов людям, попадающим в подобные ситуации: «Восприимчивый человек может найти выход в том, чтобы, выбравшись незаметно из барака (палатки или иглу), разбить какой-нибудь недорогой предмет с таким звоном и треском, как того заслуживает случай».

Здесь мы снова видим знакомый аргумент в пользу «очищающей разрядки» предположительно сдерживаемой агрессивной энергии. Такую разрядку часто защищают психологи и работники, специализирующиеся в сфере ментального здоровья с психодинамической ориентацией. Не все они разделяют веру Лоренца и Фрейда в существование спонтанно возникающего побуждения к насилию. Фактически многие считают более правдоподобной мысль о том, что влечение к агрессии возрастает в течение жизни вместе с ростом фрустрации и накапливающимся стрессом. Однако, так же как Фрейд и Лоренц, они защищают необходимость периодической разрядки накапливающихся агрессивных побуждений. Если влечение к агрессии не переключено на подменные действия, такие, как конкуренция или стремление к мастерству, и не разряжается в искусственных формах агрессии, подобных рекомендованному Лоренцом битью ваз, то вспышки неконтролируемой ярости неизбежны.
Литература
Beer, C. G. (1968). Instinct. In D. L. Sills (Ed.), Encyclopedia of the social sciences. Vol. 7. New York: Free Press.
Darwin, С. (1871/1948) The descent of man. New York: Modem Library
Eibl-Eibesfeldt, I. (1979) The biology of peace and war. New York: Viking.
Freud, S. (1920/1961). Beyond the pleasure principle. In J. Strachey (Ed.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud, Vol. 21. London: Hogarth Press.
Hinde, R. A. (1960). Energy models of motivation. Symposia of Society of Experimental Biology, 14, 199—213.
Lorenz, К. (1966). On aggression. New York: Harcourt, Brace & World.
Siann, С. (1985). Accounting for aggression: Perspectives on aggression and violence. Boston: Alien & Unwin.

В астрологии агрессивными инстинктами и бойцовскими качествами управляет Марс. Для того, чтобы проявилась агрессивность, нужно, чтобы Марс в карте рождения находился в сильной позиции и в гармоничных мажорных аспектах: в знаке Овна, Скорпиона, Козерога; в стихии Огня; в позиции ангуляра (соединение с одним из Углов гороскопа или в пределах 15 градусов от Угла в падающем доме (сектор Гоклена); в позиции планеты-перегрин (планета, у которой отсутствуют аспекты); Марс в дуэте (когда две планеты имеют аспект между собой, но ни одна из них не имеет больше аспектов с другими планетами); Марс - восточная планета (планета, восходящая над горизонтом непосредственно перед Солнцем); в соединении с Восходящим Узлом или в гармоничных аспектах с Узлами.

Агрессивные инстинкты будут проявлены, если Солнце или Асцендент в знаке Овна или Скорпиона. Выраженную агрессивность могут давать знаки синтеза гороскопа Овен и Скорпион.

Повышенную агрессивность дает Марс в соединении, оппозиции или квадратуре с янскими планетами Солнцем, Юпитером, Плутоном. А также Марс в квадратуре к Лунным Узлам.

Пониженную агрессивность дает положение Марса в знаке изгнания в Весах и Тельце и в знаке падения в Раке. Проблемы будут лишь в том случае, если зона проблематики используется не как точка роста: если недостаток принципа агрессии игнорируется, гиперкомпенсируется или подменяется принципом чувственного и эстетического восприятия на социальном уровне или принципом поддержания жизни.

Дом, в котором расположен Марс, указывает сферу жизни, в которой агрессивность выразится особенно сильно и будет уместной.

О способах, которыми человек выразит свою агрессивность, можно судить по аспектам Марса к другим планетам: аспект квадратуры укажет на принцип, против которого будет направлена агрессия. Например, квадрат Марса к Луне - агрессия против принципа адаптации, поддержания жизни, против женского начала в себе и в других.

Отдельного внимания требуют мажорные аспекты Марса с Сатурном. Традиционно считается, что мажорные аспекты между Марсом и Сатурном, в особенности соединение, квадрат и оппозиция, предвещают человеку большие испытания, лишения, беды и суровую судьбу. Это естественно, так как агрессивность, потребность действовать (Марс) входит в конфликт с потребностью быть осторожным и ответственным (Сатурн). Оба эти качества оказывается для человека очень важными, и он не может отказаться ни от одного, ни от другого. Человек с такими аспектами рано сталкивается с препятствиями в реализации того, чего страстно желает. С детства его преследуют ограничения и обязательства, которые выглядят непреодолимыми. Такой человек постоянно ощущает внутреннее давление, требующее выхода в совершении поступка, но поступок затруднен ограничениями внешних обстоятельств и внутренними комплексами и страхами. Несомненно, это тяжелая судьба – постоянно сталкиваться с препятствиями, испытывать затруднения, ощущать запрет.

Человек с напряженными аспектами между Марсом и Сатурном хорошо видит, как то или иное действие, которое он совершает, отражено во времени. Для него причинно-следственные связи – это нечто реальное. Отсюда у него в характере присутствует такая черта как умение предвидеть последствия поступка и контролировать проявления своей агрессивности. Терпеливость и мудрость, которые появляются у человека с годами, дают ему возможность видеть разнообразные варианты путей реализации своих действий. В то время как в детстве ему удавалось это неосознанно, инстинктивно. Такому человеку свойственно искать сильное решение, которое одним точным, не трудоемким действием удовлетворяет целый ряд потребностей одновременно. Зачастую сильное решение оказывается столь нетривиальным, что в глазах общественности этот человек выглядит совершенно неадекватным, его могут бояться, чуждаться, не принимать, что тоже не добавляет счастья. Только спустя длительное время некоторым из его друзей (если они есть) приоткрывается логика его поступков и мудрость решения.

