Из истории астрологии


Месопотамия. V тыс. до н.э.

Согласно самым древним, из имеющихся сегодня источников, астрология, скорее всего, зародилась в Месопотамии (территория современного Ирака). Здесь, согласно Библии, находился Эдем – рай земной, где в полном согласии с Богом пребывали звери, птицы и человек, одетый светом и бессмертный. Здесь Адам и Ева вкусили от древа познания и узнали изгнание, тяжесть труда, муки деторождения, скорби старости и самое смерть.

На месте утраченного рая собирались племена и складывались государства, враждовавшие друг с другом до полного уничтожения. Жестокость была доминантой их менталитета. Поверженные цари, в оковах сидя под стенами победителей, толкли в ступах кости своих предков. Кожу врагов натягивали на крышу. Рельефами с изображениями людей, посаженных на кол, или львов, умирающих в загоне под стрелами развлекающихся царей, украшали стены дворцов. Гордые надписи воителей, высеченные в горах, провозглашали, сколько городов разрушено, сколько мужчин убито, сколько изнасиловано девушек и мальчиков.

Здесь идеал – несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, абсолютная мужественность и воля, выраженные фигурой приземистой и мощной, каждой своей мышцей и сухожилием уподобленной стенобитной машине. Здесь ковали самые надежные доспехи Древнего мира и самое смертоносное оружие. Лучшим украшением одежд из сукна или кожи были фигурные бляшки, предохранявшие от стрел.

Тем не менее, в этой древней империи зла, в ее искусстве, где почти не нашлось места для изображения женщины, мелькают образы далекого рая: висячие сады Семирамиды, жрецы в облике крылатых божеств, трогательные звездочки цветов, дивные звери. Но главное – древо жизни. Оно дошло и к нам из той невозможной дали не только в рисунках иранских и персидских ковров, но и в образе вечнозеленой новогодней елки.
И кто знает, может, неслучайно, именно здесь люди стали наблюдать за звездным небом - в надежде оградить себя от жестокостей судьбы и вернуть когда-нибудь утраченный рай. Может быть, наука астрология дана человеку в утешение в его нелегком пути земного воплощения? Кто знает. Но только вся история развития человечества – это история взаимоотношений человека с миром звезд.

Месопотамия… На этой земле жило много разных народов: сначала шумеры, затем вавилоняне, ассирийцы, наконец, персы. Именно там была воздвигнута легендарная вавилонская башня, города Вавилон, Ур – родина Авраама. В связи с Навуходоносором в Библии упоминаются маги и астрологи, с которыми он имел обыкновение держать совет.
В своей книге «О прорицании» Цицерон замечает: «Ассирийцы населяли обширные равнины, где ничто не мешало им наблюдать звезды… Так они постепенно создали науку прорицания, называемую астрологией».

Еще за пять тысяч лет до н.э. древне шумеры пришли в Месопотамию с территории современного Ирана. Их письменность, так называемая клинопись, является самой древней из известных в настоящее время. Из архитектурных достижений шумеров можно назвать зиккураты (разновидность высоких башен), которые служили одновременно как зернохранилища, как административные здания, храмы и как обсерватории. В шумерской культуре наука и религия были нераздельно связаны.

В III тысячелетии до н.э. сначала хетты, затем аккадцы, а за ними персы завоевывали Шумер и перенимали достижения его культуры. Вавилон со временем стал столицей Среднего Востока и оказывал преобладающее влияние на все соседние народы.

Астрология не является продуктом глубокой древности, уходящей в прошлое на сотни тысяч лет, как, видимо, считали некоторые древнегреческие авторы. И она не появилась в готовом виде в Месопотамии, принесенная из какого-то неизвестного внешнего источника. Напротив, путь от ее возникновения до времени первой вавилонской династии (1950 – 1652 годы до н.э.) может быть прослежен с некоторыми перерывами.

Наиболее ранние известные данные ряда дисциплин, основывающиеся на стандартной кодификации предзнаменований, вытекающих из планетарных явлений, восходят ко времени вавилонского царя Аммизадуки, около 1700 года до н.э.

Первый астрологический текст, дошедший до наших времен, был клинописью на глиняной табличке, написанной между XIX и XXVI веками до н.э. Он содержит правила о том, как делать предсказания, наблюдая за небесными и атмосферными явлениями. Вот, например, одно из них: «Если северный ветер дует перед новолунием по лицу неба, хлеба будут расти изобильно».

Астрология Старого Вавилона, по крайней мере, на официальном уровне, носила характер предзнаменований и касалась вопросов, имеющих значение для всех. Это была исключительно мунданная астрология, имевшая дело только с благополучием государства и его правителя. Индивидуальные натальные гороскопы не обнаружены до пятого века до н.э. Самые ранние известные примеры относятся к 410 году до н.э. Предсказания основывались на наблюдаемых явлениях, но не на математических расчетах: затмения, гелиакические восходы и заходы планет, взаимное расположение небесных тел, совпадение затмений с видимостью планет, метеорологические явления. Деления эклиптики, подобного Зодиаку, тогда еще не существовало.

I тыс. до н.э.

Кульминации развития астрология в Месопотамии достигла около 1000 года до н.э. В это время был составлен стандартный астрологический текст под названием «Энума Анну Энлиль». Роль астрологии в Месопотамии I тыс. до н.э. была столь значимой, что в античном мире слово «халдей», т.е. «житель Месопотамии», было синонимом слова «астролог». Влияние астрологов при дворе халдейских царей не раз засвидетельствовано в библейской книге Исайи.

Серьезные изменения в вавилонской астрологии начали происходить в период с VII в до н.э. В это время ведутся поиски новых методов астрологии. Появляется сидерический Зодиак, координаты положения планет вычисляются относительно звезд зодиакальных созвездий. В середине VII века до н.э. Ашшурбанипал основал огромную библиотеку, в которой были широко представлены и астрологические тексты.

V век до н.э.

Гороскопы, в современном понимании этого слова, стали появляться в Месопотамии не в начале V в. до н.э. Математическая астрология, использующая регулярный зодиак, разделенный на градусы, возникла некоторое время спустя после 400 года до н.э. – вероятнее всего, под влиянием персидского вторжения в Месопотамию за столетие до этого. Данные о положении планет вычислялись теоретически. Гороскоп строился на момент первого вздоха новорожденного и содержал толкование судьбы, которая ожидала ребенка.

В 500 -300 годах до н.э Ахемениды вели захватнические войны. И по мере их проникновения в Индию и Китай, в культуру этих стран проникала и халдейская астрология.

Астрология в Древней Греции

По свидетельству Геродота, первые знания из области вавилонской астрологии среди греков распространил маг, сопровождавший Ксеркса в его походах на Грецию в V веке до н.э. Астрологические представления самих греков в тот период были весьма примитивными. Однако воззрения Пифагора (VI век до н.э.) во многом согласовывались с воззрениями вавилонян: Вселенную он воспринимал как единое и неделимое целое, все элементы которого созвучны друг другу и находятся в глубинной связи. Пифагор считал, что Земля – это шар. Его математическая мистика вела к идее всемирной гармонии. Философия Пифагора оказала сильное влияние на Платона (429 – 347 гг. до н.э.), а также на Аристотеля (382 – 322 гг. до н.э.), который считал, что все события и явления на земле всецело подчинены движению небесных сфер.

Примерно в III веке до н.э. халдейскому астроному по имени Кадинну удалось вычислить продолжительность лунного месяца. Результат его вычислений: 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3,3 секунды. Это замечательно открытие, если учесть, что по данным современных измерений лунный месяц составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2, 87 секунды.

