Самопрезентация


Распространенные способы самопрезентации в общении. Типичные проявления принципа Первого дома.

Ситуацию первого дома отличает акцент на ваше личности конкретного человека, участвующего непоследственно в данной ситуации. Человек оказывается в центре внимания - собственного или других. Все вокруг как бы перестает существовать, остается только "я". Авессалом Подводный: "...и, ослепленный светом Божественного внимания, не видит и не слышит ничего вокруг – он поглощен лишь той гранью себя, которую он в данный момент представляет".

Давайте разберемся в способах самопрезентации своей личности окружающим.

Можно демонстрировать себя при помощи слов: рассказывая о себе, предоставляя рекомендательные письма, предлагая другим рассказать о вас через третьих лиц. Каждый вариант самопрезентации при помощи слов по-своему хорош.

Но можно демонстрировать свою личность, и не прибегая к речи. Наш имидж, внешний вид – тоже символическая система, способная рассказать о нас многое. Подобно молнии, которая предшествует грому, наш внешний вид успевает передать зрителю сообщение о нас до того, как мы успеем сказать первое слово.

Не всегда человек может управлять своим самовыражением сознательно. Для разного уровня эволюционного развития личности характерны разные способы поведения в ситуациях первого дома.

Условно можно определить четыре уровня развития личности. Цитата из книги Авессалома Подводного «Общая астрология. Дома».

«На первом уровне проработки первого дома индивид полностью отождествляется со своей личностью, не отделяя ее от физического тела. Здесь можно говорить о психической реальности, но не о внутреннем мире, к различным элементам которого у человека имеется определенное отношение. Самосознание здесь развито очень слабо, человек еще плохо отделил себя от окружающего мира и скорее скажет «больно», чем «у меня болит». Здесь человек абсолютно доверяет своему восприятию и считает, что то, чего он не видит или не ощущает, просто не существует. Его самовыражение спонтанно и неуправляемо, лишено смущения даже тогда, когда происходит в мало или совершенно неприемлемых ситуациях. У человека есть глубокое и интимное ощущение, что мир обязан воспринимать и даже любить его именно таким, каков он есть.

На этом уровне человек не ощущает глубины своей психики, сводя собственную индивидуальность и внутреннее содержание к внешним действиям и элементарным психологическим реакциям. Поэтому для него очень остро стоит проблема самоутверждения, решаемая чаще всего посредством психологических игр за счет других. Это происходит буквально каждый день, поскольку невозможность проникнуть внутрь себя, глубже поверхностных программ подсознания и элементарных ментальных, эмоциональных и физиологических рефлексов, где только и можно обнаружить что-то индивидуально ценное, все время заставляет его чувствовать себя обнаженным, пустым и ничтожным, если в течение нескольких часов он не получит тому внешнего опровержения.

На этом уровне человек, как правило. Носит одну-две совершенно жестких маски (первую – для подвластных ему людей, вторую – для тех, кто сильнее), полностью отождествляя себя с ними (обычно так же думают и окружающие). При этом каждая из этих масок – ипостасей личности – дает очень сильно искажение информации и энергетического потока и при восприятии, и при самовыражении. Самообман и обман внешнего мира происходит, в частности, вследствие грубой профанации мира для человека или же, наоборот, в связи с необходимостью уложить транслируемые потоки в крайне примитивные рамки и схемы. Так люди делятся на хороших или плохих (в основном по критерию приносимой ими данному индивиду пользы), умных и дураков (согласных с ним и остальных) и т.д., причем такие характеристики чаще всего, подобно ярлыкам, приклеиваются навечно, независимо от дальнейших событий. В психической реальности преобладают два состояния – агрессия и блокировка, иногда под видом полной покорности и пресмыкания перед превосходящей силой. Переключение из одного состояния в другое может происходить очень быстро, не вызывая ни малейшего смущения.