Наличие аспекта Марса с Сатурном всегда говорит о том, что у человека будут остро стоять проблемы, связанные с ответственностью за свою агрессивность, за свои действия. Когда в гороскопе нет связи Марс-Сатурн через аспект, то связь поступка и ответственности отсутствует. А раз ответственности за поступок никто не требует, то и проблемы такой не будет: человек живет, что-то делает, все у него как-то более-менее складывается, периодически становится скучно или не хватает чего-то, но человек не собирается ничего с этим делать – само пройдет. При этом из внешнего мира могут поступать к человеку различные сигналы о том, что он действует безответственно, перекладывает ответственность на других, нарушает обязательства, не держит слово, постоянно ссылается на внешние обстоятельства. Но эти знаки, просьбы, намеки, упреки человеку легко оставить без внимания – все они, что называется, влетают в одно ухо и вылетают из другого. Наличие же аспекта Марс-Сатурн создает такой эффект, что упрек идет одновременно из внешнего мира и из внутреннего: во внешнем мире возникает ситуация, которая ставит человека перед фактом его безответственности и требует сатисфакции, а во внутреннем мире возникает глубокая неудовлетворенность своими действиями, которую не удается вытеснить в подсознание или чем-то заглушить. Человек буквально вынужден совершить какое-то действие, чтобы исправить положение. Например, при аспекте оппозиции Сатурн-Луна человек может очень переживать за судьбу своих близких, семью, дом. И у него для этих переживаний будут основания. Но если в конфигурации аспектов никак не участвует Марс, то человек вряд ли будет делать что-то реально, чтобы улучшить положение дел в семье или наладить отношения с детьми, предпочтет оставить все как есть. При этом он, конечно, будет считать, что исполняет свой семейный долг.

Можно ли как-то заставить человека с отсутствием аспекта Марс-Сатурн нести ответственность за свои поступки, действия, проявления агрессивности? Добровольно он это делать не станет. При сильном поражении гороскопа и специальных указаниях на то, он может подвергнуться наказанию в виде взыскания, побоев, остракизма, тюрьмы. Но вряд ли он сделает из этого какие-то выводы.

Знание об отсутствии связи Марс-Сатурн через аспект в гороскопе человека может помочь тому, кто, имеет дело с таким человеком. Особенно тяжело бывает тем, у кого в гороскопе такая связь есть, а у его партнера - нет. В этом случае владелец гороскопа со связью Марс-Сатурн через аспект берет на себя роль ведущего и, соответственно, отвечающего за совместные предприятия. Как правило, эта связь, хоть и тяжелая, но удовлетворяет обоих. Партнерские отношения между людьми, у которых в гороскопе нет такой связи, сопровождаются постоянными взаимными претензиями и ожиданиями ответственности друг от друга. Как правило, такая пара, если речь идет о бизнесе, вынуждена привлечь к работе кого-то третьего, у которого такой аспект есть. Часто в окружении такой пары есть люди с этим аспектом, которые, так или иначе, поддерживают своей энергией и ответственностью эту пару. В конце концов, складывается коллектив из людей, в гороскопах которых данный аспект есть, и этот коллектив фактически тянет всю работу и несет всю ответственность. Наиболее успешный партнерский союз бывает между людьми, у которых в гороскопе есть аспект Марс-Сатурн: они взаимозаменяемы, целеустремленны, ответственны, активны, мудры. Степень взаимопонимания очень высокая. Такой союз предполагает паритет, ибо ни один не потерпит ущемления своих интересов, и тогда союз распадается. Но для этого должно быть сильное поражение карты одного из партнеров, указывающее на большой эгоизм.

Аспекты передаются по наследству от родителей к детям – в картах рождения детей всегда есть хотя бы один аспект, который повторяет аспект карты обоих или одного родителя. Ничего удивительного в том, что дети по характеру похожи на родителей.

Таким образом, для достижения цели как в карьере и финансовой сфере, так и в любом предприятии, необходимо, чтобы в карте человека был мажорный аспект Марс-Сатурн. Если такого аспекта нет, то человек вряд ли сможет обеспечить себе самостоятельно какое-то выдающееся общественное и материальное положение, сделать значительную карьеру. Даже в том случае, если есть указатели в карте на наследство или везение, человек вряд ли сможет удачно распорядиться капиталами, приумножив их. Такому человеку следует иметь в виду, что в его окружении должен быть человек, который сможет интерпретировать для человека смысл и последствия его действий. Как правило, для успешной карьеры и финансовых операций такому человеку лучше работать в структуре, где он сможет делить с кем-то ответственность.
Для реализации в профессии актера театра или кино необходимо иметь в карте выраженное положение Венеры. Чем более сильным будет ее влияние, тем сильнее будет магнетизм и обаяние человека, завораживающего собой публику. Также необходимо, чтобы сильно расположенный Меркурий (в Близнецах, Весах, Водолее) был в гармоничных аспектах с Венерой. Благоприятствует этому соединение Солнце/Венера/Меркурий или Юпитер/Венера/Меркурий вблизи Асцендента или МЦ. Самыми значимыми домами являются 3 (контактность, общительность) и 5 (игры, флирт, любовные отношения). Пресловутый дар перевоплощения может выражаться в благоприятной позиции Сатурна, входящего в значительные аспекты с Солнцем-Венерой-Меркурием. Луна и Нептун, планеты восприимчивости и податливости, управляющие миром интуиции и воображения, часто играют немаловажную роль.

Оппозиция или квадратура Марса с Нептуном делают активность обладателя гороскопа безудержной и кипучей.
Злоупотребление алкогольными напитками, как и привычка к наркотикам, транквилизаторам, сильным эмоциональным состояниям, в психологическом плане свидетельствует о плохой способности приспосабливаться к реальности. В этом «искусственном раю» человек ищет для себя убежища и компенсации.

Самые яркие примеры мы видим, когда в карте доминирует Нептун – планета, символизирующая стремление к идеальному, поиски высшего наслаждения, экстаза.

Склонность человека попадать в зависимость от состояний экстаза (не важно, чем вызванного) проявится тогда, когда в натальной карте окажется мало признаков энергичности и способности агрессивно реагировать – то есть, когда ослаблены знаки Овен, Лев, Стрелец, а Солнце и Марс слабо аспектированы.

Напротив, Люди, в чьих картах выражены знаки Рыбы и Рак чаще испытывают искушение попробовать из вежливости, «за компанию», а Близнецы, Водолеи и Скорпионы – из любопытства.

Шаг от первых опытов к привыканию и более печальным последствиям может быть сделан, если в натальной карте сильный Нептун в мажорном аспекте (соединение, квадратура, трин, секстиль, оппозиция) с Солнцем, Луной или Асцендентом.