В 330 году до н.э. завоевания Александра Македонского и крах империи Персов положили конец процветанию вавилонской цивилизации, и с той поры ее культуру потеснила эллинистическая. Но вавилонская астрологическая наука попала на благодатную почву, подготовленную философией Платона и Аристотеля. Халдейский жрец храма Мардука в Вавилоне Берос (Белрушу) около 280 года до н.э. написал книгу «Бибилониака», которая получила широкое распространение в Греции. Он же основал в Греции первую астрологическую школу около 300 г. до н.э. Обучение в Школе считалось престижным и пользовалось большой популярностью. За распространение астрологии в Греции Бероссу установили памятник в городе Афины. Греки охотно приняли вавилонский Зодиак, заменив, однако, несколько названий знаков. А когда во II в. до н.э. Гиппарх открыл явление прецессии, в астрологии стал использоваться т.н. тропический Зодиак, в котором начало системы координат связывалось не со звездами зодиакальных созвездий, а с точкой весеннего равноденствия.

Понятие Осевого Времени

Появление гороскопа как астрологического метода предсказания индивидуальной судьбы, в отличие от предзнаменований событий общемирового значения, именно в этот период истории развития человечества, не случайно. Существуют свидетельства того, что именно в это время греческих философов стал интересовать вопрос о сущности человека. В IV веке до н..э. происходил известный спор Платона с Диогеном о том, что представляет из себя человек, какова его природа. Платон, например, определил человека как «двуногое существо без перьев». Гороскоп позволял ответить на вопросы гуманитарного толка, понять суть человеческой натуры и ее место в мире.

По мнению немецкого философа, психолога и психиатра Карла Теодора Ясперса (1883-1969), период – с 800 по 200 годы до н.э. является поворотным периодом в истории человечества, при этом пик духовного процесса на Земле относится примерно к 500 году до н.э. Ясперс ввел понятие Осевого Времени, которым обозначил данный период.

Ученый предположил, что в истории рода людского пролегла некоторая ось, разделившая ее на две части. До этой оси человек не воспринимал себя, как личность: он ел, пил, размножался, спасался от холода, непогоды, болезней, прочих напастей. Слишком много у него было проблем, и главная – выжить. И вдруг он понял, что он – индивид. Что у него есть душа. Что не только погода или рельеф местности влияют на то, что он сделает завтра. Люди стали задумываться о том, что они, кто они, зачем живут и стали воспринимать себя, как индивидуумов. «Перед ними открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек поставил радикальные вопросы, потребовал освобождения и спасения, осознавая свои границы, он поставил перед собой высшие цели».

Именно в период Осевого Времени в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии, мыслители Мо-Цзы, Чжуан-Цзы, Ле-Цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии – как в Индии, так и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.

Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Но изменился не мир, а человек, живущий в нем. Все эти изменения в человеческом бытии Ясперс назвал одухотворением. Человек научился существовать вне своего племенного коллектива и стал индивидуальностью, обладающей мышлением, волей, самосознанием, самооценкой и самоконтролем. Те же доосевые цивилизации, которые не смогли приспособиться к изменениям, прекратили своё существование - Древний Египет, Ассиро-Вавилонская цивилизация. Но астрология, которую они дали миру, продолжала существовать и изменяться в соответствии с нуждами своего времени.

Астрология гороскопов

Ограниченность расплывчатых и общих предсказаний не устраивала мыслящего человека. Постепенно астрологами была разработана методика, пригодная для составления индивидуальных предсказаний. Их труды сосредоточились на двенадцати знаках зодиакального круга, который, кроме того, поделили на двенадцать домов. Они приписывали определенные значения положению тех или иных планет в знаках и, соответственно, в домах, а также углам, или аспектам, которые возникают между планетами. Наконец, каждому знаку была отведена планета-управитель; таких планет, включая Солнце и Луну, было семь, поскольку о существовании Урана, Нептуна и Плутона не было известно. Эти соответствия между знаками и их управителями оставались неизменными до XX века: Солнце – Лев, Луна – Рак, Меркурий – Близнецы и Дева, Венера – Телец и Весы, Марс – Овен и Скорпион, Юпитер – Стрелец и Рыбы, Сатурн – Козерог и Водолей.

Стоит упомянуть здесь и астрологию древнего Египта. Несмотря на утверждение Геродота, пока нет доказательств, что египтяне использовали какую-либо форму астрологического предсказания до вторжения в их страну греков в 331 году до н.э. Последние принесли с собой вавилонские астрологические концепции. Тропический зодиак, которому часто приписывают глубокую древность в популярной литературе, относится к поздним птолемеевским временам – 100 -30 годам до н.э. Открытие тропического Зодиака поначалу заставило предполагать, что астрологические символы пришли из Египта эпохи фараонов и являются современниками пирамид. Однако наблюдения египетских астрономов касались лишь предсказаний разливов Нила, и только в эпоху римского владычества в Египте распространилась астрология гороскопов. Именно грека Птолемея (II век до н.э.) можно назвать настоящим основоположником и зачинателем астрологии Египта.

Своей вершины астрология эллинов достигла именно в трудах Клавдия Птолемея. Наряду с Зодиаком и системой деканов была введена в гороскоп двенадцатичастная система домов, что позволило еще более тесно связать толкование гороскопа с конкретным индивидом, т.к. позволяла указать на конкретные сферы жизни, в которых человек мог столкнуться с теми или иными событиями. Были заложены основы главных методов предсказательной астрологии (дирекции).

Далее невозможно обойти молчанием произведения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, влияние которых на западные эзотерические науки было очень значительным. Эти тексты систематизируют и обобщают принцип аналогии, который связывает человека-микрокосм и мир-макрокосм. Вот фрагмент «Изумрудной скрижали», получивший особую известность: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу». Гермес определил разные типы планет и их связь со знаками, частями тела, минералами, растениями, животными, числами и т.д. Он стоял у истоков магической и алхимической астрологии.

Астрология в Древнем Риме

С самых ранних времен Итальянский полуостров отличался своеобразным развитием предсказаний будущего, явно независимым от развития на Среднем Востоке. Древние этруски, например, славились своими способностями к предсказаниям, в особенности с использованием метеорологических явлений, хотя у них существовала и простейшая астрология. Раннее римское общество продолжало их практику включения предсказаний в процесс принятия важнейших решений. Основные использовавшиеся методы включали чтение по внутренностям жертвенных животных или консультации оракулов. Астрология, видимо, играла относительно малую роль в раннем Риме, ограничиваясь такими простыми и нечастыми событиями, как кометы и затмения. В действительности усложненная астрология возникла лишь после установления в дальнейшем контакта с месопотамским миром.

Проникновение астрологии в Рим происходило двумя путями: заимствованием астрологический знаний у греков и знакомством с астрологией Востока во время военных походов. Именно в начале последнего столетия до н.э. астрология начала входить в римскую жизнь настолько, чтобы суметь оказать культурное влияние.

Римляне называли астрологов «халдеями» от старого названия Месопотамии. Название это перешло от древнего племени «калду», источника Халдейской династии, правившей Вавилоном с 612 по 539 годы до н.э. Это название говорит о том, что большая часть астрологов в раннем Риме были иностранцами, вавилонянами или сирийцами, прибывшими в Рим в качестве ученых или, возможно, привезенными как пленники, либо для обслуживания легионов. Плиний подтверждает вторую возможность, отмечая, что астрология, насколько ему известно, была впервые введена в Италии рабом Антиохом, привезенным с Востока.

Постигая науку о числах, увлекаясь геометрией, астрологи обслуживали людей процветающих, образованных и мудрствующих. То, чем занимались астрологи, не имело ничего общего с шарлатанством бродячих ярмарочных гадателей, магов и прочих прорицателей, дурачивших наивную толпу. Август, Тиберий и первые императоры немало содействовали такому успеху астрологов.

Но этот расцвет был недолгим: в связи с резкой критикой интеллектуалов, настроенных все более скептически, таких, как Плиний Старший или Ювенал, ополчившихся против чрезмерного влияния астрологов на римскую аристократию, астрологи потеряли былое влияние. И критиковать было за что: в течение всего первого столетия, по крайней мере, в Риме, астрология оставалась орудием власти императоров, которых все более охватывали фатализм и паранойя.