На втором уровне проработки первого дома человек полностью отделяется от окружающего мира. Теперь он может говорить о себе, взирая на свою личность как бы со стороны. «Как бы» означает, что субъективный и пристрастный оттенки остаются, но индивид уже может выслушать о себе чужое мнение, не совпадающее с его собственным, и пытаться увидеть себя глазами других. На данном уровне в определенные периоды жизни, особенно в юности, он пытается понять, что же он такое есть и в чем заключается именно его неповторимость. Здесь обычный взгляд на личность сводится к тому, что это набор черт характера, индивидуальных склонностей, способностей, талантов, реже – особенностей восприятия. Человек считает, что личность (свою и чужую) нужно формировать, но не относит это занятие к числу важнейших для себя. Его взгляды на эту проблему почти полностью продиктованы общественным сознанием и подсознанием, считающими, что личность важна для лидеров, подчиняющих себе и ведущих за собой коллективы, а остальным лучше заниматься своим конкретным делом: ковать железо, участвовать в запланированных манифестациях и т.д.

Но индивид уже замечает в себе определенную внутреннюю жизнь, а главное – разрешает ее себе: теперь можно говорить о внутреннем, пусть пока еще и примитивном мире. Во всяком случае, он по-разному относится к элементам своей внутренней жизни – что-то одобряет или осуждает, а что-то в себе не принимает, пытаясь подавить или изжить. Частично материализуется понятие внутренней работы и появляются реальные внутренние причины для самоуважения; самоутверждение в какой-то мере идет изнутри, и самооценка человека не столь фатально зависит от внешних обстоятельств.

На этом уровне искажения при восприятии окружающего мира уже не так сильны и более однотипны у людей определенного социального круга, формирующие главные черты личности на втором уровне ее проработки. Здесь восприятие определяется набором социальных клише, который значительно богаче предыдущего и позволяет адекватно существовать в социуме. Соответственно возможность самовыражения тоже определяется скромным, но приличным комплектом социальных штампов, в большинстве случаев вполне устраивающих человека. Лишь изредка, попадая в сильные энергетические потоки (например, пылко влюбляясь), человек ощущает недостаточность имеющихся в его распоряжении выразительных средств, но легко с этим смиряется. Вопрос о самоутверждении и самореализации по-прежнему решается на социальном уровне, т.е. ведущим критерием служат внешние достижения индивида, особенно социально признанные. Он ценит в основном лишь те личные заслуги и усилия, которые видны людям, референтному кругу, а лучше – всему своему народу.

На третьем уровне проработки первого дома человек учится видеть собственную личность как поверхностный слой своего внутреннего «я». Иначе говоря, у него уже есть достаточно большой и дифференцированный внутренний мир, развивающийся по своим законам, в котором можно по-разному вести себя, чему-то радоваться или чему-то огорчаться, что-то менять – словом, жить. Теперь личность воспринимается как средство коммуникации между внешним и внутренним мирами, а ее недостатки переживаются больше как нехватка выразительных средств, т.е. индивид не умеет адекватно выразить то, что так захватывающе, интересно и содержательно происходит в его душе. Здесь социальные штампы восприятия и самовыражения уже тесны, и человек начинает их преодолевать. В различных внешних ситуациях и положениях он видит подробности, оттенки и аспекты, не видимые никому другому, по крайне мере, пока он явно не обозначит или не назовет их. Это не дается даром: косное общество терпит подобные проявления с трудом и всегда предпочитает яркие личности (с сильным первым домом) оригинальным и действительно талантливым (с проработанным первым домом), и индивиду суждена нелегкая борьба за одно лишь право на собственное видение мира.

В своих проявлениях этот человек неординарен, и его часто плохо понимают, особенно если он считает необходимым быть искренним в примитивном понимании этого слова, т.е. точно выражать мысли и чувства без учета уровня аудитории. Ему нужны новые, нестандартные формы выражения, которые люди часто профанируют, принимают за пустое выпендривание, лишенное смысла. Здесь индивид учится управлять своей личностью, включая те или иные аспекты, а главное, перестает (часто в связи с горьким опытом) считать ее самодовлеющей ценностью. Теперь он самоутверждается не только за счет социальной оценки внешних достижений и социально же воспринятого образа его личности, но и в большей мере благодаря работе над собой, ибо уже понимает, что его внешние успехи обусловлены именно внутренними усилиями и свершениями, пусть даже и не видимыми миру. На этом уровне человек еще болезненно относится к унижению, но и акцент переживаний переносится с оскорбленного и обиженного эго на суть того, что он в данный момент представляет или транслирует. Здесь личность пока еще очень любима и дорога, но уже во многом является инструментом психики человека, а не его сущностью.

