Положение Нептуна в знаке как фактор моды


Знак, в котором расположен Нептун, определяет видения и мечты, которыми грезит целое поколение в поисках новых идеалов и путей освобождения от ненужного балласта. Но и заблуждения целого поколения, ввергающие его в беспредел или иной ущерб. Мода является отражением этих мечтаний и грез.

Нептун в Овне: 1861/62 – 1872/75

Балласт: образы врага.
Идеалы: боевой дух, свобода воли.
Беспредел: полное невнимание и презрение к нуждам и интересам других.
Ущерб: слабость Эго, недостаток упорства и настойчивости.
Мода: модная индустрия в Европе в это время определяется двумя важнейшими факторами: возникают Дома моды и повсеместно начинает использоваться усовершенствованная швейная машинка. Магазины начинают торговать готовым платьем. Женщины, насколько позволяют средства, стараются избегать однообразия. В 1867 заканчивается власть кринолина. Но Чарльз Ворт, король тогдашней моды, тут же предлагает ему замену – турнюр. Это что-то вроде эксцентричной стальной рамы, крепящейся на талии. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади. Турнюр имел оглушительный успех и продержался в моде около 10 лет. Он искусственно увеличивал объем нижней части тела. Неудивительно, что некоторые женщины отвергали все эти неудобства, одеваясь в свободные одежды. В моду вошло цельнокроеное платье «принцесс» с плавно расширяющейся книзу юбкой и более скромной отделкой. Новый силуэт лучше соответствует динамике современной городской жизни, делает женщину выше, стройнее, динамичнее. В мужской моде окончательно побеждает деловой стиль. Основой становится одежда, не сковывающая движений, и, в общем, не требующая особого умения ее носить. Появляются пристегивающиеся воротнички и манжеты, манишки.

Во время франко-прусской войны (1870-1871) дамы из высшего света одевались в трагические темные платья, многие сменили роскошные туалеты на изящные костюмы сестер милосердия и работали в госпиталях. Но модная индустрия быстро восстановила обороты.

В 1873 году торговец Леви Страусс запатентовал свою и латвийского портного Якоба Девиса выдумку – джинсы с приклепанными карманами. Джинсы представляли собой рабочую одежду с большим количеством карманов для инструментов. Леви Страусс начал их серийный выпуск. С тех пор джинсами называют любые брюки из денима. Сегодня джинсы – символ общественного положения во всем мире.

Источник: Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+, Москва 2002

Нептун в Тельце: 1874/75 – 1887/88

Балласт: закоснелые структуры собственности.
Идеалы: традиции, сила духа, собственность.
Беспредел: отклонения и извращения в области чувственности.
Ущерб: неумение разграничивать свои и чужие интересы, недостаток чувства личной безопасности.
Мода: в это время в Европе массово учреждаются акционерные общества, банки, страховые компании, происходят невиданные спекуляции. Период 1870-1890, названный эпохой грюндерства (от немецкого «основатель»), когда промышленная и финансовая буржуазия выходит на первые роли. Слово «шик» определяет эстетические устремления времени. Шикарно – это не обязательно красиво и гармонично, но обязательно запредельно дорого. Для женского костюма характерно обилие сложной и громоздкой драпировки сзади. Тело стянуто длинным корсетом, подчеркнутая линия бедер – фигура выглядит пикантной, в смысле «эротичной». Масса складок, фестончиков, бахрома, плиссе, вышивка, ленты. В костюме соединяется несколько цветов, он производит впечатление пестрого. Волосы укладываются на макушке буклями, локоны спускаются на спину, как бы повторяя силуэт платья, в котором нагромождены складки сзади (тюрнюр). Сложные прически с накладными косами, используются шиньоны.

В мужском костюме устанавливается современный тип: пиджак, брюки, жилет из добротных английских тканей (сейчас мы называем такой костюм английским). Одежда в стиле строгой элегантности. Одежда для спорта и отдыха более свободная, допускает яркие краски. Цилиндр вытесняется фетровой шляпой и летними шляпами-канотье из крупной соломки. Все в костюме должно символизировать роскошь и материальный достаток, изобилие.