За всю историю Рима его граждане относились к астрологии неоднозначно, хотя популярность ее была весьма высока. Граждане Рима верили в то, что по звездам можно предсказать будущее. Астрология была популярна как среди неграмотного населения, так и среди образованных людей. Одни из римских императоров изгоняли астрологов из государства и запрещали занятия астрологией, другие – сами занимались астрологией и открывали астрологические школы. Это связано, в первую очередь с тем, что с момента возникновения астрология была привилегией высших чинов: жрецов или советников правителей: астрологическая практика была первоначально одним из способов общения с богами, а также теснейшим образом связывалась с политикой, властью, важными для народа решениями. Чаще всего астрология подвергалась гонению там, где ее предсказания и предупреждения не соответствовали ожиданию тех, у кого в руках была власть, и от воли которых зависели судьбы многих.

Диоклетиан и последующие императоры возобновили декреты, изгонявшие астрологов из государства, а вскоре к преследованиям астрологии присоединилась и христианская церковь.

Астрология и христианство

Отцы церкви считали, с одной стороны, что вера во всемогущество Бога и спасение человека, сознательно идущего праведным путем, отменяет необходимость искать свой путь по звездам, а с другой стороны, что простому смертному не дано прочесть будущее. Кроме того, астрология, как древняя наука, отождествлялась христианской церковью с язычеством, против которого христианство боролось с первых веков своего существования. Языческие культы Солнца и Луны были особенно преследуемы. Тем не менее, эти культы в несколько трансформированном виде впоследствии оказались включенными в систему христианского учения: святой Илья-Пророк соответствует Зевсу-Громовержцу, святой Николай Чудотворец олицетворяют собой принципы Юпитера, святая Параскева – покровительница семьи и домашнего очага соответствует Весте. Стала частью христианской символики и астрологическая: Вифлеемская звезда, зачатие непорочной Девы, связь Двенадцати апостолов с Зодиаком, соответствие четырех евангелистов знакам фиксированного астрологического креста и т.д.

На протяжении двухтысячелетней истории христианства отношения между ним и астрологией были неоднозначными. С развитием христианстваотцы церкви вынуждены были проявлять терпимость и даже мириться с теми пережитками культуры, которые поначалу осуждались ими как демонические. Однако выкорчевать их из народного сознания было очень трудно. Одним из таких «пережитков» была астрология, которой сильно увлекался Юлиан Отступник (331 –363 гг.), желавший, во что бы то ни стало пошатнуть крепнувший авторитет церкви.

Александрия была главным центром школы гностиков, чьи принципы эзотеризма и космогонии допускали влияние звезд – впрочем, исключительно неблагоприятное.

Согласно св. Иерониму (IV в), волхвы были настоящими астрологами: именно знание законов движения небесных тел открыло им тайну рождения Мессии.

В II веке Плотин, один из самых великих мыслителей-гностиков, попытался в своих «Эннаидах» примирить христианство с астрологией. Вслед за Плотином некоторые авторитетные богословы средневековья (среди которых был Фома Аквинский), а также некоторые папы эпохи Возрождения сумели отстоять астрологию, тогда как колдуны и прорицатели подвергались преследованиям. И это – невзирая на непримиримое осуждение астрологии Блаженным Августином (354 – 430), который видел в ней лишь простое отрицание божественной власти.

Времена полного непризнания астрологии и гонения на нее сменялись временами официального признания и почитания. Например, папы Николай V, Пий II, Секст IV, Александр VI, Юлий II, Лев X и Павел II сами были астрологами. Такое двоякое отношение церкви превратило европейскую астрологию в полуподпольное занятие.

Астрология и арабский мир

В конце VII века арабы, объединенные под знаменем ислама, начинают завоевание окружающих их стран. Они создали мировую империю, протяженностью от атлантического побережья Испании и Марокко до Индостана и степей Средней Азии. Эта империя, даже распавшись на множество политически независимых государств, оставалась единым культурным целым. Многие правители этих государств интересовались наукой. Наибольшим почетом пользовались медицина и астрология. Врачи должны были знать астрологию, чтобы определять время, благоприятное для тех или иных методов лечения.

Ислам, традиционно ведущий свое начало от 622 года н.э., привел не только к имперской экспансии, но и к расцвету просвещения. Это просвещение было эклектичным по своим источникам и охватывало широкий круг различных культур. Главной группой, внесшей в него свой вклад, были еврейские ученые, расцветшие под властью вначале терпимо относившихся к ним арабских халифов – ситуация, очень отличавшаяся от наложенных на них римскими и христианскими правителями ограничений. Наибольшие достижения в просвещении явились результатом установления династии Аббасидов в 750 году н.э. Халиф Абу Джафар эль-Мансур сменил старую арабскую столицу Дамаск на новый город Багдад, основанный им на западном берегу реки Тигр в 762 году.

В период первого расцвета Багдадского халифата (VIII в.) арабам стали известны некоторые достижения античной науки. Астрологические школы Багдада, первая из которых была основана в 777 году еврейским ученым Якобом Бен Тариком, занимались переводами астрологических текстов, написанных на греческом, сирийском, персидском и индийском языках. Это охватывало все ранее существовавшие направления астрологии и дало учащимся уникальную возможность быть на передовом рубеже образования. Часть сведений была заимствована у несторианских христиан, которые скрывались от преследований византийской церкви в Персии. Наиболее важным источником сведений о греческой астрологии и астрономии была Индия. После завоеваний Александра Македонского и более поздних македонских правителей Бактрии Индия стала центром распространения греческой науки.

В IX веке появляется множество самостоятельных работ арабских ученых, посвященных астрологии. Многие из этих работ нашли путь в Европу через арабскую Испанию, интеллектуальным центром которой был громадный город Кордова, с населением, приближавшимся к полумиллиону. Туда сходились учащиеся из Италии и Галии, чтобы обучаться у арабских учителей. Один из таких учащихся, Жильбер Овернский, впоследствии стал папой Сильвестром Вторым.

Астрология в средневековой Европе

В XI веке культурная жизнь Европы начинает оживляться: из крестовых походов возвращаются рыцари, соприкоснувшиеся с утонченной арабской культурой. В Испании, на границе христианского и исламского миров, происходила передача знаний арабской науки европейцам. Через Испанию в Европу попала львиная доля астрологической литературы. К началу XIII века переводческая деятельность была в основном закончена, и наступил период осмысления и дальнейшего развития.

В XII-XIII веке астрология перестала скрываться и вернула себе былое величие, благодаря в числе прочих знаменитому францисканскому монаху Роджеру Бекону (1219 – 1294), а также известному поэту Джефри Чосеру (1340 – 1400).

В XIII-XV веках происходит расцвет астрологии в Европе, подобный тому, какой был в Риме после смерти Цезаря. В это время придворные астрологи есть практически у всех правителей европейских государств, они в большом почете и пользуются влиянием. Астрология преподается во многих университетах, причем кафедра астрологии считается одной из важнейших. Известный датский астроном и астролог средневековья Тихо Браге удостоился чести быть похороненным в одном из главных христианских храмов средневековой Европы – костеле Девы Марии в центре старой Праги.

Правители и вельможи снова окружили себя астрологами – достаточно вспомнить Лодовико Сфорца, герцога Миланского, Юлия Второго, Льва Десятого, Павла Третьего… Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный часто прибегали к услугам астрологов. Среди выдающихся умов той эпохи стоит упомянуть Региомонтана (1436 – 1476), изобретателя одного из методов домификации, и Парацельса (1493 – 1541), основателя алхимической медицины.

Во Франции Людовик Одиннадцатый частенько обращался за советом к некоему Альмансору, который предсказал скорую смерть Карла Смелого. Супруга Генриха Второго, Екатерина Медичи, пригласила к своему двору знаменитого Нострадамуса (1503 – 1566), автора «Центурий», вышедших в свет в 1555 году. У нее на службе находился и другой знаменитый астролог – Руджиери из Флоренции.