Алкоголизм — наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности.

В повседневной жизни и исторически алкоголизмом называют состояние, которое приводит к постоянному употреблению алкогольных напитков, несмотря на проблемы со здоровьем и негативные социальные последствия.

Современное определение в медицине описывает алкоголизм как болезнь и наркотическую зависимость, которая приводит к систематическому потреблению алкоголя, несмотря на негативные последствия.

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведёт к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.
Способности к анализу присущи, в первую очередь, знаку Девы: личные планеты в Деве, Асцендент, Дева как знак синтеза. На них указывает также Меркурий в Деве или Козероге, а кроме того, соединение, секстиль или трин Меркурия с Сатурном.

Аналитические способности (мн. ч.), способности выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации, строить целостный и дифференцированный образ проблемной ситуации.
Астролог Андре Барбо первым заговорил о взаимосвязи между двумя стадиями психологического развития, описанными Фрейдом, и астрологией.

Так называемая, анальная стадия длится от одного до двух лет от роду. В это время ребенок осваивает навыки чистоплотности и все те правила поведения, которые с ней связаны. Используя свои испражнения в качестве «разменной монеты» в отношениях со своей матерью, он пытается добиться ее внимания и одобрения.

Оральная стадия включает период, когда ребенок полностью зависит от матери и познает предметы вокруг себя, постоянно поднося их ко рту (до года от роду).

Астролог Андре Барбо считает, что орально-анальная ось зодиакального круга проходит через знаки Тельца и Скорпиона. С другой стороны, и это самое любопытное в его теории, знаки Девы и Скорпиона считаются носителями «подавленного анального комплекса» (склонность к тревоге, зажатости, замкнутости, скрытности) или «ослабленного анального комплекса» (бунт, непослушание, анархия, разрушение, власть инстинктов). В этом автор теории видит причины непоследовательных реакций некоторых людей с Солнцем в Деве, которых он называет «безумными Девами» в противовес «разумным Девам», а также психологических зажимов со склонностью к зацикливанию, что порой свойственно людям с Солнцем в Скорпионе.
Состояние апатии, то есть отсутствие эмоций и реакции на события в сочетании с молчаливым характером, склонностью к уединению, - обычно мы наблюдаем при сильно акцентированном знаке Рака и Козерога (знаки синтеза) в сопровождении доминирующей Луны или Сатурна. При этом знаки стихии Огня должны быть пустыми, а Марс – в очень слабой позиции.

Апатия (греч. απαθεια — бесстрастие, невозмутимость) — философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние. Наряду с другими схожими этическими категориями получило развитие в философии стоиков и скептиков.

В современном русском языке апатия понимается как безразличное, безучастное отношение к окружающему.
Черта характера, которую вызывает сильное влияние Сатурна. При этом особенно важны 9 и 12 дома, когда в них есть несколько планет, а также Венера в слабой аспектации и мощные козерог и Водолей.

Аскеза, аскетизм — устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

В христианство слово аскетизм и его формы «аскеза», «аскет» пришло из античной культуры. Слово аскетика восходит к глаголу аскео (греч.), который в античной культуре обозначал искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища или упражнение, развивающее телесные и душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.

Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.

В Древней Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Всем прочим варнам это запрещалось, а нарушители подвергались наказаниям. Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге

В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

Он пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, иллюстрирующих его биографию, в храмах.

Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики — (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.

В целом Иудаизм отрицает аскетизм.

Однако имеются течения, которые признают аскетизм.

В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется мирской Аскетизм, По мнению Маркса «… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости».

Религия Бахаи отрицает аскетизм.
Термин в психологии, обозначающий крайнюю замкнутость в себе. В серьезных случаях может приводить к шизофрении. В астрологической карте тенденции к аутизму выражаются так же, как, например, интровертность: сосредоточенность планет в восточной (АСЦ) части карты, сильный Сатурн, преобладающие стихии – Земля или Вода. По всей видимости, к замкнутости и отстранению от внешнего мира более других предрасположены люди с Солнцем в Раке и, в меньшей степени, с Солнцем в Деве.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Все указанные признаки появляются в возрасте до трёх лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины аутизма во многом связаны с генами, однако, генетика заболевания сложна и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны, в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинированием детей. По приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутистичных людей, ряд представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее особое состояние, чем болезнь.
Склонность к безбрачию чаще всего связана с влиянием Сатурна, если он в позиции ангуляра либо в напряженном аспекте с Венерой, а Солнце, Луна или Венера расположены в Деве или Козероге.

Сатурн в 7 доме, который астрологи традиционно считают причиной безбрачия, по-видимому, свидетельствует скорее о трудностях в общении с другими, из-за чего человеку нелегко давать обещания и брать на себя новые обязательства. В этом случае союзы, заключенные в возрасте моложе 30 лет (то есть, в пределах одного обращения Сатурна), редко оказываются прочными, поскольку для них не хватает определенного уровня зрелости.

Напротив, положение Урана в 7 доме часто указывает на безбрачие, причиной которого становится чрезмерная независимость (если этот вывод подтверждают остальные детали натальной карты).

Излишний идеализм в любви (Венера в Водолее, аспекты Венеры и Нептуна) также могут помешать построить семью.

У коренных холостяков часто можно найти такие аспекты: соединение Солнца и Луны, соединение Марса и Сатурна, а также Сатурн в 4 доме.
На безнравственность как качество указывают дисгармоничные аспекты Юпитера. Например, квадрат Юпитера с Солнцем: постоянные тяжбы и споры, болезненное бунтарство; с Меркурием: небесспорная честность. Квадрат, соединение, оппозиция Луны и Нептуна, которые могут вызвать неорганизованность, лень, развитие шизоидных наклонностей. А также напряженные аспекты Венеры и Нептуна: предательство в любви, иллюзии. Некоторые дисгармоничные положения планет в знаке Близнецов могут также быть связанными с безнравственным характером. Сам по себе это знак предрасполагает к увертливости, уходу от трудностей и разного рода каверзам и подвохам.

Небезупречная нравственность почти всегда связана со слишком пораженной позицией Сатурна.

Нравственность — внутренняя установка индивида, побуждающая его действовать в соответствии с нормами морали.

Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем.: Moralitat; англ.: moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ.: morals, virtues). Согласно разделению этих понятий нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Мерой нравственности можно считать степень когнитивного диссонанса, возникающего у индивида в результате совершения им поступка, не отвечающего требованиям морали и собственным идеальным нравственным установкам.

При этом когнитивный диссонанс или психологический дискомфорт не зависит от оценки действий индивида со стороны общества.

Человек стыдится безнравственного поступка не потому, что его за это осудит общество, а потому что поступок противоречит закрепившимся в сознании и подсознании внутренним установкам.

Поэтому когнитивный диссонанс (стыд, угрызения совести) возникает при совершении безнравственного поступка даже в том случае, если об этом поступке никто другой не знает.
Безработица может быть связана со значительными волнениями в 6 доме, в частности, с наличием диссонирующих Сатурна или Марса. Следует, однако, соблюдать осторожность, делая подобные выводы, поскольку 6 дом связан также с проблемами здоровья.
Так же, как и гениальность, безумие невозможно установить, изучая лишь карту рождения. Тем не менее, можно указать на некоторые признаки, означающие предрасположенность к душевным заболеваниям и наиболее уязвимые участки. Далее следует договориться о том, что понимать под душевным заболеванием или безумием. Где кончается эксцентричность и начинается настоящее психическое расстройство? С какого момента обычная неуравновешенность становится явным отклонением, подлинным физическим недугом? Если не принимать во внимание наследственных или врожденных процессов или явлений, то о начале безумия можно говорить тогда, когда все поведение человека становится угрозой для других и для него самого, то есть когда его поведение идет вразрез с общепринятыми нормами. Такой критерий нормальности по существу своему является социальным: это закон большинства, которое определяет границы нормы и выбрасывает тех, кто ей не соответствует, в резервацию для больных неврозами и психозами, запирая их в темницу с их маниями, фобиями и бредом. Истерия, склонность к фантазиям, мания величия, паранойя признаются безумием лишь тогда, когда они затрагивают сферу отношений между людьми и угрожают установленному порядку. Риск неконтролируемого болезненного поведения бывает связан с одним из типичных обстоятельств: излишек, недостаток, блокировка, распыление себя, неадекватные реакции.

Излишек, а равно и недостаток (который лишь его оборотная сторона) связаны со значительными скоплениями планет. В этих случаях человек рискует стать жертвой навязчивой идеи, которая сужает его путь, навязывая ограничения и обостряя ситуацию. Разного рода блокировки обычно обусловлены преобладанием фиксированных знаков и Сатурна с дисгармоничной аспектацией. Распыленность, разбросанность связаны с мутабельными знаками, особенно с Близнецами и Рыбами. Причиной неадекватных реакций, потери связи с действительностью могут быть дисгармоничные аспекты Нептуна и преобладание знаков Водной стихии.

С каждым из 12 знаков Зодиака можно соотнести особенные формы душевных расстройств. Для Овна – это ярость, разрушительный взрыв; Тельца – навязчивые идеи; для Близнецов – нарциссический невроз и раздвоение личности; для Рака – уход в мир фантазий, тревожное чувство незащищенности; для Льва это мания величия; для Девы – копмлекс неполноценности, мания преследования; для Весов – неврастения, нерешительность и бездеятельность; для Скорпиона – болезненные страхи или паранойя; для Стрельца – гипертрофия личности; для Козерога – мизантропия, чувство безысходности, болезненное отвращение к еде; для Водолея – склонность к утопиям и маргинальности; для Рыб – депрессии и склонность к паразитированию.

На уровне планет: Юпитер означает разного рода гипертрофию, Сатурн – жесткую фрустрацию, подавление и вытеснение, Уран – паранойю, Нептун – различные формы потери контакта с реальностью, например, наркотики и алкоголь; с Плутоном, вероятно, связан комплекс вины.

Сумасшествие (также устар. безумие) — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство. Исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, поэтому в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.
Беспечность, беззаботность проявляются тогда, когда серьезности, которую обычно придает Сатурн, противостоит доминанта Луна или Меркурий. Овен, с его молодой непосредственностью и живостью, также может придать характеру человека черты беспечности, если сильно проявится в карте. Похожее значение будет иметь большое скопление планет в Близнецах. Аспекты, на которые следует обращать внимание: Юпитер в Близнецах или Весах в дисгармоничных аспектах относительно Меркурия.

БЕСПЕЧНОСТЬ – это, не смотря на всю обаятельность и невинность, очень отрицательное качество человека. БЕСПЕЧНОСТЬ начинается с детства, где нас считают ангелочками, порхающими на радость всем людям, где за нами ухаживают, холят и лелеют, восхищаются нашими капризами и прощают нам все и вся. Поэтому, БЕСПЕЧНОСТЬ как качество, приходит от родителей, которые не в силах управлять своими чувствами. Они считают, красота и милые черты характера их ребенка, которыми восхищаются они, будут восхищать и всех людей. Это непростительное заблуждение, являющееся основой разложения личности ребенка. Мы говорили, что ребенок в контексте родителей приспосабливается к условиям. Это значит, он будет делать все, что вы хотите, и будет таким, как вы хотите. Если вы улыбаетесь, то ему больше ничего не остается делать, как улыбаться, если вы грустите, то грустит и ваше дитя. БЕСПЕЧНЫМИ мы назовем таких родителей, которые не заботятся о своем ребенке, они о нем не пекутся. А забота – это не одевание и кормление того, кого мы произвели на свет. Заботиться – это значит готовить к будущей жизни. В наше время родители не знают, как подготовить свое дитя к будущему, они даже боятся выпускать своего ребенка в условия, которые мы с вами создали. Они говорят, что невозможно в таких условиях выжить самостоятельно, поэтому заботятся каждый о своих сыне или дочери всю жизнь. Здесь они неправильно решают пару положиться – возложиться. Каждый человек должен прожить отпущенные ему годы сам. Сваливать свои проблемы на других людей родители это или друзья эгоистично по отношению к ним.