Источник: Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+, Москва 2002

Нептун в Близнецах: 1888/89 – 1901/1902

Балласт: устарелые шаблоны и привычки мышления.
Идеалы: вдохновенные открытия, гармония между фантазией и разумом.
Беспредел: нечестность, бесконечные сомнения и необычные трансформации разума.
Ущерб: ограниченность интеллектуальных способностей, витание в облаках.
Мода: Двойственность этого времени выразилась в том, что, с одной стороны, научно-технические достижения стремительно преображали жизнь: телеграф и телефон, воздухоплавание и автомобиль меняли ощущение времени и пространства. С другой – журналы печатали сочинения поэтов-символистов, противостоящие засилью материальности мира, полные загадочности и грез. Эклектизм царил и в умонастроениях. Общество верило в триумф науки и возможность построения справедливого мира на основе идей социалистов и в то же время – в торжество духа над материей, увлекалось эзотерикой и оккультизмом. Люди очарованно смотрели как вперед, ожидая прихода нового века, так и в далекое прошлое. В Париже моду диктуют модные салоны сыновей Ворта Жана Филиппа и Гастона Люсьена, Жака Дусе, Жанны Пакен, Сестер Калло, знаменитого английского портного Редферна. В воздухе носились идеи унификации женского костюма. В моде соперничали два направления: одно развивалось в русле феминистского движения, другое сохраняло приверженность возникшему ранее образу утонченной светской дамы, праздной и изысканной. Феминистское движение набирало обороты. Феминистки иногда появлялись в обществе в мужском костюме (как символе равенства полов), хотя за это могли подвергнуться аресту. Женщины все активнее занимались спортом: плаванием, фехтованием, теннисом. Вошел в моду велосипед (хотя англичане рекламировали его еще с 1810), появился и специальный костюм для велосипедисток с юбкой-шароварами. Корсеты окончательно выходят из моды. В обиход входят шерстяные трикотажные панталоны и корсажи с мягкой нагрудной частью, выкроенные в соответствии с линиями тела. В 80-х доктор Егер ввел удобное шерстяное белье, представлявшее собой цельнокроеный трикотажный комбинезон, предназначенный как для женщин, так и для мужчин – то есть в своей основе бесполый.

Литераторы все еще хотели видеть в женщине Прекрасную даму – воплощение мечты о совершенстве. Анатоль Франс писал, обращаясь к дамам: «Берегитесь, вы уже утратили какую-то частицу вашей загадочности и прелести. Правда, еще не все потеряно: из-за вас еще дерутся, разоряются, кончают жизнь самоубийством, но в трамвае молодые люди уже не уступают вам места… Культ ваш угасает вслед за другими старинными культами». Новый стиль жизни сделал основой женского гардероба костюм тальер, состоящий из жакета и юбки, незаменимый для путешествий, прогулок и визитов. Костюм легко было преобразить, сменив строгую сорочку с тугим воротничком и галстуком на нарядную блузку. Он стал прототипом английского костюма, сохранившегося до наших дней. Словно сопротивляясь наступающему рационализму, женская мода оглядывается назад: в 90-х популярен рукав жиго (как воспоминание о бидермайере – модном до 1848 стиле), юбка становится уже, она облегает бедра и расширяется книзу, напоминая лилию. Две основные тенденции моды (стремление к простоте, с одной стороны, и желание сохранить рафинированное изящество утонченной героини – с другой) отчасти находят примирение в образе так называемой гибсоновской девушке – типа, ставшего популярным в Европе благодаря рисункам Чарлз Даны Гибсон. В 1890 году художник Чарльз Гибсон изобретает образ девушки, воплотивший в себе идеал женщины в стиле Юноны, которую часто изображали за полезными для здоровья занятиями, такими, как катание на велосипеде. Все производители использовали образ «Девушки Гибсона» в своих рекламах. Эта героиня, гибкая и стройная, имеет в своем гардеробе одежду для спорта и езды на автомобиле, восхитительные женственные бальные туалеты из шифона и пенного кружева. Женская фигурка уподобляется изящному цветку: тонкий гибкий стебель увенчан прекрасным бутоном – прической из пышно взбитых волос и шляпкой с широкими полями. Модная парижанка вновь являет себя восхищенному окружению как произведение искусства, как картину или даже театр, ибо, подобно театральной постановке, ее облик есть результат многих видов мастерства и в конечном счете рассчитан на зрителя. Мечтательный и рациональный, эклектический, но ищущий идеальности 19 век уходил влюбленным в театр, исполненным театральности во многих чертах своего существования.