На рождение Людовика Четырнадцатого Морен де Вильфранш, врач, математик и астролог, составил гороскоп младенца. Он также создал пособие по вычислению долгот. В то же самое время астролог испанского двора объявил, что инфанта Мария-Тереза выйдет замуж за первого монарха Европы, и благодаря этому союзу удастся избежать войны. В 1660 году, после заключения Вестфальского договора, была отпразднована свадьба Людовика Четырнадцатого и Марии-Терезии – залог мира между Францией и Испанией.

В XV веке в Европе наряду с другими знаменитыми учеными-астрологами прославился украинский астролог и астроном, доктор медицины и философии Юрий Дрогобычский (Георгий Дрогобыч, 1448-1450 – 1494). Он учился в Краковской академии (получил здесь в 1470 году степень бакалавра свободных искусств, а через три года – магистра), затем в Венгрии, в Буде, стал магистром философии, после чего продолжил образование в Италии.

В 1478 – 1482 Юрий Дрогобычский читал лекции по астрологии в Болонском университете, на 1481 – 1482 учебный год был избран его ректором. В Болонье он получил ученые степени доктора философии и медицины. В то же время выступал как практикующий астролог. В 1487 году Дрогобычский вернулся в Краков, где преподавал астрологию и астрономию. Одним из его учеников был Николай Коперник. Дрогобычский написал ряд работ, посвященных мунданной астрологии, в частности предсказаниям событий по циклам затмений.

Астрология в России

Астрологическая культура в России была тесно связана с влиянием культуры Западной Европы. Ученые-историки считают, что распространение астрологии в Московии следует связывать с греческими рукописями, пришедшими из Византии в начале XIV века, а затем – с влиянием южных славян и с Западной Европой, откуда сочинения приходили в московские земли через Польшу.

Некоторые исследователи считают, что особый всплеск популярности «науки о звездах» нужно связывать с отдельными ересями, в частности, так называемыми, жидовствующими. В древнерусской литературе памятниками против астрологии являются послания Максима Грека и старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея, сочинения Аввакума Петрова. В одном из таких сочинений содержится следующее высказывание: «Достигоша с Сатаною разумом своим небесных твердей, и звездное течение поразумеваше, и оттоле пошествие и движение смотрях небеснаго круга, гадающее к людской жизни века сего… мнящееся все знати… и взимахуся блядины дети выше облак…»

При дворе великого князя Московского и всея Руси Василия Третьего в конце XV начале -XVI века служил астролог и личный врач князя Николай Любчанин. Он занимался вопросами астрологической медицины, занимался составлением пасхалий и переводами  на церковно-славянский язык пособий по летоисчислению, немецких травников. В 1524 году Николай Любчанин перевел западноевропейский  прогностик Штеффлера, где был предсказан «конец света через потоп в 1524 – 1525 годах», что вызвало большой переполох в Европе. Неверное предсказание Штеффлера, а, следовательно, и Любчанина, повредило репутации астролога, и после смерти царя Василия он впал в немилость.

В XVII веке, в период царствования Алексея Михайловича, астрология в Московии переживала своего рода расцвет. В 1670 году при дворе Романовых служил Симеон Полоцкий –  общественный и религиозный деятель, писатель и публицист. Он закончил Виленскую иезуитскую академию до того, как в 1656 году постригся в монахи. Симеон был учителем царевича Алексея, а после его смерти – Федора и царевны Софьи. Полоцкий выступал против раскола церкви и ратовал за распространение просвещения. Согласно «Сказанию о зачатии и рождении Петра Первого» П.Н.Крекшина, опубликованном во второй четверти XVIII века, Полоцкий был астрологом, сумевшим предсказать в 1671 -1672 годах время, когда у царицы родится сын, который станет великим государем. Во многом благодаря этой работе стало распространенным мнение о том, что Полоцкий был профессиональным астрологом.

Известным в истории Росси астрологом можно считать Якова Вилимовича Брюса (1670 – 1735). Ученый и государственный деятель, астролог и астроном, граф и генерал-фельдмаршал, он происходил из знатного шотландского рода. Брюс был разносторонним ученым, одним из образованнейших людей своего времени. Он многое сделал для организации астрономических наблюдений в Московии-России. В 1702 году оборудовал в Москве, в Сухаревской башне обсерваторию. Под руководством Брюса Василием Киприановым был составлен в 1709 году «Брюсов календарь», сыгравший немалую роль в популяризации астрологических знаний в Российской империи. Этот альманах оставался популярным в течение двух столетий.

Известен так же российский монах-предсказатель Авель (1757 – 1841). Он происходил из крестьянской семьи. Трудно сказать, какими именно методами предсказания он пользовался, но он точно предсказал день и час смерти императрицы Екатерины Второй и императора Павла Первого, вторжение Наполеона и сожжение Москвы. За свои мрачные прогнозы он много раз попадал в заточение, в общей сложности провел в тюрьмах около 20 лет. Предсказатель умер в Спасо-Ефимьевском монастыре, куда был заточен по приказу императора Николая Первого.

Научные противники и приверженцы астрологии

В истории астрологии всегда находились люди, которые не признавали ее наукой. И уже в XV веке, практически на пике популярности астрологии в Европе, у нее появляются серьезные противники среди многих просвещенных мужей того времени.

С наступлением века Просвещения рационалистический скептицизм овладел умами европейцев. Вольтер разразился едким памфлетом. Начиная с Великой французской революции изучение гороскопов стало делом презренным, с точки зрения интеллектуалов и нового правящего буржуазного класса.

Основанием для критики стали три причины: принцип геоцентризма, холистическое представление о мире, неучтенность в классической астрологии многих факторов Солнечной системы. Принцип геоцентризма, на котором базируется астрология, после открытий Коперника, Галилея и Кеплера был признан несостоятельным. Механистическое представление о мире вытеснило из европейской науки принцип всемирной симпатии. Астрономические открытия новых планет в Солнечной системе пошатнули гармонию античной астрологии. Однако в ряде европейских стран, в частности в Испании, Германии и Польше, до конца 18 века астрология продолжала оставаться университетской дисциплиной.

Нелестная репутация не помешала астрологам продолжать время от времени удивлять великих мира сего своими предсказаниями. Известно, что Бонапарт советовался с госпожой Ленорман, а царь Александр Первый в последние десять лет своего правления находился под сильным влиянием оккультистов. Отметим, что даже самые строгие ученые умы не чурались астрологии: астрономы Кеплер (1561 – 1630) и Ньютон (1642 – 1727) и сами не брезговали посвящать свое время столь раскритикованной области знаний.

В середине XVIII века, когда астрология была в научном забвении, Французская Королевская академия литературы выбрала тему происхождения астрологии в качестве научной разработки, за которую была назначена специальная премия. В этот период произошло видимое раздвоение общественного мнения, которое существует и по сей день: в то время, когда ученые стали отрицать научность астрологии, в самых разных слоях населения она все больше завоевывала популярность.

Астрология, уступив свои позиции в научной среде естественным и точным наукам, обрела новых поклонников среди гуманитариев. Она стала эзотерической наукой.
В 1781 году англичанин Уильям Гершель открыл Уран, которому был приписан астрологический знак Водолея.

В начале XIX века интерес к астрологии в царской России заметно возрос. Российская астрология в XIX-XX веках основывала свои выводы, как правило, на народных календарях.
Интерес к ней продолжал усиливаться, несмотря на все политические и экономические изменения, и даже с приходом к власти большевиков проблема истории астрологии не утратила своей актуальности в культуре страны.

В Западной же Европе, наоборот, в начале XIX века начались особенно сильные гонения на астрологию. Бурное развитие естественных наук позволило многим ученым и теологам счесть астрологию суеверием.