Задача родителей же, как можно лучше подготовить ребенка к реальным условиям. В мире природы это правило знают все животные четко. В природе нет понятия БЕСПЕЧНОСТЬ. Бабочка, порхающая от цветка к цветку, занята делом.
В традиционной астрологии считается, что бесплодие связано с наличием так называемых «бесплодных» планет (Солнца, Марса и Сатурна) в 5 доме (дети), однако этому нет никаких экспериментальных доказательств. Для простоты скажем, что Сатурн в 5 доме может затруднить и отодвинуть на некоторое время рождение ребенка – или даже совсем лишить радости материнства.

Другой фактор, который может указывать на бесплодие: планета, управитель 5 дома в соединении, квадратуре или оппозиции с Сатурном. Отмечаются случаи бесплодия (истинного или психосоматического) при соединении, оппозиции или квадратуре Луны и Плутона (при условии, если одна из двух планет находится в 5 доме); это означает на самом деле неприятие своей женской роли.

Бесплодие (лат. Sterilitas) — в медицине — неспособность лица детородного возраста к воспроизводству потомства.

Супружескую пару считают бесплодной, если беременность у женщины не наступает в течение года регулярной половой жизни (половые контакты не реже 1 раза в неделю) без использования средств и методов контрацепции. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения «…около 8 % супружеских пар в течение репродуктивного периода жизни сталкиваются с проблемой бесплодия» У человека различают абсолютное бесплодие, предопределённое неизлечимыми изменениями в половом аппарате мужчины или женщины (дефекты развития, оперативное, удаление половых желёз, травмы и ин), и относительное, причины которого могут быть устранены. Бесплодие называют первичным, если беременности никогда не было, и вторичным, если раньше женщина была беременной.
Склонность жить в беспорядке чаще других свойственна Близнецам, Ракам и Рыбам с доминирующей Луной, сильным Марсом и слабым Сатурном. Поскольку особая любовь к порядку многим детям и подросткам несвойственна, не стоит сразу бросаться искать этому объяснение во влиянии планет.
Человек, по природе своей благоразумный, часто будет иметь в своей карте довольно мощный Сатурн в гармоничных аспектах. Если же Сатурн имеет напряженные аспекты, то разум этого человека может стать препятствием к расцвету его сил и к свободному развитию.
Указание на вдовство может фигурировать в астрологических картах, отмеченных дисгармоничными аспектами Луны и Сатурна у мужчины или Солнца и Сатурна – у женщины. При этом планета-управитель 7 дома находится в дисгармоничном аспекте с планетой-управителем 8 дома, а сам 8 дом занят либо одним из светил, либо непосредственно планетой-управителем 7 дома.

Часто случается так, что люди теряют своих супругов во время дисгармоничных транзитов по Плутону или планету-управителя 8 дома по Солнцу или Луне.
Великодушие нельзя соотнести с каким-то определенным знаком Зодиака. Оно в большей степени зависит от количества благоприятных аспектов, в частности аспектов Солнца, Венеры или Луны с Юпитером. Великодушие может проявляться особенно ярко, если Солнце или Асцендент находятся к тому же в знаках огненной стихии. В случае положительного «участия» Водолея, Рыб и Нептуна в гороскопе присутствуют черты человеколюбия.
Великодушие — черта характера. Выражается в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.
Существует выражение — простить обиду в порыве великодушия.
Верность, преданность характерны для тех, в чьей натальной карте Венера находится в одном из знаков земной стихии или в Раке (преданность семейному очагу) при гармоничных аспектах к Сатурну. Следует обращать также внимание на положение хозяина 7 дома и на его аспекты в Венерой и Сатурном, если таковые имеются. Серьезной помехой верности может стать Венера или Луна в Близнецах или Рыбах, а также дисгармоничные аспекты Венеры с Нептуном. Так, можно встретить человека, у которого в карте трин Венера-Сатурн, но который способен обмануть своего супруга или супругу… при этом совершенно не намереваясь разрывать с ним брак. В таких случаях верность проявляется и ощущается самим человеком как святой долг, допускающий, правда, незначительные вольности: внешне ведь все вполне пристойно.
Вкус — эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. В общем смысле вкус — это некая специфическая особенность восприятия прекрасного. Философы давно осознавали потребность в выявлении некоторой категории, обусловливающей способность человека эстетически оценивать и воспринимать объекты красоты и искусства. В XVII веке для обозначения этой категории стали использовать термин «вкус», по аналогии с физиологической способностью человека различать вкусовые качества пищи. Впервые термин вкус в эстетическом смысле (как способность постигать прекрасное и произведения искусства) был употреблен в 1646 году испанским философом Бальтасаром Грасианом в его работе «Карманный оракул». В XVIII веке вкус стал главнейшим критерием, по которому определяли духовно-художественный аристократизм. Люди отдают себе отчет в нечёткости и расплывчатости описаний вкуса, в слабой дифференцировке основных понятий вкуса. Существуют огромные различия в чувственном восприятии