Вершиной интеллектуализма Нептуна в Близнецах стал стиль модерн, который в разных странах назывался по-разному: во Франции – ар нуво, в Германии – Югендштиль, В Австро-Венгрии – Сецессион, В Америке – тиффани. Жизнь модерна была недолгой – с 1995 по 1905. Триумфом модерна стала всемирная выставка в Париже 1900. Интеллектуализм модерна позволял говорить адептам стиля на языках самых разных эпох, гармонично сливая их воедино. Поверх платьев, стелющихся с грацией кимоно с японских гравюр, можно было надеть готическое сюрко или флорентийскую симару. Модерн – последний классический стиль – пришел к единству архитектуры здания и интерьера, к единству и связности всех деталей интерьера, к синтезу всех искусств. Основными центрами нового стиля стали Вена и Брюссель. Поскольку осуществление его идей требовало огромных затрат, развивался он главным образом в богатых особняках и загородных виллах. В моде стекло Эмиля Галле, мебель Луи Мажореля и Эжена Гайяра, обои, серебро и керамика по эскизам Альфонса Мухи. Мечта модерна – наполнить утонченной гармоничной красотой окружение человека во всех мелочах. Художники стремились проектировать все, начиная с конструкции здания и заканчивая дверными ручками. Первым архитектором, создавшим интерьер в стиле модерн, был Виктор Орта. В его доме в Брюсселе обнаженные металлические конструкции изгибаются подобно растениям. А самый выразительный вариант этого стиля в архитектуре принадлежит барселонцу Антонио Гауди. Он почитался почти как святой. Его интерьеры Каса Кальвет нечто совершенно особое в истории искусств. Вздутые или витые колонны, изразцовые стены, обнаженный кирпич, плоские окна и бесконечно прихотливые металлические детали рождали фантастическое впечатление архитектуры странных снов. Сложившиеся в стиле модерн формы зданий, окон, дверей, лестниц бесконечно разнообразны. Как правило, здание растет словно бы изнутри, подобно природным формам. Модерн очень любит стилизованный, стелющийся растительный орнамент, гибкие линии, асимметрию, плавные «органические» формы. Модерн превращает в орнамент бабочек и павлинов, ирисы и хризантемы, лилии и нарциссы. И все это в руках мастеров становится изысканным произведением искусства. Застывшей красотой, пойманной в сети великими художниками.

В конце 19 столетия свою лепту в формирование европейской культуры, прежде всего французской, моды внесла и Россия. В 1894 году журнал «Новь» писал: «Россия вызывает подражание у парижан своими экипажами, чистокровными рысаками, русской кучерской одеждой, упряжью, дорогими мехами и всей той царственной роскошью, с которою только русские способны обставлять себя за границею. Все русское производит фурор – его находят грациозным, красивым, а главное – в высшей степени роскошным и модным». Но самое сильное потрясение заставил пережить парижскую публику русский балет, который под руководством Сергея Дягилева гастролировал в Париже и открыл для Европы не только прославленных мастеров танца Фокина и Павлову, Карсавину и Нижинского, но и невероятный мир художественных фантазий Бенуа, Рериха, Головина, Бакста. Восточные и славянские мотивы балетов «Шахерезада», «Весна священная», «Половецкие пляски» захватывают воображение законодателей мод. Шифоновые и газовые, расшитые бисером и золотом в восточном стиле ткани таинственным облаком и туманом вьются вокруг модной красавицы, сливаясь с пряным ароматом духов. Шляпы-шлемы с перьями, шляпы-тюрбааны с эгретами, широкие шифоновые рукава, обшитые мехом, подолы юбок, стянутые на манер шаровар… Плавно струящиеся юбки и «античные» повязки на волосах напоминают о Древней Греции, крой «японка» - о Востоке. Крит, Египет, Индия, викинги – привлекает все декоративное и непривычное. Новая мода проявила себя как яркий экзотический сон, навеянный русским балетом. Русские сезоны в Париже явились на усталом небе конца столетия подобием щедрого, яркого фейерверка. Но когда погасли его огни, приблизились сумерки Первой мировой войны, а за ней наступила ночь революций.

Источник: Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+, Москва 2002

Нептун в Раке: 1901/1902 – 1914/15

Балласт: семейные структуры и привязанность к месту жительства.
Идеалы: материнство.
Беспредел: безудержные фантазии, размытость границ между поэтической выдумкой и истиной.
Ущерб: ослабленное чувство родины, дома, семьи, неумение вообще доверять собственным чувствам.
Мода: на парижских улицах появляются первые самодвижущиеся экипажи, а во дворах особняков вместо конюшен начинают строить гаражи. Мода проводить время на свежем воздухе пришла во Францию из Англии и быстро распространилась в высшем свете, то есть среди людей, которые были англофобами в политике и англоманами в повседневной жизни. Как только наступали первые погожие деньки, любители свежего воздуха отправлялись на пикник за город. Но женщины ездили на загородные прогулки в своих городских туалетах. Длинные юбки, хрупкие шляпки, тесная обувь, высокие каблуки – все это стесняло движения и заставляло женщин просить помощи. Зато успокаивало их мужей. Если на загородной прогулке супруга не может без тебя и шагу ступить, значит, мода на пикники не подрывает твоего супружеского авторитета. В это время еще не существовало ни спортивной моды, ни спортивного костюма, и женщины наблюдали за занятиями спортом, словно дамы Средневековья – за рыцарским турниром. Но в это время своим образом жизни «Шанель создавала новую моду, исходя из собственных потребностей как Робинзон Крузо строил себе хижину…» - написал Поль Моран в «Силуэт Шанель». В самом деле, она старалась отрешиться от идей и веяний из прошлого и сосредоточиться на видах одежды, которые до сих пор считались уделом простонародья, - рабочей одежде. За образец Шанель могла служить, например, куртка нормандского рыбака. Один из костюмов она изготовила из материала, который мода до нее игнорировала, считая его низменным, бедняцким и бесформенным, годным разве что для нижнего белья, - из трико. Эта творческая находка Шанель по сути вызов, брошенный прошлому: отныне женская одежда должна стать легкой. Шанель носит полотняные юбки, блузы-матроски с отложным как бы расстегнутым воротником, скромную шляпку – первые официально созданные ею модели. О Шанель тогда говорили: она не похожа ни на кого, именно это принесло ей известность. Она выделялась удивительной простотой своего туалета. Например, белый полотняный костюм почти мужского покроя, никаких драгоценностей, шляпа без всяких украшений, с относительно узкими для тогдашней моды полями. Обычно дамы носили тогда шляпы с десятком муслиновых роз и длинные жемчужные ожерелья в три ряда. Мода вынуждала женщин носить остроносые туфли с тремя ремешками: чтобы застегнуть их, нужен был крючок для ботинок. Габриэль терпеть не могла такую обувь. Талант Шанель проявился в том, чтобы упорно плыть против течения, удовлетворяя собственные представления о комфорте и удобстве. Она безошибочно, раньше других уловила новые идеалы – потребность в естественности, в радостях простой жизни, близости к природе, возрастание роли женщины в обществе.