На четвертом уровне проработки первого дома индивид воспринимает свою личность как рабочий инструмент, предназначенный для связи внешнего и внутреннего миров, и довольно хорошо умеет им управлять. Его восприятие делается, в основном, безличным, т.е. он учится воспринимать все происходящее вокруг и с ним самим без чувств и эмоций, искажающих и блокирующих поступающий извне информационно-энергетический поток. Теперь проблема самовыражения решается на новом уровне, человек преодолевает жесткие социальные штампы и ведет себя, по возможности, непринужденно, естественно и совершенно по-своему в каждом жесте и интонации, насколько позволяет социальная ситуация. Уже нет проблем социальной адаптации, поведение индивида всегда адекватно, и хотя внутренне он испытывает некоторые неудобства, он будет искренен и открыт в пределах, допускаемых конкретной ситуацией, что обычно производит очень сильное впечатление полной внутренней свободы и раскрепощенности.

На этом уровне человек обращает основное внимание на три момента: сознательное управление своим внутренним миром, адекватное восприятие внешнего мира и точное самовыражение. Второй и третий моменты возможны лишь при гибкой, подвижной и пластичной личности, умеющей приспосабливаться и быть самой собой в любых обстоятельствах. Что же касается первого, то доступ во внутренний мир через сознание тоже идет с помощью программ подсознания первого дома, и потому им следует быть достаточно гибкими, послушными и разветвленными, что является предметом особых забот индивида. Вместе с тем на данном этапе его самооценка в первую очередь связана не с его личностью, воспринимаемой как вспомогательный инструмент, а со степенью реализации своей кармической программы, которая видится прежде всего как соответствующая внутренняя работа над собой. Но не только (и, если первый дом не очень акцентирован в карте, не столько)как такая работа, но и как необходимая трансформация и построение внутреннего мира в целом. На этом уровне унижение, несправедливые упреки, разочарования, неудачи, непонимание, немотивированная агрессия и прочие житейские удары воспринимаются безлично. А редкие случаи, когда это не удается, человек рассматривает как указания судьбы на слабое место, ржавчину или несмазанное сочленение в естественном инструменте – своей личности, - которые на месте исправляются. У такого человека нет самолюбия в общепринятом смысле, а в соответствующих ситуациях возникает лишь сожаление о собственном несовершенстве. Личные реакции для него суть отклонения от истинного пути, своей дхармы». (Конец цитаты).

Как правило, большинство людей, самовыражаясь, знает, какого результата стремятся достичь. В деловом общении наиболее важно произвести выгодное впечатление о наших деловых и профессиональных качествах. В общении с противоположным полом могут стоять разные задачи: привлечь, притянуть или отвернуть, оттолкнуть. Чаще всего мы стремимся произвести благоприятное впечатление, которое означает для большинства людей социальный и материальный успех, лучшее самочувствие и уверенность в собственных силах.

Если первый дом в гороскопе выражен слабо, человек не будет стремиться самовыразиться по первому дому. Он не будет бросаться в глаза и не будет производить впечатление сильной личности. В общении не будет давить на собеседника и не будет стремиться без особых причин занять место лидера. За эти качества его могут любить в коллективе. У него не очень много возможностей для прямого самоутверждения. Такому мужчине безразличен объем его мускулов и рост. А женщина равнодушна к тому, какое именно надеть белье, а губы красит лишь для проформы. Однако и в жизни таких людей будут ситуации, когда их внешность может стать им интересна: если у мужчины встанет проблема борьбы за свои права, а женщина захочет кого-то соблазнить.