у представителей разных народов и у разных людей в пределах одного этноса. Об этом свидетельствуют народные поговорки «О вкусах и цветах не спорят», «На вкус и цвет товарищей нет» и авторские афоризмы: «Автор может совершить самоубийство, целясь во вкусы публики» (Станислав Ежи Лец). «Вкус - это здравый смысл гения» (Франсуа Рене де Шатобриан). «Вкус - это эстетическая совесть» (Жан Поль Рихтер). «Вкус не строит систем и не предъявляет доказательств» (Сьюзан Зонтаг). «Вкус формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед» (Элизабет Тейлор). «Вкусы меняются столь же часто, сколь редко меняются склонности» (Франсуа де Ларошфуко). «Если вы не уверены в своем вкусе, знайте: он у вас есть» (Уистен Хью Оден). «Зрелище нелепостей порождает хороший вкус» (Антуан де Ривароль). «Не все восхищаются одним и тем же, и не все любят одно и то же» (Квинт Гораций Флакк). «Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса» (Иоганн Вольфганг Гёте). «Нужно иметь очень хороший вкус, чтобы временами позволить себе что-то в плохом вкусе» (Ванда Блоньская). «Обычно думают, что дурной вкус не может породить ничего стоящего. Напрасно. Бесплоден именно хороший вкус - для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов - из-за хорошего вкуса они совершенно разленились» (Сальвадор Дали). «Тот, кто постоянно задается вопросом: "А это в хорошем вкусе?" - наверняка обладает плохим вкусом» (Джо Ортон). «У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего» (Оскар Уайльд). «У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает» (Коко Шанель).
В гороскопе вкус символизирует Венера. О хорошем, тонком врожденном вкусе будет свидетельствовать сильная Венера в гороскопе: Венера-бенефактор (в наилучшем положении в гороскопе). Венера в знаках Тельца и Весов, в знаке Рыб. Венера в трине или секстиле с Луной, Юпитером, Сатурном. Венера в соединении с Меркурием или Юпитером. Солнце, Луна, Меркурий в знаке Тельца или Весов, не имеющие аспектов соединения, оппозиции, квадрата с Марсом, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном, при сильном и гармоничном положении Венеры в карте. Венера в сердце Солнца: отстоит от Солнца не более чем на 17 минут, это положение многократно приумножает силу Венеры, которая подпитывается солнечной энергией.
На плохой вкус и необходимость его сознательно развивать указывает Венера-малефактор (в наиболее слабой позиции в карте). Ретроградная Венера не всегда дает плохой вкус, но если Венера ослаблена, то для развития и проявления вкуса будет мало возможностей во внешнем мире. Венера в знаках Овна и Скорпиона, в знаке Девы. Венера, сожженная Солнцем (аспект соединения, когда Венера отдалена от Солнца не более чем на 7,5 градусов и находящаяся в том де знаке, она ослаблена Солнцем, мощные лучи которого способны сжечь и затмить все). Венера в квадрате или в оппозиции с Луной. Венера в аспектах квадрата или оппозиции с Юпитером. Венера в соединении, квадрате или оппозиции с Марсом, Сатурном, Ураном, Нептуном, Плутоном. Если Венера-малефактор управляет Асценденом, человеку будет крайне тяжело признать, что у него плохой вкус и ему нужно его осознанно развивать, особенно если у Венеры есть любой мажорный аспект с Нептуном (соединение, секстиль, квадрат, трин, оппозиция).
Марс часто доминирует в натальной карте. У тех, кто достиг высоких командных постов, в доминанте также нередко встречается Юпитер.
Сильная воля присуща прежде всего тем, у кого Солнце во Льве, Скорпионе и Козероге. Сильная воля также у Овнов и Тельцов. Напротив, довольно слабая воля у Раков, Весов и Рыб, если только Солнце не имеет мажорных аспектов Марса. Волю можно развить при желании так же, как слабую мускулатуру. Для этого у Солнца должны быть мажорные аспекты к Сатурну и Юпитеру одновременно. Сильной воле способствуют Солнце или Марс в положении доминанты (в частности на Асценденте или МЦ), эти две планеты к тому же должны быть в безусловно положительной аспектации с Сатурном – планетой терпения и упорства.
Воображение, как и вообще область бессознательного, которое является питательной средой для воображения, это епархия Луны. Солнце же управляет теми сторонами личности, которые теснее всего связаны с волевым, сознательным началом. Таким образом, положение и аспекты Луны оказывают первостепенное влияние на направленность, размах и творческую силу нашего воображения. Знаки, которые более других способствуют его свободному полету, - это Рак, Скорпион, Стрелец, Водолей и Рыбы. Наименее заметно в этом смысле  влияние знаков земной стихии, им присуща излишняя тяжеловесность и реализм.
Как правило, Луна в соединении с Асцендентом встречается у тех, кого ведут лишь воображение и движения подсознания.
Аспекты Нептуна и Урана с Луной и Меркурием имеют склонность придавать воображению соответственно размах или динамизм.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображение как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи — воображаемый образ.
Сильную предрасположенность к воровству придают карты рождения, отмеченные неблагоприятными аспектами Луны к Венере или Венеры к Меркурию, особенно если эти планеты находятся в знаке Близнецов, Весов, Стрельца или Рыб.