Источник: Эдмонда Шарль Ру «Время Шанель».

Нептун во Льве: 1914/15 – 1928/29

Балласт: внешний лоск, роскошь.
Идеалы: выдающиеся личности, роскошь, снобизм, идеи сверхчеловека.
Беспредел: нарциссизм, безудержное самовосхваление. Мания величия.
Ущерб: слабость человеческого «Я», заниженная самооценка.
Мода: во время войны во Франции роли распределялись так: на фронте страдали, в Париже разглагольствовали, а в Биаррице наслаждались жизнью. Те, кто нажился на войне, утверждали, будто они в состоянии купить что угодно. В 1916 журнал «Харперс базар» впервые воспроизвел модель платья Шанель. Это платье было поистине великолепно, но в нем не осталось ничего от довоенной моды: ни высокого воротника, ни корсажа. Спереди оно расходится, словно распоротое ударом сабли, а под ним – жилет мужского покроя. Вместо буфа – узкий, облегающий рукав. На шляпе – ни торчащего кверху пера, ни плерезов: перьев вообще нет. Этот туго охватывающий голову колпак не имеет ничего общего с тем, что прежде считалось красивой шляпой. А талия… Ее просто нет. Вместо талии шарф, небрежно повязанный вокруг бедер, концы его развеваются, словно это перевязь главнокомандующего. Восхищенные, хоть и несколько ошарашенные, американские редакторы придумали к этой иллюстрации подпись: «прелестное платье-рубашка, модельер – Шанель». Модельеру пришлось ждать четыре года, прежде чем французская пресса удостоила ее работу такого же комплимента. Сдвиг произошел в 1919/20 годах. Стране нужно было время, чтобы вновь ощутить вкус к легкой жизни. В 1923-1924 Шанель создает русскую коллекцию на основе «рубашки – длинной свободной блузы с поясом, какую носят русские крестьяне, - модель, которая превратилась в униформу парижанок. Шанель открывает вышивальную мастерскую, которой руководит великая княжна Мария Павловна, сестра Дмитрия. В Довиле проходит демонстрация мехов от Шанель, в которой участвуют исключительно русские манекенщицы. Встречаясь с Дмитрием, эти дамы говорят ему «ваше высочество» и целуют руку – к немалому изумлению французской публики. Можно ли представить себе более необычную любовную пару, чем Габриэль Шанель и великий князь Дмитрий Павлович? В 1926 году в американском издании журнала «Вог» предсказано, что черное крепдешиновое платье от Шанель с длинными узкими рукавами вскоре превратится в униформу, которую захотят носить все женщины: «Перед нами – «форд» от Шанель». Поль Пуаре возмущен: «Что изобрела Шанель? Убожество роскоши. Прежде женщины были монументальны, словно фигуры на носу корабля, и красивы. Теперь они похожи на маленьких недокормленных телеграфисток». С 1926 по 1931 во всех созданиях Шанель ощущается британское влияние (с 1925 года у Шанель роман с герцогом Вестминстерским). Многое из увиденного в Итон-Холле и на яхтах герцога показалось ей очень интересным, и из этих наблюдений родились новые элементы стиля, который ее Дом моделей будет предлагать женщинам – новый стиль для светских львиц. Шанель снова, как чуткая антенна, безошибочно улавливает идеалы общества: яркая индивидуальность, власть красоты, сила обаяния личности, мощное творческое начало.