Бездушные политики XIX столетия, столетия триумфа материализма, игнорировали астрологию, но именно в этом столетии произошло так называемое «возрождение оккультизма», принесшего с собой розенкрейцеров и теософов.

В 1846 году француз Леверье первым наблюдал Нептун, которому было приписано управление знаком Рыб.

Астрология постепенно возвращала себе популярность и вновь утверждалась в культуре европейских стран.

Открытия в истории астрологии в XIX веке.

До XIX столетия мало что было известно о происхождении астрологии, помимо сказанного в трудах классических писателей, связывавших науку с глубокой древностью. Один ранний писатель, Эпиген, как сообщают, писал, что «у вавилонян имеется ряд наблюдений за звездами на период 720 тысяч лет, записанных на обожженных кирпичах…» Однако Птолемей, писавший во втором столетии н.э., был более реалистичен, когда описывал доступные данные по затмениям лишь до 747 года до н.э. Его представление о возрасте астрологии нашло подтверждение в современных археологических открытиях.

Величественные курганы, разбросанные по пустынным областям Ирака, скрывают разрушающиеся останки древних замков и дворцов. В середине XIX столетия эти курганы начали вскрывать и исследовать самыми примитивными способами. Один такой громадный курган Куюнджик располагался на реке Тигр напротив современного города Мосула. Исследовательские раскопки были проведены английским пионером-археологом Остином Генри Лайардом. Но, ничего не обнаружив, он прекратил их в 1852 году. Местный специалист Хормузд Расам был оставлен здесь в качестве британского представителя. Он был уверен, что куюнджикский курган хранит тайны, которые еще предстоит обнаружить, и решил копать.

К сожалению, права на раскопки в наиболее обещающих частях кургана были предоставлены французскому археологу Виктору Плейсу. Расам, не склонный уважать подобные джентльменские соглашения, начал копать ночью во французской зоне. В конце декабря 1853 года, на третью ночь своей тайной работы, команда Рассама проникла в крупную галерею. Стены ее были покрыты знаменитыми теперь рельефными изображениями львиной охоты царей, выставленными в Британском Музее. Расчищая обнаруженное помещение, рабочие в середине его наткнулись на кучу из тысяч маленьких глиняных табличек. Все они были покрыты сложными треугольными письменами, называемыми клинописью. Язык был известен еще в древние времена – это аккадский язык семитской группы, двумя диалектами которого были вавилонский и ассирийский.

Расам и его люди обнаружили Ниневию, дворец Ассирийского царя Ашурбанипала, правившего с 668 по 631 год до н.э. Помещение, на которое они вначале наткнулись, было царской библиотекой, остававшейся нетронутой столь долгое время после разрушения дворца. Таблички были отправлены в Лондон и постепенно расшифрованы. Из этих исследований возникли основы истории древней Месопотамии и наук, которые родились в этом регионе. К сожалению, вследствие примитивности ранних раскопок и недостатка представлений, как надо транспортировать и хранить таблички, многие из них были расколоты и потеряны. В результате, несмотря на многие более поздние архивные открытия, в наших знаниях о месопотамских империях еще много пробелов и неясностей.

Таблички открыли, что в древней Месопотамии были специалисты по многим видам предсказаний. Наибольшее количество текстов посвящено попыткам заглянуть в будущее с помощью примет, заимствованных из разнообразных источников, как-то: формы птичьих стай, поведение животных у городских ворот, узоры из кровяных сосудов на печени принесенной в жертву овцы. Человек, говорили они, создан для служения богам, чтобы те могли отдыхать. Поэтому знание воли богов было жизненно важным на земле. Предсказание представляло собой чтение предзнаменований, через которые боги проявляли свои желания.

Предсказатели, бару-жрецы, были прикреплены к замкам и царским дворам. Многие функционировали в качестве советников правителя, информируя его о решениях, принимаемых богами.

Среди табличек, найденных в библиотеке Ниневии, были стандартные тексты по различным методам предсказаний. Каждый из них имел свой литературный «канон», на который делались ссылки. Астрология не была исключением.

Астрология в XX веке

Близился конец XIX века. С одной стороны, научно-технические достижения стремительно преображали жизнь: телеграф и телефон, воздухоплавание и автомобиль меняли ощущение времени и пространства.  С другой – журналы печатали сочинения поэтов и философов-символистов, противостоящие засилью материальности мира, полные загадочности и грез. Эклектизм царил и в умонастроениях. Общество верило в триумф науки, в возможность построения справедливого мира на основе идей социалистов и в то же время – в торжество духа над материей, увлекалось эзотерикой и оккультизмом. Люди зачарованно смотрели как вперед, ожидая прихода нового века, так и в далекое прошлое.

Все это вместе сплеталось в узор причудливой «прекрасной эпохи» (1890 – 1914). Особенно ярко эта тенденция в развитии общества отразилась в последнем классическом стиле – модерне, где подчеркивалось единство архитектуры здания и интерьера, единство и связность всех его деталей, на основе синтеза всех искусств.

В конце XIX столетия свою лепту в формирование европейской культуры внесла и Россия. Прежде всего, это был русский балет под руководством Сергея Дягилева, который открыл для Европы не только прославленных мастеров танца Фокина и Павлову, Карсавину и Нежинского, но и невероятный мир художественных фантазий Бенуа, Рериха, Головина, Бакста.

Все искусство европейской культуры конца XIX века было, так или иначе, отражением искусства древних цивилизаций Греции, Крита, Египта, Индии, Скандинавии. В древних эпосах люди пытались разглядеть ответ на загадку своего будущего. Астрологическая и эзотерическая символика пронизывали все сферы искусства.

Осознание неразрывной связи между историей и астрологией глубоко повлияло на ход истории гибели Российской империи, с одной стороны, и на формирование нацистской идеологии в Германии, с другой.

Астрология в нацистской Германии

Нацисты использовали астрологию как искренне, так и для пропаганды, но их представление об астрологии кажется ограниченным. Астрология играла центральную роль в геополитических и расовых концепциях СС и различных оккультных фашистских групп.

Один из основных теоретиков, Хаусхофер, возродил древнюю теорию периодического разрушения цивилизаций в своей концепции сменяющих друг друга периодов разрушения земли льдом и огнем. Говорят, что этот детерминизм обусловил готовность Гитлера разрушить Германию в конце войны, хотя неясно, в какой мере сам он был подвержен оккультным представлениям.

Имеется только одно убедительное свидетельство использования Гитлером астрологии. Есть данные, что в течение последних недель войны министр пропаганды Геббельс старался поднять моральный дух Гитлера. Из канцелярии Геббельса вышел гороскоп Германской республики 1918 года и натальная карта Гитлера и, говорят, на их основе Геббельс сделал вывод, что Германии суждено победить в войне.

Главными нацистами, наиболее вовлеченными в астрологию, были Генрих Гимлер – шеф СС и Рудольф Гесс – помощник Гитлера, который, однако, сбежал в Шотландию в 1941 году. Именно Гесс привлек внимание властей к немецким астрологам, хотя гестапо и ранее обращало внимание на астрологию как на источник возможного влияния на общественное мнение в связи с предсказаниями относительно войны. Утверждали, что Гесс бежал в Шотландию по совету астрологов, эта акция привела к массовым арестам германских астрологов гестапо. Большинство были освобождены, только Карл Эрнест Крафф, которого в Великобритании ошибочно считали астрологом Гитлера, умер в концентрационном лагере в 1944 году.

Астрология в СССР

Материалистическая по своей сути идеология государства рабочих и крестьян, утвердившаяся в России после гибели империи, относилась к астрологии как к пережитку прошлого. В народные массы двигалась пропаганда борьбы с суевериями, в то же время есть свидетельства того, что правящая верхушка партии большевиков регулярно пользовалась астрологическим знаниями для достижения собственных целей. Знаменитая фраза Ленина, произнесенная им перед Октябрьским восстанием: «Сегодня – рано, а завтра будет поздно», - содержит в себе намек на некое тайное знание того момента, когда восстание должно быть начато, чтобы стать успешным.