Воровство в обывательском понятии является синонимом кражи. Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти. Например: «Пугачёв — вор и самозванец», «Тушинский вор».

Человек, занимающийся кражами, назывался тать, а промысел — татьба. Патологическая тяга к воровству не ради вознаграждения, а по психическим мотивам, является признанным заболеванием клептомании.
Восприимчивость связана с доминацией Луны или Нептуна, а также с сильной заполненностью знаков Рака или Рыб, в особенности если там Солнце, Луна или Асцендент.
Вследствие своего необузданного чувства независимости и своего глубокого индивидуализма постоянными бунтарями и вечными спорщиками часто бывают люди с Солнцем в Скорпионе, которым для полноты жизни необходимо всегда быть «против». В меньшей степени проявляет мятежные наклонности Овен. Но его взрывной характер выражается прежде всего в неожиданных «боданиях», реакции яростной, но столь же короткой, сколь и стремительной. У обоих знаков речь идет об индивидуальном протесте, доходящем порой до анархизма; они восстают в первую очередь против обстоятельств повседневной жизни.
Мятеж, восстание также связаны с Водолеем. Но в этом случае восстание приобретает характер революционный и идеологический: Бомарше, Брехт, Андре Бретон, Джеймс Дин, Франклин Рузвельт, Стендаль, Жюль Верн. То же самое, если в Водолее находится Асцендент: Робеспьер, Карл Маркс, Герберт Уэлс.
Оппозиция или квадратура Марс-Юпитер и Марс-Уран указывают на восстание против установленного порядка, тогда как те же аспекты Марса со светилами (Солнцем и Луной) показывают, что бунт направлен скорее против одной из родительских моделей.
Ярко выраженный мятежный характер будут иметь люди с наличием соединения Уран-Плутон в Деве, когда это соединение будет иметь мажорные аспекты к личным планетам, в особенности к Марсу, Солнцу или Луне.
Когда заходит разговор о гениальности, становится понятно, что астрология не всесильна. Анализ звездного неба в момент рождения никогда не помогал определить, будет ли родившийся гением. Коснемся лишь некоторых наблюдений. Иногда в астрологических картах содержатся недвусмысленные признаки исключительных способностей к какому-либо роду деятельности. Так, в случае Наполеона военный гений очевиден (Марс в Деве: точность, тщательность, тактический анализ – в соединении с Нептуном; интуиция, проницательность – в трине с Ураном; отвага, стремительность – в секстиле с Юпитером (полководческий дар, ореол успеха) и с Венерой. Примеров такого рода много и в других областях.
В целом можно отметить, что в астрологических картах великих людей-гениев человечества редко преобладают гармоничные аспекты. Чаще мы имеем дело со значительными диссонансами, которые складываются в мощный комплекс качеств, и они проявляются как постоянный вызов судьбе. У великих творцов зачастую Солнце имеет большой вес, значительно влияние Урана или Плутона и присутствуют сильные аспекты планет в фиксированных знаках (в Тельце, Льве, Скорпионе, Водолее).
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность — культурное явление человеческой природы.
«Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» — И. Ньютон.
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
Должен быть очень сильный Марс, находящийся в гармоничном аспекте с Солнцем и Юпитером или оказывающий решающее влияние на Асцендент или МЦ (будучи хозяином дома или ангуляром). Если велико значение Урана, то вдобавок будет сильная любовь к риску и презрение к опасности.
Часто гнев связан с Овном (импульсивность, вспыльчивость), с Тельцом (ярость тем сильнее, чем дольше она просыпается), со Скорпионом (разрушительная ярость). Гнев также свойствен тем, у кого в натальной карте доминирует Марс. Он может быть особенно разрушителен, если есть значительный диссонанс между Марсом и Ураном. У Льва и Стрельца также скорее холерический склад характера, но они умеют гораздо лучше сдерживать себя.
Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. В христианстве гнев понимается как «сильное, возбужденное состояние духа против ближнего», греховность или безгрешность которого зависит от его причин, цели и степени. Считается, что гнев благочестивых людей представляет собой их крайнее отвращение и негодование против греха, является безгрешным и не чужд даже Богу. В тоже время гнев против ближнего, особенно затягивающийся, считается греховным, способным перерастать в злость и желание мести. Греховный гнев считается одним из семи смертных грехов. В исламе гнев понимается как эмоциональное возбуждение, вызванное сильным недовольством из-за обиды или несправедливости. Считается, что «мгновенный гнев», возникновение которого неподвластно контролю человека, является естественным и не предосудительным. В отличие от него, действия, совершаемые под влиянием гнева — осуждаются.
Гомосексуальные наклонности могут вызываться самыми разными психологическими факторами. Сколько факторов, столько и возможных аспектов планет. Поэтому бесполезно рассчитывать на то, что гомосексуализм можно распознать по точному расположению планет, пользуясь правилами типа «Х в оппозиции к Y означает гомосексуализм». Произвольные рассуждения такого рода чужды самой идее астрологии.
Далее следует уточнить, что никто не может провести грань между скрытой, латентной, гомосексуальностью и открытой. У множества людей есть гомосексуальная составляющая, которая никогда не находит своего выражения в действительности.
Наконец, гомосексуальные наклонности могут реализоваться как положительно, так и отрицательно. Когда они реализуются гармонично, без комплекса вины, без блокировки, то ни того, ни другого мы не найдем в астрологической карте, потому что она – отражение того, что переживает индивидуум. С психологической точки зрения, влечение к представителям своего пола может иметь разные причины, восходящие чаще всего к эдипову комплексу. Астрологически это может быть связано с несколькими аспектами: соединением Солнца и Луны (неразличение мужского и женского начала), оппозиция тех же светил (затруднительно вообразить слияние двух полов и происходящую от этого гетеросексуальность); соединением или оппозицией (влияние квадратуры, по всей видимости, сильно размыто) Луны и Плутона в карте у мужчины (отказ или страх перед женщиной), Солнца и Плутона – у женщин (отказ от мужчины). Страх «кастрации» или страх перед мужской агрессией в основном связаны с дисгармоничными аспектами, соответственно: Солнце-Марс в мужской карте и Луна-Марс в женской. Жоэль де Гравлен считает, что Лилит, Черная Луна в соединении с Асцендентом или Луной в мужской карте либо в соединении с Венерой – в картах представителей обоих полов также может быть признаком гомосексуальных наклонностей; кроме того, она считает, что чаще других среди гомосексуалистов встречаются рожденные под знаком Скорпиона.
Что касается дисгармоничных аспектов Венеры и урана, то им часто приписывают связь с гомосексуализмом – и напрасно. В действительности они чаще всего означают лишь бунт или независимость в проявлении чувств, приводящие порой к маргинальности, проявлением которой может стать гомосексуализм – или что-то иное. Наоборот, когда натальная карта «установленного» гомосексуалиста содержит в себе такой аспект, речь идет о вызове обществу, отгородившемуся от индивида; аналогично этому дисгармоничные аспекты Венеры и Сатурна влекут за собой ощущение опустошенности… Таким образом, мы видим: установление истинного гомосексуализма – дело чрезвычайно тонкое и деликатное, и здесь астрология может быть весьма полезна, если нужно понять его причины и найти приемлемые для конкретного человека подходы, обходясь без каких бы то ни было моральных приговоров.  
Гомосексуализм (лат. homosexualismus, от др.-греч. oμoς, homos — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол), изначально — термин, введённый в употребление в качестве обозначения (впоследствии преимущественно негативно окрашенного) сексуального влечения индивида к лицам одного с ним пола и сексуальных связей между ними; в настоящее время считается устаревшим и неточным и используется преимущественно как идеологическое клише. В рамках термина слиты в единое однозначное понятие, отдельно не выделяясь и не рассматриваясь, бисексуальность и гомосексуальность. Для термина нет эквивалентных определений других сексуальных ориентаций.
Понятие «гомосексуализм» (лат. homosexualismus), как и понятие «гомосексуальность» (нем. homosexualität), было введено в широкое использование в конце XIX века австрийским писателем венгерского происхождения Карлом Марией Кертбени и обозначало половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. В русском языке термин стал употребляться практически сразу после этого как перевод обоих понятий, сразу получив сохраняющуюся до наших дней негативную коннотацию как сексуальная девиация и противоестественное явление.
В первом издании Большой советской энциклопедии, где соответствующий том был издан в начале 1930-х годов, подчеркивалось принципиальное различие в отношении к «гомосексуализму» в советском и буржуазном обществах. Сочувственно излагались воззрения Фрейда на этиологию гомосексуальности. По словам авторов статьи, если в буржуазном обществе установлена уголовная ответственность за проявления гомосексуальности и такие лица преследуются, то в гуманном советском обществе им оказывается всяческая помощь. Однако уже к середине тридцатых годов определение снова изменилось на более характерное для советской литературы диаметрально противоположное:
Гомосексуализм — половое извращение, заключающееся в противоестественном влечении к лицам своего пола. Встречается у лиц обоего пола. В уголовном праве СССР, социалистических стран, а также некоторых буржуазных государств установлено наказание за Г. (мужеложество).
До 1999 года термин являлся диагнозом советской и российской психиатрии, расценивавших гомосексуальность как подлежащую лечению (псевдонаучной практике репаративной терапии) сексуальную девиацию.