Источник: Эдмонда Шарль Ру «Время Шанель».

Нептун в Деве: 1928/29 – 1942/43

Балласт: устарелые способы труда и обучения; социальные различия.
Идеалы: порядок, полезность, целесообразность, забота о здоровье.
Беспредел: бесхребетность, приспособленчество, мещанство, вера во всемогущество науки.
Ущерб: ослабленное чувство порядка, неумение различать добро и зло.
Мода: Габриэль Шанель имеет в Париже блестящий успех, ее Дом моделей на улице Камбон расширяется до трех этажей. В 1929 краса Безумных лет, дама в черном, сходит со сцены. Вкусы у людей начинают меняться, Исчезают вызывающие вольности послевоенной поры, завершается господство черного цвета, столь характерное для моды и интерьера тех лет. Вот, что говорит Лану: «29 год – это десять лет от демобилизации 1919 до кризиса 1929». В то время как общий колорит эпохи сгущался до черноты, мода все больше увлекалась белизной. В 1929 в США после роковой «черной пятницы» закрываются банки, и свирепствует кризис, а в Париже, где экономика пострадала не так сильно, где национальная валюта остается стабильной, для высшего света начинается десятилетие роскоши, эпоха великолепных празднеств, на которых женщины одеты в белый атлас. Исчезли узкие прямые платья. Силуэт удлинился, расширился, стал мягче. Вечернее платье от Шанель теперь безупречной белизны. На фоне стремления к белоснежной невинности и белому атласу оживился интерес к дальневосточным мотивам: белая лаковая краска на стенах интерьеров, белые китайские безделушки, белые цветы в китайских вазах. Появляется новая примадонна моды: Эльза Скиапарелли, впервые заявившая о себе коллекцией свитеров ручной вязки. Вкусы Скиап – прямо противоположны вкусам Шанель, и все же их модели привлекают одних и тех же женщин. Если Скиапарелли предлагает укороченные брюки до середины икры, то Шанель упорно отвергает все, что не происходит по прямой линии от классического мужского костюма. Черная блуза навыпуск с поясом, брюки и жакет из хлопка с набивным рисунком. В ответ на широко разрекламированный новый цвет под названием «шокирующий розовый», предложенный Скиап, Шанель в 1938 создает новую, обольстительную моду в цыганском стиле. Но этим блестящим вечерним платьям суждена недолгая жизнь – в 1939, когда будет объявлена война, они тут же канут в забвение. А строгая и изящная повседневная одежда за военные годы не претерпит практически никаких изменений: мода в это тяжелое время словно стремится сохранить светлые воспоминания о последнем годе мирной жизни.

Источник: Эдмонда Шарль Ру «Время Шанель».

Нептун в Весах: 1942/43 – 1956/57

Балласт: устарелые формы отношений; прежнее понимание искусства.
Идеалы: миролюбие, любовь, искусство.
Беспредел: ничем не ограничиваемая свобода духа, непостоянство, неверность.
Ущерб: ослабление общественных и межчеловеческих связей, размытость критериев вкуса и стиля.
Мода: 1947 год: бомба по имени Диор. Коллекция опрокидывает все общепринятые каноны. От принципов довоенной моды – юбка чуть ниже колена, прямой силуэт, не подчеркивающий ни бедра, ни грудь, очень широкие плечи – не остается и следа. Юбки удлинились на 20 см и доходили почти до щиколотки. Плечи сузились до предела. Вместо прямого силуэта – эластичный пояс под платьем, смело подчеркивающий бюст и выделяющий бедра, искусно округленные с помощью подкладки. «Женственная женщина» Диора вызывает всеобщее восхищение и энтузиазм.

Источник: Эдмонда Шарль Ру «Время Шанель».

Нептун в Скорпионе: 1956/57 – 1970/71.