Таким людям особенно важно сознательно подходить к формированию своего имиджа. Хотя для них это затруднительная задача. Причем затруднять ее будут не объективные обстоятельства, а отсутствие личного интереса. Человек живет как бы независящими друг от друга внешней и внутренней жизнями, и ему не очень нужно связывать одну с другой. Конечно, это происходит само собой, незаметно для него, а главное – вполне его устраивает. И чего ради тогда стараться? Осознание же, проработка своей личности необходимы для решения большинства внешних и внутренних проблем, но оно приходит на достаточно высоком эволюционном уровне.

Давайте проведем самомониторинг (изучим способы самопрезентации в социальных ситуациях) и поймем, какие способы присущи именно нам.
Вот описания некоторых способов самоподачи личности в общении.

Цитата из книги Сестер Сориных «Истоки имиджа».

«Социальная самореклама». Этот способ направлен на усиление социальной желательности образа «Я» в глазах других (при рациональном объяснении или замалчивании недостатков). По данным российского психолога Е.М. Зимачевой, она встречается у людей с высокой самооценкой и самоуважением, хорошо осознающих свои способности. Она проявляется в позитивной эмоциональной увлеченности образом «я», причинно-следственном обосновании и рациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств, подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе («захлебывании фактами»).

Такая самоподача часто встречается у модниц, которые не просто приковывают внимание к себе, но и сами просто «кайфуют» от собственного вида. Это точное владение языком одежды и получение максимально эффектной презентации собственной красоты. Умение красиво одеваться – это всегда социальная самореклама.

«Нерефлексивное самоодобрение». Это вид самоподачи, при котором самовосхваление и дискредитация других происходит на малоосознанном уровне. Человек демонстрирует преобладание эмоционально-оценочных суждений о себе, теплое отношение к себе, приукрашивание образа «я», игнорирование недостатков, исключение (вытеснение) социальной нежелательности, в использовании других способов психологической защиты (забывание, приукрашивание). По мнению Е.М. Зимачевой, образ «я» у таких людей недостаточно осознан.

«Греться в лучах чужой славы». Некоторые люди очень любят демонстрировать знакомство и общение с высокопоставленными лицами. Этот феномен, без сомнений, имеет интернациональную природу. Блестяще это описано у Н.В. гоголя в комедии «Ревизор».

Люди, использующие подобную тактику, охотно дают понять, что они знакомы с престижными или привлекательными другими. Вне сомнений, субъект рассчитывает на повышение собственной привлекательности в глазах окружающих.

При этом знакомство не обязательно должно носить дружеский характер. Ссориться и осуждать какого-то известного человека, проклинать его – вполне эффектный прием для того, чтобы вызвать уважение окружающих («Если он с таким не церемонится!» «Ай Моська, знать, она сильна, раз лает на слона!»).

В одном психологическом эксперименте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых людей, которые должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из групп он был приглашен в сопровождении женщины яркой наружности, с привлекательной внешностью, в другую его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Различие в облике сопровождающих имело следствием разные мнения о человеке со стороны каждой из групп. Первая группа дала положительные оценки мужчине значительно более высокие, чем вторая. Общее отношение к нему со стороны первой группы тоже оказалось более благоприятным. В данном примере сработал принцип «скажи, кто твой друг». Очарование женщины поднимало рейтинг привлекательности мужчины. Поэтому каждому из нас полезно подумать о том, как одет наш спутник.

«Создание препятствий». С целью упреждения вероятного негативного впечатления и избегания осуждения люди прибегают к тактике, которую можно назвать «создание самому себе препятствий».

Среди способов, которые выявлены американскими исследователями в ситуациях боязни неудачи Д . Майерс (1997) называет различные особенности поведения, заведомо усложняющие или препятствующие достижению цели. Например, студент перед экзаменом играет на компьютере, спортсмен сокращает подготовку к соревнованиям, или вообще тренируется не в полную силу, дает преимущество противнику, жалуется на депрессию и т.д. Механизм действия таких способов прост – это защита образа «я», самооценки и социального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия позволяет переложить вину, списать ответственность на внешние причины. «Я – хороший, так сложились обстоятельства».