В настоящее время термин практически не используется в странах западного мира (в особенности в научной литературе) и, отчасти, в России и других странах бывшего СССР в качестве определения гомосексуальности как не являющийся корректным, точным и полным, однако является распространённым (в особенности в русском языке, где он вошёл в употребление значительно ранее, нежели термин «гомосексуальность», и использовался также как перевод термина „homosexuality“) идеологическим клише в массовой, религиозной и антигомосексуальной публицистике и литературе, используемым преимущественно с негативной коннотацией.
В настоящий момент ряд русскоязычных специалистов в области сексологии, психологии и психиатрии указывают на некорректность употребления термина в настоящее время, в отличие от общепринятого в мировой практике термина «гомосексуальность», поскольку термин «гомосексуализм» носил и носит негативные коннотации и ранее им обозначался психиатрический диагноз. Кроме того, согласно их исследованиям, терминологическая коллизия между понятиями «гомосексуализм» и «гомосексуальность» выражена в русском языке значительно сильнее, чем в основных западноевропейских языках, где термины, соответствующие русскому термину «гомосексуальность» (англ. homosexuality, нем. Homosexualität и т. п.), значительно старше и гораздо более употребительны, чем редко встречающиеся аналоги русского термина «гомосексуализм» (англ. homosexualism, нем. Homosexualismus).
Профессор Игорь Семёнович Кон в книге «Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре» делает вывод:
Нет единого, одинакового для всех гомосексуализма, есть многообразные гомосексуальности.
Учёный указывает на то, что термин «гомосексуализм» и «гомосексуалист» предполагают жёсткую бинарную закрепленность свойства: «гомосексуалистом» человек может либо быть, либо не быть, тогда как термины «гомосексуальность», «гомосексуал» включают в своё содержание представление о вариативности и пластичности самого явления.
Психолог Д. В. Воронцов считает, что термин «гомосексуалист» имеет негативную оценочную коннотацию как человека, злонамеренно нарушающего установленные нормативы сексуальных отношений. Он указывает на то, что термины «гомосексуализм», «гомосексуалист» приобрели негативное значение, связанное с их употреблением в медицине советского периода для обозначения извращения, подлежащего лечению. Именно такое значение нашло отражение во всех словарях и энциклопедиях. При этом в этих источниках отсутствуют термины «гетеросексуализм» и «бисексуализм» , так как гетеросексуальные отношения с этой точки зрения представлены как единственно-возможная и абсолютная норма сексуальности, не требующая никакого отдельного словесного обозначения, а бисексуальные отношения объединены с гомосексуальными под термином «гомосексуализм».
Профессор Лев Самуилович Клейн в свой книге «Другая любовь» пишет:
Я пишу «гомосексуальность», а не «гомосексуализм», соответственно «гомосексуал», а не «гомосексуалист», потому что слова с суффиксами -изм, -ист воспринимаются в русском языке как обозначающие некое учение, направление, идеологию и сторонников этой концепции, а в других языках такого слова вообще нет. Слову «гомосексуалист» (с таким суффиксом) соответствует общеевропейское homosexual (без суффикса). Термин «гомосексуалист» в русском языке ответвился от «гомосексуализм», а тот вошел в язык тогда, когда люди этого склада воспринимались как еретики и злонамеренно уклоняющиеся от общественных норм поведения и взглядов. Это связано с представлением о произвольно и сознательно выбранной жизненной позиции, которую можно отстаивать и проповедовать. Как правило, тяга к собственному полу изначально не такова, хотя в ходе борьбы за выживание она и может приобрести такие формы. Поэтому слова «гомосексуализм» и «гомосексуалист» я не использую, привожу только в цитатах.
Гордость, высокомерие, гордыня меньше связаны с врожденной предрасположенностью, чем с недостаточностью удовлетворенности собой, и свидетельствуют о повышенной чувствительности  к сторонним взглядам и мнениям. Чрезмерное выпячивание собственного «я» почти всегда является системой самозащиты, в основе которой лежат детские страхи, внутренние конфликты и, может быть, даже давно перенесенные травмы. Значительное влияние оказывают дисгармоничные аспекты Солнца и Юпитером, а также сильного Сатурна. На излишнюю гордыню могут указывать также  проявления крайней застенчивости, что может быть связано, например, с Сатурном в 7 доме, в соединении с Десцендентом, в особенности если Сатурн в дисгармоничном аспекте с Солнцем, Луной, Меркурием  или Юпитером.
Знаки, в которых чаще других можно отметить проявления чрезмерной гордости, - Лев и Козерог. У первого – чувство собственного достоинства и желание доминировать и ни в коем случае не уронить себя в глазах окружающих, у второго – чувство интеллектуального превосходства человека, претендующего на обладание истиной в последней инстанции. Гордыня свойственна также рожденным под знаком Скорпиона в том смысле, что за многими из них водится один и тот же недостаток: они склонны всех вокруг принимать за дураков.

Гордыня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя. Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других.

Франсуа Ларошфуко. В иудаизме: По словам еврейских мудрецов, есть качества, в которых нельзя человеку вести себя средне, но должен отдалиться в сторону одной из крайностей — например, гордыня, когда недостаточно человеку быть просто скромным, но должен быть смиренным, очень скромным. Поэтому не сказано о Моисее просто «скромный», а «кротчайший из всех людей на земле»  (Чис.12:3). И по той же причине указали мудрецы: «Будь очень, очень смиренным». И ещё сказали, что каждый, кто возвышает сердце своё, отрицает основы веры, как сказано: «смотри, чтобы не надмилось сердце твоё и не забыл ты Господа, Бога твоего»  (Втор.8:14).

В христианстве гордыня является самым тяжким из семи смертных грехов и считается, что именно он привёл к падению Люцифера, ставшего Сатаной.


Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордынится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.