Балласт: устарелые институты и структуры власти.
Идеалы: древнее могущество, магия и секс.
Беспредел: безудержное, извращенное стремление к власти, сексуальные извращения.
Ущерб: неразвитость эмоций, ослабление структур власти.
Мода: В США 95% продававшейся одежды составляло готовое платье, а во Франции эта цифра едва приближалась к 25%. В 1956 году состоялся первый Салон прет-а-потре в Версале, который продемонстрировал рождение индустрии моды, способной обслужить тысячи людей. Мэри Куант одним движение ножниц изменила стиль жизни, привычки и поведение целого поколения – создала мини-юбку. Девушка-подросток в мини-юбке и обтягивающем свитере, с геометрической стрижкой – вот новый образ. Модели Куант 1956-57 отличал простой крой, почти прямой силуэт. Она опустила линию талии и стала использовать вставки из плиссированной ткани и лент для свободы движения, свела все аксессуары к минимуму, а главное – укоротила юбки. Ее «девушка из Челси» сделалась символом «революции молодых». Мода утратила свой элитарный характер и превратилась в массовую индустрию. Молодость стала культом. В середине 60—возникло движение хиппи. Молодые люди протестовали против буржуазных ценностей, в том числе и против общепринятой моды. Они одевались в рваные джинсы, длинные юбки (когда все ходили в мини), романтические струящиеся блузы с этническими мотивами (в то время, как в моде была геометрия) и носили длинные волосы (а модными были короткие стрижки). Кульминацией движения стало лето 1968, получившее название «Лето любви» и вылившееся в студенческие волнения. Однако очень скоро из протеста и антимоды этот стиль превратился в моду. Теперь все стали носить джинсовые юбки, повязывали на голову шаль или американскую бандану, украшали себя африканскими бусами и браслетами из Индии. Движение хиппи пробудило интерес к этническому стилю. В 1969 в моду вошла свободная одежда, образующая складки и драпирующаяся вокруг фигуры, летящие шарфы, туники и турецкие шаровары, а летом 1969 – прозрачные платья и блузки.
Мода от Шанель возвращает себе утерянные позиции, получив бешеный успех в США и выдержав во Франции жестокую конкуренцию.

Источник: Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+ Москва 2002

Нептун в Стрельце: 1970/71 – 1984/85

Балласт: догмы и прежние представления о вере.
Идеалы: благородство, религиозность, этические ценности.
Беспредел: расцвет деструктивных сект, всплески фундаментализма.
Ущерб: ослабление веры, блуждания в поисках смысла в жизни.
Мода: разнообразие стилей, царившее на страницах модных журналов, поражало – от футуристических костюмов Андре Куррежа до романтических вариаций на темы легендарного прошлого. Это означало, что устойчивое понятие о моде, каким оно было до сих пор, поколебалось и почти исчезло. Новое поколение могло надевать что угодно и когда угодно. К середине 70-х выделилось два направления: классическая комфортная одежда и художественная, экстравагантная. Наряду с Парижем и Лондоном центрами моды признаны Нью-Йорк и Милан. Дизайнеры прет-а-порте работали по всему миру, и теперь трудно было сказать со стопроцентной уверенностью, откуда пришла та или иная идея. Все времена и континенты служили новыми источниками вдохновения. Ключевое слово для понимания общего стиля – аутентичность (от греческого «подлинность»). Люди хотели быть самими собой, что стремились выразить и через одежду. В повседневной одежде на смену сложности пришла естественность, что проявилось, прежде всего, в творчестве американских дизайнеров. Например, вместо геометрических причесок 60-х женщины носили длинные волосы, развевающиеся на ветру или же перехваченные платком. Панки появились впервые летом 1976 в Лондоне среди молодежи, учившейся в художественных школах. Панк соединял в себе анархические настроения и желание шокировать общество. Ключевое слово для понимания этого стиля – «помойка». Приветствовались вещи рваные и старые, несколько слоев одежды и нестандартное ее применение. Базовыми были вещи из черной кожи. Аксессуарами служили металлические цепи, кольца, заклепки, молнии и кожаные ремни, и все это в сочетании с ярким гримом, пирсингом и знаменитыми прическами ирокез для обоих полов. Тем не менее, нельзя сказать, что панк – это стиль унисекс. Панки-девушки часто дополняли кожаные куртки и рваные майки вызывающими мини-юбками и колготками в сеточку, а иногда заменяли массивные ботинки остроносыми короткими сапогами на шпильках. В Лондоне к середине 80-х молодые люди, одетые в черную кожу с заклепками и ошейниками, с яркими волосами уже не ассоциировались с бунтом и анархией – они сделались английской достопримечательностью, с которой знакомили туристов. Самой модной новинкой 70-х стали синтетические ткани – легкие, красивые, очень практичные, требующие минимум ухода. Из них шили все: белье и вечерние платья, спортивную одежду и деловые костюмы. Все стили – комфортный (джинсы и свитеры), практичный (платья-рубашки, твидовые юбки, костюмы) и романтически-этнический (длинные платья, вышивки, кружева, шали) – мирно соседствовали друг с другом, успешно сочетались, что и является характерной чертой эпохи постмодернизма.

Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+ Москва 2002

Нептун в Козероге: 1984/85 – 1998/99

Балласт: иерархия, ранги, законы.
Идеалы: право, порядок, долг, чувство ответственности.
Беспредел: неудержимое усиление реакционных и авторитарных тенденций.
Ущерб: безответственность.
Мода: скромность и эклектика вышли из моды. Логотипы, красноречиво свидетельствующие о производителе, украшали аксессуары и наряды – от спортивных костюмов до вечерних платьев. Предметом гордости становились кожаные саквояжи и сумки от Луи Вьюитон, дамские сумочки от Диора или Шанель с брелоками и массивные золотые часы «Ролекс». Вещи, их цена и марка свидетельствовали о месте владельца в обществе и его банковском счете. В среде яппи («молодой городской профессионал») – нового поколения бизнесменов, играющих на бирже, костюм рассматривался как залог успеха в карьере, словно и не было десятилетия поиска свободы самовыражения. Как и во времена Поля Пуаре, модельеры снова правили миром: костюм от Армани способствовал успешному продвижению по службе, а платье от Версаче превращало неизвестную девушку в звезду (как это случилось с Элизабет Херли). Крах на Нью-Йоркской бирже 19 октября 1987 заставил многих более разумно подходить к проблеме гардероба. Снова ощущается потребность в одежде, позволяющей одинаково хорошо чувствовать себя и днем, и вечером. Жесткое разделение между одеждой для улицы и для офиса перестало быть целесообразным. В офисах вводится «повседневный пятничный», когда разрешается выходить на работу в свитере и джинсах. В это время стройность и спортивность ассоциируются с успехом точно так же, как белозубая улыбка, излучающая абсолютный оптимизм, - с уверенностью в завтрашнем дне. Аэробика и фитнес были главными увлечениями, из спортивных залов на улицу переместились легинсы. Мода, следуя изменениям в обществе, прошла путь от молодежного бунта к деловой активности, и модельеры начинают создавать моду для человека, выбирающего определенный стиль. Профессия имиджмейкера становится одной из самых востребованных. На страницах модных журналов дизайнеры и стилисты дают советы, как подчеркнуть индивидуальность и создать неповторимый образ, соответствующий вашим личным целям. Быть модным легко как никогда, стоит только добавить к базовым вещам одну-две с ультрамодными деталями или несколько актуальных аксессуаров. Основу гардероба составляет не очень дорогая одежда, качество которой благодаря новым технологиям значительно выросло по сравнению с прошлыми десятилетиями. Бытует своеобразная униформа в стиле унисекс, распространившаяся во всем мире и во всех социальных слоях: джинсы, футболка, свободные брюки и удобная обувь – туфли на плоской подошве или кроссовки. Этот стиль широко используют крупные фирмы, в основном итальянские и американские, такие как «Бенеттон», «Гасс», «Гап», «Марко Поло», «Банана Рипаблик» и др. наряду с тягой к простоте и функциональности возвращаются к жизни и традиции самого сложного портновского искусства; с подчеркнутой аскетичностью костюма соседствуют нарочитая театральность и красочность. Складываются предпочтения: европейская богема носит концептуальную дизайнерскую одежду (через крой, силуэт и материал модельер решает определенные задачи, поэтому одежда приобретает еще один смысл – концепцию); молодые карьеристы по-прежнему одеваются в костюмы от Армани и Черутти; афро-американская молодежь в США выбирает спортивную одежду Томми Хилфигера. Акцент переносится с собственно одежды на внешность ее владельца. Загар или, наоборот, бледность, стройная фигура становятся самыми важными элементами модного образа. Со времен античной Греции культуре тела не уделялось столько внимания, как в 90-х: к многочисленным спортивным клубам, возникшим еще в 80-х, добавились косметические кабинеты и эстетическая хирургия. Супермодели усилиями журналов и телевидения превратились в образцы для подражания, демонстрируя все достижения модной индустрии.

Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+ Москва 2002

Нептун в Водолее: 1998/99 – 2011/12

Балласт: индивидуализм, стремление к независимости.
Идеалы: равенство, свобода и братство всех людей.
Беспредел: возникновение беспочвенных утопий, безнадежные попытки уравнять всех и вся, эксцентричность.
Ущерб: размытость индивидуального сознания.
Мода: Лондон укрепляет свои позиции столицы моды. Здесь ниспровергаются все устои и создается самая необычная и веселая одежда. Помимо Гальяно и Мак-Куина в Европу из Лондона переехала Стелла Маккартни. Джулиан Мак-Доналд (создавший новый стиль ажурной вязки) был приглашен Карлом Лагерфельдом в Париж для совместной работы над коллекциями под марками «Лагерфельд» и «Шанель» (в 2001 Мак-Доналд стал новым дизайнером Дома Живанши). Сьюзан Клеменс и Игнасио Рибейро помимо собственных коллекций теперь разрабатывают модели для Дома Кашарель. София Кокосалаки сделала коллекцию для итальянского Дома Руффо Рисерч. Дуэт Виктор и Рольф соединяют разнофактурные ткани (например, шерстяной трикотаж и лаке) и часто используют экстравагантный крой, привлекая внимание гигантскими воротниками или манжетами или превращением спортивного жилета в вечернюю блузку. Отношение к моде выражается скорее в создании собственного, индивидуального стиля, нежели в формальном следовании новым тенденциям с подиумов. Если в середине 20 столетия в моде существовало одновременно два-три выраженных направления, то сегодня их бессчетное количество. Говорить о единстве стиля в такой ситуации сложно. Главным становится не следование тому или иному стилю, а поиск собственного имиджа. Моден не стиль, но цельный образ, индивидуальность. Все многообразие стилей и направлений в одежде можно соотнести с определенными характеристиками личности. Поэтому теперь говорят не о стилях как таковых, а о стилях как выражении определенного психологического типа личности. Люди заботятся о том, чтобы внешняя форма – имидж, демонстрируемый человеком, - помогала окружающим понять характер и сущность человека. Язык одежды используется как знаковая система, способ общения, установления мгновенной связи с другими.