В Советском Союзе Сталин организовал национальный съезд астрологов в 1929 году; никого из приглашенных больше уже не видели. Советская астрология ушла в подполье и вышла на свет лишь в 1987 году. Как и везде, только богатые и сильные в Советском Союзе могли позволить себе обратиться к «лживой идеологии». Говорят, у Брежнева был духовный целитель, бывший также астрологом.

Подобные репрессии происходили и в странах Восточного блока. Например, чешский астролог Ярослав Миха, давний член Астрологической Ложи и Астрологической Ассоциации, был обвинен во множестве сфабрикованных преступлений, в том числе в использовании хрустальных шаров, и был подвергнут кратковременному тюремному заключению в 1970 годы.

Астрология в странах Запада

В 1928 году была основана Американская федерация астрологов, в которую вошли 1 500 членов. В Америке в то время было 5 тысяч астрологов и 10 миллионов клиентов.

В 1930 году, пользуясь расчетами Ловелла, астрономы обнаружили Плутон, обителью которого большинство астрологов считают теперь знак Скорпиона.

В 1948 году в Лондоне открылся Факультет астрологических исследований, на котором после трехгодичного курса слушатели сдают экзамен и получают диплом. Тем не менее, всемирно известные британские астрологи М. Бейджент, Н. Кемпион и Ч. Харви в своей книге «Мировая астрология», опубликованной в 1984 году, сетуют на то, что в настоящее время трудно надеяться, что мир обратит внимание на астрологов: «Желая давать советы правительствам, нам всегда придется сталкиваться с тем фактом, что наши лучшие усилия будут использованы вопреки нашим намерениям».

В качестве примера они приводят случай с Гринпис и другими партиями по защите окружающей среды, в том числе, с английской партией зеленых. В 1990 году они послали делегацию в Багдад предупредить Саддама Хусейна об ужасных последствиях для окружающей среды, которые принесет открытие огня по кувейтским нефтяным скважинам, в результате именно эта акция стала приоритетной для иракской армии во время ее разгрома союзными силами. Делая предупреждение, Гринпис могла быть уверенной, что произойдет то, чего она больше всего боится. Судя по опыту защитников окружающей среды, могут быть обстоятельства, когда необходимо молчание, так как невозможно допустить, что все политики разделяют наше мнение о мире и справедливости. В действительности все обстоит наоборот.

Астрологические прогнозы не могут быть изолированы от политических реалий. Политические же реалии конца XX века оказались таковы, что в представлении некоторых политических аналитиков даже в такой демократической стране как Англия, астрология имеет естественную социополитическую ориентацию. Например, «Гардиен» характеризует партию зеленых как партию, помимо прочего, «серьезного вегетарианского рационализма и мумбо-юмбо (колдовских) астрологических нелепиц».

На демократическом Западе астрологов всегда терпели как забавное развлечение. Астрология была очень широко распространена в массах населения Великобритании, но интеллектуальный истеблишмент придерживался позиции, принятой в XVII столетии – отношения, варьирующего между недоуменным презрением и злобным отвержением. Патрик Карри показал, насколько интеллектуальная враждебность к астрологии в Англии является политической по своей природе – это ощущение радикальности астрологии, а, следовательно, ее опасности и необходимости подавления. Ганс Эйзенк показал, что это отношение превалирует сегодня среди ученых и психологов, создавая бессознательное предубеждение против астрологов, распространяющееся в какой-то мере, естественно, среди тех, кто получает социологическое и гуманитарное образование и, понятно, среди политических аналитиков.

В результате, даже когда астрология используется политиками, она игнорируется политическими комментаторами, на которых, как это принято считать, лежит ответственность за разъяснение широкой публике, что послужило основой принятых политических решений. Наиболее ярким примером является то, что произошло в 1988 году, когда Дональд Рейган обнаружил, что Рональд Рейган получал астрологические рекомендации через свою жену Ненси, что подтверждено документально. В течение восьми лет астрология использовалась президентом Рейганом как источник советов равного, а подчас и большего значения, чем помощь из других политических источников.

Когда Джоан Куигли, астролог Рейганов, наконец, прервала молчание, стало ясно, что она диктовала политику на самом высоком уровне, оказывая серьезное влияние на переговоры между Востоком и Западом в критические годы, ведущие к окончанию холодной войны.

В Великобритании истеблишмент воспринял эту историю как шутку. Так называемые, «качественные» газеты видели в этом не более чем свидетельства дряхлости Рейгана, и ни в одном «образованном» или информированном журнале не попытались проанализировать влияние консультаций Куигли на события 1980-х годов. «Санди-таймс», например, дав очень скудное сообщение об этой истории, решила войти в контакт с британскими астрологами для получения комментария и поручила это Стефану Пайлу, ведущему очень краткий отдел светской хроники.

Не было проявлено никакого интереса к выяснению действительной роли астрологии в формировании периода разрядки. Куигли вообще не получила какой-либо положительной оценки: в общем, образованные комментаторы характеризовали ее как потенциально опасную больную, несмотря на тот факт, что она взяла на себя инициативу дать совет Рейгану прекратить антисоветскую риторику начала восьмидесятых годов прошлого столетия об «империи зла» и иметь дело с Михаилом Горбачевым.

Иногда политические комментаторы сообщают об использовании астрологии азиатскими политиками, но основательный анализ не проводился никогда. Например, сообщалось, что новое индийское правительство 10 ноября 1990 года и таиландское правительство 16 декабря 1990 года были приведены к присяге в выбранные астрологическими методами моменты. Но когда несколько месяцев спустя оба правительства пали, не было никаких попыток понять, когда, почему и где оппоненты правительств, которые также пользовались астрологией, предприняли свои действия.

Правительство Таиланда было свергнуто путем военного переворота, а правительство Индии ушло в отставку, когда Партия Конгресса отказала ему в поддержке. Премьер-министр Чандра Шекар не мог выбрать момент, который выбрал Раджив Ганди, чтобы отправить его в отставку, но мог выбрать время своей отставки и назначения новых выборов. Подобные космические интриги совершенно недоступны пониманию политических аналитиков.

В Бирме, как хорошо известно, военное правительство широко использует астрологию, нумерологию и магию, также как и противники правительства. Правительство же полагается на число 9: последние общие выборы были назначены на 27-е (2+7=9) мая 1990 года. Часть этой информации была опубликована, но все же большинство аналитиков по Юго-Восточной Азии отказались поверить в магическую основу принятия решений бирманским правительством.

Например, в 1990 году правительство было занято строительством мостов в различных точках Рангуна, и эти действия большинство обозревателей связывали с потребностью правительства обеспечить быстрое продвижение войск из внешней части города, чтобы контролировать демонстрации. Однако, источник в Европейской комиссии по Бангкоку, лучше знакомый с культурой Юго-Восточной Азии, чем большинство образованных западных экспертов, считал, что расположение мостов является геомантическим действием, цель которого - дать возможность правительству контролировать окружение в гармонии с силами космоса.

Интеллектуальный истеблишмент конца XX века игнорирует астрологию, когда она используется правительством в Азии, смеется над ней в США и презирает в Великобритании. Иными словами, политические аналитики, которые, как полагают, должны понимать и прогнозировать действия правительств, оставляют астрологию вне расчета, даже если она используется.

Астрология в XXI веке

Сейчас, когда я пишу эту статью, май 2008 года. 26 января этого года Плутон сменил свое положение в знаке Стрельца и вошел в знак Козерога. Сейчас, находясь в ретроградном движении, он снова возвращается в знак Стрельца, где пробудет до 27 ноября 2008 года, после чего снова вернется в знак Стрельца только в 2 242 году.