Например, когда демонстрируются малые усилия, тогда неуспех труднее приписать недостатку способностей. Женщина, появившись в неудачной одежде, отмечает, что вообще-то она одевается хорошо, но сегодня у нее не было времени (денег, условий). Но если женщина, избегая неудачи, постоянно прибегает к тактике такого типа, она рискует никогда не проявить себя в лучшем виде.

«Самобичевание». Демонстративное самоуничижение, публичная демонстрация недостатков и негативных оценок личности.. такое демонстративное пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего «я». Произносимые фразы типа: «Я глуп», «Я несчастный человек», «У меня слишком большой размер ноги и некрасиво деформированные косточки», - вызывают у других потребность заверять о том, что личность излишне критична к себе и не так уж все плохо.

При самобичевании свойственно подчеркивать трудности, проблемы и апеллировать к помощи. В самоподаче чувствуется негативная эмоциональная окраска образа «я» и при этом увлеченность собственными недостатками и проблемами. По мнению Е.М. Зимачевой, снижение социальной нежелательности образа «я» достигается через тонкую замену (рационализацию) негативной личностной информации нейтральной, и смещение ответственности с собственной личности на реальные объективные трудности.

Такой способ самоподачи часто демонстрируют весьма привлекательные женщины, которые, перечисляя мнимые недостатки своего внешнего вида и личности, отмечают, что одеть им вообще нечего. В результате окружающие начинают уверять в совершенстве их внешнего вида и делать им комплименты и даже дарить одежду!

На визуальном уровне этот способ работает у людей, которые демонстративно плохо одеваются с целью вызвать жалость и сочувствие к себе, получить моральную поддержку и материальную помощь. Яркий пример – профессиональные нищие. В том же духе поступила одна молодая женщина, которая, отчаявшись получить со своего мужа приличные алименты, одела ребенка в одежду с дырками и отправила в таком виде на свидание с папой. Результат не заставил себя ждать.

«Похвала противника или оппонента». Выигрышной тактикой самопрезентации является публичное восхваление потенциальных противников и оппонентов. По мнению американского психолога Д. Майерса, в основе лижет стремление подготовить почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата борьбы. Если затем человек выигрывает, то его победа становится более весомой. Если же проигрывает, то поражение сильному противнику не так негативно оценивается со стороны окружения.

Неосознанно эту тактику использует женщина, начиная активно расхваливать костюм другой женщины. На такую похвалу со стороны соперницы возникает естественное желание ответить хотя бы из приличия в том же духе.

«Ложная скромность». Научный исследователь, получая крупную премию, благодарит за поддержку заведомо более широкий круг лиц, чем следует. В условиях официального этикета, например, при защите диссертации, в нашей стране встречается подобный феномен, предписывающий соискателю ученой степени казаться скромным. При этом, по мнению американских исследователей данной проблемы Р. Баумейстера и С. Илко, можно предположить наличие «несерьезной благодарности» в подобных ситуациях.

Удачная тактика может заключаться в напускной скромности в присутствии другого человека, который еще более скромен. На уровне внешности это может проявляться в нарочито скромной одежде по сравнению с окружающими.

«Самооборона». Связана со скрытым недовольством собой при раздражении в адрес других. Человек как бы находится в состоянии постоянного напряженного ожидания негативного отношения к себе. Проявляется самооборона в обосновании своей «хорошести» без эмоциональной увлеченности образом «я», приукрашивании через прямой перевод получаемых от других оценочных характеристик в положительные, активной дискредитации других, компенсации недостатков достоинствами из другой сферы.

Человек с таким типом самоподачи ожидает нападок на себя ранее, чем они следуют. Поэтому простой взгляд на свою одежду сразу встречает воинственной самообороной: «Чего смотришь? А сама как одета!»

 

29 червня 2009