Энциклопедия мода и стиль издательства Аванта+ Москва 2002

Нептун в Рыбах: 1847/48 – 1861/62 и 2011/12 - 2024/25

Балласт: прежние мечты и представления о спасении.
Идеалы: самопожертвование, любовь к ближнему, мистика.
Беспредел: усиление потребления наркотиков, склонность поддаваться любым искушениям, искаженная картина мира.
Ущерб: ослабление чувства реальности.
Мода: 1847/48 – 1861/62 Это было мирное время - после венгерской революции 1848 и вплоть до 1865 года столетие как бы отдыхало. В это время не зарегистрировано ни одной войны; вся эта эпоха стремится опираться на традиции и обращается к прошлому. С 1851 в моде господствует кринолин — до парижской выставки 1867 года. Тем фактом, что он воскрешает моду первого рококо, но в «осовремененном» варианте - теперь вводится искусственный кринолин, изготовленный промышленностью, — кринолин наилучшим образом выражает характер своего времени – своеобразное воспоминание о прошлом. Используя тесно прилегающий лиф и покатые плечи, он говорит о том, что по-прежнему придерживается романтизма. Подчеркивая только «бюст и голову, которые являются важнейшими частями тела, теперь, когда нагота несовременна», — как сказал французский критик Теофиль Готье, кринолин указывает на ложную стыдливость своей эпохи, которая - «волновалась при виде высунутой ноги или тесно облегающей перчатки». Кринолин предоставлял большие возможности для принятия "благородных" поз, что предписывалось церемониалом как при дворе королевы Виктории, так и при дворе императрицы Евгении; он позволял внешне соблюдать предписанную скромность. Кринолин "одолжил" у прошлого все знаки внешнего достоинства, своей шириной он определял меру дистанции, одновременно служа и пуританским целям. Кринолин соорудил как бы пьедестал для бюста и головы, оставляя своим носительницам возможность решить самим, каким легким прикосновением приподнять кринолин, каким движением раскачать его. Чарлза Фредерика Ворта можно считать творцом моды второго рококо. Эта интерьерная мода лучше всего могла показать себя в вечерних бальных туалетах. Ворт создает костюмы для великолепных балов второй империи в равной степени блестяще как одинаковые а ля Лафонтен, так и индивидуальные: например, герцогиня Морни представляла утреннюю звезду, графиня Гастильони - чертика, графиня Ротшильд на балу была одета в фантастический костюм, сшитый из перьев. Из всего этого понятно, что производство шелка увеличивается; при этом отдельные фирмы конкурируют друг с другом. Императрица Евгения вместе с Бортом стремились возродить лионское шелковое производство, конкурируя с производством серебряного и золотого ламэ (lame), которое в то время было очень модно. У императрицы Евгении, когда она поехала на торжественное открытие Суэцкого канала, было с собой 250 платьев; «скромная» королева Виктория, гардероб которой также обеспечивал Ворт, но инкогнито (его модели продавали королеве английские фирмы), меняла свои туалеты почти так же часто, как и императрица Евгения, только её наряды и материалы отличались друг от друга очень незначительно, и небольшую разницу в них могли заметить только специалисты, для широкой же публики - королева всегда ходит одинаково одетая. В самом стиле Второй империи, роскошном и эклектичном, было что-то от оперетты. Императрица Евгения, почитавшая Марию Антуанетту, во всем стремилась подражать двору казненной королевы. Вошла в моду мебель в духе рококо. Ее формы, легкие и изящные вначале, постепенно становились вычурными, тяжелыми. Красота понималась, прежде всего, как пышность, нарядность. Поэтому украшалось все: картины – широкими золочеными рамами, мебель – изобильной резьбой. Повальным сделалось увлечение сложными драпировками.


2011/12 - 2024/25 Можно попробовать спрогнозировать тенденции развития моды на этот период. Уже сейчас прослеживаются намеки на идеи будущего: возвращение к прошлому. Как это отразится на моде, зависит от того, к кому из деятелей прошлого общество станет относиться как к жертвенной фигуре, которую будет почитать как спасителя мира, идеал самопожертвования и любви к ближнему.

24 липня 2009