Плутон – предвестник необратимых перемен, в январе 1995 года вошел в знак Стрельца и проинформировал человечество о том, что философия и идеалы, которые были сформированы в период с 1748 года по 1762, теперь нуждаются в пересмотре, переосмыслении и глубоких реформах.

Что же происходило в жизни европейцев в XVIII веке? Как формировалась идеология, которая с середины XVIII века стала определяющей для развития европейской истории на следующие 248 лет?

После похорон Людовика Четырнадцатого Филипп Орлеанский произнес знаменитые слова: «Ну, господа, а теперь повеселимся. После нас хоть потоп». Началась эпоха веселья, закончившаяся «потопом» - революцией 1789 года. Модные костюмы отразили фривольность, грацию и эротику нового стиля жизни и новых вкусов, которые именуются эпохой рококо.

Молодые светские щеголи и на дуэль являлись, словно на бал - нарумяненными и набеленными, как фарфоровые куклы, с драгоценными сережками в ушах, в туфельках с бриллиантовыми пряжками – и наносили друг другу смертельные раны. Этикет, принятый в XVIII веке, не позволял демонстрировать слишком серьезное отношение к чему-либо, даже к смерти.

Трудно найти в истории более контрастный и противоречивый век, чем XVIII, особенно в его второй половине. «Столетье безумно и мудро» - так называл его А.Н.Радищев. Два класса, две культуры определяли его лицо. С одной стороны дворянство, отживающее и сходящее со сцены; с другой – молодая и жадная буржуазия, уже победившая в Голландии и Англии и готовая победить во Франции.

Придворная культура, «аристократическая цивилизация», достигла во Франции XVIII века вершины. Она была великолепна в своем увядании. Где-то в часах Вечности уже ссыпались последние песчинки, отмеренные «старому режиму», и ощущение быстротечности, хрупкости бытия рождало у аристократов неуемную жажду удовольствий, придавая важность каждой минуте Настоящего. Завтра могло и не наступить. Любая мелочь становилась важной и значимой: изящная безделушка, острое слово, подробность этикета, оттенок ощущения. Собственно, только мелочи, видимые, словно через увеличительно стекло, и были значимы. Легкомыслие и расточительность, переменчивость и праздность, чувственность и чувство – таково лицо галантного XVIII века.

На другом полюсе стоял буржуа с собственными представлениями о мире и человеке. Он не развлекался, а трудился, копил, а не транжирил, был скромен и умен в привычках и не выставлял напоказ богатство, иногда немалое. Он был рассудителен – и Разум являлся его божеством.

Именно разум стал главным героем философии Просвещения, воплощенной в трудах Вольтера, Руссо, Дидро, Д’Аламбера и других мыслителей. Разумом проверяли и испытывали на прочность все стороны общественной жизни: религию, мораль, право, государство. С его позиции осуждали вековые заблуждения  предрассудки. Человечество оказывалось порочно и совершало ошибки, потому что заблуждалось. Ему нужно было объяснить пользу Добродетели, просветить его светом Разума, и тогда на земле установится новый золотой век на началах добра, справедливости и законности. Таково второе лицо XVIII столетия – века Просвещения.

Разум и чувство, легкомыслие и серьезность, полезное и красивое, противостоя друг другу, уживались, сочетались и создавали причудливый и прекрасный сплав, в котором реальное переплеталось с кажущимся, важное рядилось под пустяк, а пустяковому придавались значимость и ценность.

Глубокие философские истины преподносились под видом остроумных и занимательных повестей и романов. О флирте и обольщении писали научные трактаты. Пышные архитектурные декорации скрывали строгую гармонию форм. Небесного совершенства достигла музыка Баха и Моцарта (написавшего одновременно «Реквием» и комическую оперу «Волшебная флейта»).

Все старалось казаться не тем, что оно есть. Истинной стихией XVIII века была игра, и именно она определила его дух и стиль. Пожалуй, ни одно европейское столетие не знало такого количества мгновенно составлявшихся «фортун», и вообще главным героем века стал самозванец и авантюрист.

Их сотни в те времена: граф Калиостро, граф Сен-Жермен, княжна Тараканова, Казанова, шевалье де Эон, выдававший себя за женщину, и многие другие. Свою жизнь авантюрист превращал в нескончаемый театр для себя и окружающих. Он с легкостью менял имена, титулы, биографии, а в них не только страны, но и исторические эпохи: рекомендовался то современником Цезаря, то очевидцем рождения Христа. Он менял роли и лица: представал то солдатом, то дипломатом, музыкантом, ученым, игроком, священником, обольстителем женщин. Он писал книги, искал эликсир вечной жизни, исцелял больных и превращал любые металлы в золото. Он на равных беседовал с королями. За ним ходили толпы обманутых и желающих обмануться, ибо легковерие было одной из главных черт XVIII столетия.

Излюбленным персонажем литературы (романов П. Мариво, Муи, Н.Ретифа дела Бретона) стал искатель приключений – простолюдин, выдающий себя за вельможу и потом становящийся им, упорно пробивающийся «из грязи в князи». Жизнь играла с человеком и подавала пример литературе: у всех на глазах безвестная парижская мещанка Жанна Пуассон превращалась в некоронованную владычицу Франции маркизу де Помпадур, а украинский пастух Алешка Розум – в российского вельможу и морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны.

Что авантюристы!.. Епископы и аббаты с увлечением играли роль светских людей : завитые, нарумяненные, облаченные в кафтаны с золотыми пуговицами, они интриговали при дворе, сыпали остротами в аристократических салонах, посещали кофейни и театры, порой даже писали любовные романы, как аббат Прево, сочинивший «Историю кавалера Де Грие и Манон Леско». И если бы не воротник особой формы, ни в ком из них невозможно было бы узнать духовное лицо.

Короли благосклонно внимали философам и следовали их советам, а на досуге играли в мирную сельскую жизнь. В версальском дворце Малый Трианон Мария Антуанетта собственноручно доила коров – сливочно-белую Бланшетту и Брюнету цвета красного дерева, в муслиновом фартучке снимала сливки, стряпала королю и дофину омлеты с шампиньонами.

Генералы сажали на лицо мушки, кутали унизанные бриллиантами пальцы в собольи муфты и ездили на войну в золоченых каретах в сопровождении многочисленной челяди. Дуэльные шпаги продавались вместе с игральными картами в галантерейных лавках.

Наука тоже была зрелищем и игрой. Сотни любопытных заполняли ряды анатомических театров и смотрели, как вскрывают трупы. В великосветских гостиных демонстрировались опыты с электричеством, а первые сеансы гипноза австрийского доктора Ф. Месмера проходили на фоне подсвеченного цветными фонариками ночного парка и бьющих в небо фонтанов.

XVIII век намеревался открыть человечеству дорогу к лучшему будущему, построить разумное общество на началах справедливости и добра. Но вместо этого завершился великим террором революции, сменившимся царством буржуазии в XIX столетии. Ряд страшных революций и войн XX века, торжество технократической цивилизации, расщепление атомного ядра, путешествия в космическое пространство, возникновение новых тяжелых болезней, угроза глобальной природной катастрофы – все эти следствия вытекают из идей, владевших умами европейцев в середине XVIII века.

Какие же признаки новой философии и новых идеалов, реализация которых ждет человечество в ближайшие 250 лет, можно назвать сейчас?

Очевидно, что самой насущной в современном мире, как для отдельных лиц, так и для наций, является необходимость видеть перспективу и цель человеческой расы включенными в схему единой Вселенной. Большинство из нас сейчас имеет глубокое ощущение того, что жизнь приобретает больше смысла, если мы можем воспринимать все ее проявления как единое целое, а не как ряд отдельных, хаотично объединенных частей.

До времени позднего Ренессанса, около конца XVIII века, существовало общее представление о Вселенной как о едином организме, в котором ни одна часть не может быть понята в изоляции от целого. Это общее представление создавало базис всего образования по трем взаимосвязанным наукам: теологии, философии и астрологии. Из них философия постепенно, в течение трех последних столетий, стала снимать с себя ответственность за все вопросы выше уровня семантики, а теология, по большей части соглашалась быть лишь помощницей в общественных отношениях (простым дополнением социального аспекта) и модным занятием того времени. Только астрология сохраняла свои древние корни в философском подходе ко Вселенной как к единому целому, в котором, говоря словами платоников, небесные тела были «первыми мыслями Бога».

Несомненно, это имел в виду доктор Л.Каниберт Мольберг из Ватикана, когда в «Письмах Канди к Тцу» писал:
«Глядя вперед, уже сейчас можно сказать, что астрологии, видимо, суждено вывести другие ветви знания из бесперспективности бездуховного рационализма и материализма, так как в течение прошлого столетия она боролась за создание собственной системы представлений, с целью достичь примирения с верой, которого страстно желает наука. Такое развитие жизненно необходимо, если мы собираемся пережить нынешний духовный кризис, поразивший западную культуру».

Именно это является практикой астрологии во всех ее формах, когда она создает мосты между разумом и интуицией, наукой и верой, Небом и Землей. Она является средством, с помощью которого фрагментарное и частное, происходящее «внизу», может быть понято через целостную и универсальную гармонию «верхнего». Астрология – это язык, с помощью которого могут общаться внутреннее и внешнее, ноуменальное и феноменальное, духовное и материальное, язык, с помощью которого человеческая раса вновь сможет прийти к истинному пониманию своей связи с бесконечными реалиями времени, пространства и Космоса.

Можно видеть, как этот процесс идет со все возрастающей скоростью в области натальной астрологии, где работы таких пионеров 20 века, как Дейн Радьяр, Джон Эдди, Лиз Грин и Стефан Арройо выковали связи с целительными силами высшей и глубинной психологии. В результате слияния астрологии с работами Юнга, Ассаджиоли и трансперсональной психологией родился новый и более глубокий взгляд на человечество.

Важно и существенно для этих работ, базирующихся на натальной астрологии, которая обычно сосредотачивает внимание на необходимости изменения отдельного человека, осознание необходимости трансформации на коллективном уровне. Эта трансформация жизненно важна, если человечество в целом собирается осознать свой выбор и пойти по позитивному пути, ведущему к эволюции, а не по негативному, способному привести к массовому разрушению. Чтобы такая трансформация произошла, астрология должна всерьез приложить силы к изучению и истолкованию работы коллективной психики и коллективного бессознательного, в том, как они проявляют себя через действие и поведение групп, народов и цивилизации. Астрология должна ответить на вызов современных наук – истории, социологии, политики и экономики – и обеспечить эти дисциплины одним качеством, которого не достает практикам этих отраслей знаний – сознания единства, цели и судьбы.

В сущности мунданная, или «чистая» астрология призвана вновь играть великую и благородную роль, хотя она забыта и тривиализирована на протяжении столетий. Мы говорим «вновь», потому что с самых ранних документированных времен до трех столетий тому назад в Европе исследование космических паттернов было основным стержнем всех попыток понять коллективное поведение. В каждом сообществе, от мельчайших городов-государств до величайших империй, с самых ранних дней Месопотамии до национальных государств XVII столетия наиважнейшей задачей астролога было объяснить и предсказать превратности коллективных судеб.

Астрологи сами должны разделить ответственность за исключение астрологии из прежних сфер ее влияния, поскольку количество времени, посвященного в 20-том столетии мунданной астрологии ничтожно по сравнению с натальной астрологией. Астрологи были соблазнены сверханалитическими и материалистическими подходами века. Они были втянуты во все нивелирующее технологическое общество, заменившее астрометеорологию «научным» прогнозом погоды, медицинскую астрологию – лекарствами, а сельскохозяйственную астрологию – распылением химикатов.

Однако если посмотреть на достижения этих современных заменителей, то они не убеждают. Современные предсказатели погоды, со всеми их спутниками и компьютерами стоимостью в миллиарды фунтов стерлингов не способны на более чем очевидные прогнозы; несмотря на несомненную преданность делу и блестящие исследования многих врачей, у тысяч людей развиваются серьезные заболевания, и сотни умирают в результате применения современных медицинских методов; «специалисты» по сельскому хозяйству нарушают продуктивность больших земельных площадей химическими обработками. В других областях университетские экономисты в принципе не способны сделать ни одного правильного прогноза экономических тенденций, а в это время глобальные системы, которые они анализируют, полностью разрушают общества и загрязняют Землю, с которой связаны наши надежды на выживание. Даже политики доброй воли кажутся нам не способными сделать что-то большее, чем латание дыр при возникающих аварийных ситуациях, тогда как политическая машина, которой они управляют, кажется, мало на что годится, кроме войны, репрессий и конфронтации. При отсутствии направляющей философии, потенциал ядерной энергии превратился в угрозу ядерного уничтожения, и в разгар технологической революции богатый становится богаче, а бедный беднее.

Пришло время осознать, что современный мир потерпел массовый провал в деле сколько-нибудь разумной самоорганизации, - трудный шаг для людей, живущих на преуспевающем Западе, но необходимый, если обладать достаточной решимостью, чтобы воссоздать мунданную астрологию в ее прежнем значении.

Важность мунданной астрологии для отдельного человека заключается в теории «субсумпции», которая утверждает, что индивидуум является  «подсуммой», или содержится в массе. Таким образом, натальная карта содержится в мунданной, и поэтому, в конечном счете, невозможно судить о гороскопе рождения, не рассмотрев соответствующие мунданные гороскопы. Чарльз Картер кратко сформулировал это следующим образом: «Могут ли натальные карты всех жертв Хиросимы указывать на смерть и разрушение, которые настигнут их в тот роковой момент августа 1945 года? Наверняка и гороскоп этого города, если бы его можно было изучить, был бы полезен для суждения о них».

Опыт показывает, насколько интуитивно прав был Картер, и мунданные карты, построенные им на города, организации, народы и такие события, как нарушение мира и конец войны, могут указывать на коллективные судьбы отдельных людей, когда их натальные гороскопы не очень ясны.

В определенном смысле натальный гороскоп можно рассматривать как карту стремлений человека к саморазвитию и самореализации, успешных или затрудненных. Напротив, мунданная карта указывает нужды и требования масс, которые, вероятно, будут противоположны стремлениям индивида. Поэтому мунданная астрология обеспечивает философскую связь между судьбами отдельного человека и масс, а также между судьбами различных составляющих коллектива.

Все мы, даже самые склонные к одиночеству отшельники, являемся членами группы, будь то семья, поселок, город, нация или религия, которая в большей или меньшей степени оказывает на нас давление как на индивидуумов. Эти группы переплетаются, образуя перекрывающиеся иерархии, и ни один из нас не свободен от их влияния. В конце концов, трансформация и совершенствование человечества зависят от полной включенности каждого из нас, и здесь может очень помочь натальная астрология. Но именно с помощью мунданной астрологии мы должны увидеть общую картину трансформированного человечества в мире с самим собой, с Космосом и во всеобщем единстве.

Литература

  1. Дубровская О.Н. Краткая история астрологии. – М.: Рипол классик, 2002
  2. Майкл Бэйджент, Николас Кэмпион, Чарльз Харви. Мировая астрология: введение в астрологию стран, народов и организаций. - М.: Лига независимых астрологов, 1999.
  3. Обье К. Астрологический словарь/ Пер. с французского и Назарова. – М.: Крон-Пресс, 1996
  4. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь/ под общей ред. Г.Е Куртика. – Тула: НПП «Русская историческая энциклопедия», Москва: ТОО «Внешсигма», 1994.
  5. Методические пособия по астрологии. 1 курс. Ч.1. – М.: ЦАИ, 1997.
  6. Современная энциклопедия Аванта. Мода и стиль/Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2002.
6 травня 2008