Архетип Солнца: Рациональный Индивидуализм
Принцип Солнца в гороскопе рождения человека - это принцип индивидуации, реализации личного творческого начала.
Солнце управляет знаком Льва. Символ этого знака изображается в виде извивающегося змея - древнее обозначение Солнца и его пути по небосклону, образ постоянно возрождающейся жизни, символ бессмертия.
Архетипу Солнца как управителю Льва соответствует Творец, Суверен, Король, Властелин. В мифологии ему отвечают сюжеты легенд о солнечных божествах и героях.
Лейтмотив: радость от реализации своих творческих замыслов - и потребность поделиться этой радостью с другими.
Цель устремлений: максимальное самовыражение через личное творчество.
Жизненная задача: быть достойным центром своей вселенной.
Смысл жизни Творца - в самой жизни, во всей ее полноте, раскрытие всех сторон собственной индивидуальности. Отсюда очень ясное и четкое самосознание, а также заразительное жизнелюбие, уверенность в себе, ощущение власти самостоятельно принимать решения и руководить воплощение собственных творческих замыслов.
Солнце кульминирует в Овне. Символ этого знака руна Ман Y - вытянутые руки как символ человека пробуждающегося к действию. Символ новой жизни, стремления к свету. В позднейшую эпоху этот символ стали трактовать как "бараньи рога".
Архетипу Солнца как кульминатора Овна соответствует Несогласный, Воин, Герой, Великий Полководец, Вождь Племени. В мифологии ему соответствует сюжет борьбы героя за воплощение своего замысла.
Лейтмотив: увлечение всем новым.
Цель устремлений: волеизъявление и новые завоевания.
Жизненная задача: борьба и самореализация.
Творцу очень важно действовать по собственному усмотрению, быть первопроходцем, никому не подчиняться в осуществлении собственного творческого проекта. Творец хочет воплотить свой проект в точном соответствии с образом, который его вдохновляет. И творец смело и яростно борется со всем тем, что пытается посягнуть на свободу творчества, что пытается помешать осуществлению творения в точном соответствии с личным прообразом.
Солнце в падении в Весах. Символ этого знака - изображение чаш весов, а также заходящего за горизонт Солнца. И то, и другое олицетворяет равновесие и мир под знаком осеннего равноденствия.
Архетипу Солнца как декадента Весов соответствует Артист, Мудрый Судья, Великий Деятель Искусства и вообще все, Достигшие Совершенства. В мифологии ему соответствует сюжет, описывающий взаимоотношения Амура и Психеи, суд Париса.
Лейтмотив: любовь ко всему прекрасному.
Цель устремлений: красота и гармония.
Жизненная задача: привносить в мир красоту.
Творец очень чувствителен к нарушению гармонии. Он стремиться восстановить гармонию, создавать ее и поддерживать в формах (архитектура, искусство) и в человеческих отношениях (дружба, брак, союз) - чтобы наслаждаться ею. Творец всегда радуется, когда удается вырастить цветы красоты в пустыне житейской прозы. И хотя Творец любит делать что-то для других, сам никогда не станет чьей-то собственностью, так как свобода для него превыше всего. Он ищет такой выход из ситуации, который не нарушает гармонию, то есть, наносит наименьший вред. Поэтому ему, чтобы принять решение, требуется больше времени, отчего внешне он может выглядеть нерешительным.
Солнце в Водолее в изгнании. Символ этого знака - волны, означающие воду, символ вечного движения, уходящего в бесконечность.
Архетипу Солнца как заточителя Водолея соответствует Индивидуалист, Великий Гуманист, Философ, Реформатор, Просветитель. В мифологии ему соответствует сюжет Прометея, приносящего людям огонь.
Лейтмотив: оригинальность и независимость от коллективного мнения.
Цель устремлений: будущее в настоящем, стоическое спокойствие, рационализм.
Жизненная задача: преодолеть все препятствия и внести в мир нечто новое.
Творец уничтожает старые ценности, чтобы заменить их новыми. Творец противостоит коллективизму. Для него не существует классовых различий, иерархий, отношений раб-рабовладелец. Он стремится осуществить идею равенства каждого индивида в творческом самовыражении своей индивидуальности, стремится к личной свободе творчества, к слому консервативных структур, лишающих человека возможности свободно творить. Творец понимает лозунг "свобода, равенство, братство" как равность каждого перед Законом, братство всех творцов, свободу в творчестве. Творец обладает уникальной способностью к обобщению и абстракции, рассматривает вещи с высоты Разума.
Отрывок из романа Айн Рэнд «Источник»: выступление Говарда Рорка в суде над ним.
Тысячи лет назад люди научились пользоваться огнем. Первый, кто это сделал, вероятно, был сожжен соплеменниками на костре, разводить который сам и научил. Вероятно, его приняли за злодея, имевшего дело с духами, которых люди страшились. Но потом люди освоили огонь, он согревал их, на нем готовили пищу. Они обрели непостижимый дар, завеса мрака была сдернута с земли. Прошли века, и родился человек, который изобрел колесо. Вероятно, его распяли на дыбе, строить которую он научил своих собратьев. Его изобретение сочли недопустимым вторжением в запретную область. Но прошло время, и благодаря этому человеку люди смогли раздвинуть горизонты своих странствий. Он оставил им непостижимый для них дар, открыл путь в широкий мир.
Такой первооткрыватель, человек непокорного духа стоит у истоков всех легенд, записанных человечеством с начала истории. Прометей был прикован к скале, хищные птицы раздирали его внутренности, потому что он украл у богов огонь. Адам был обречен на страдания, потому что вкусил плод древа познания. Какой миф ни возьми, люди всегда осознавали, что у истоков славы человеческого рода стоит кто-то один и этот один поплатился за свою смелость.
Во все века были люди, первыми отправлявшиеся в неизведанное, и единственным оружием им служило прозрение. Их цели были различны, но в одном они были похожи: они делали первый шаг по новому пути, они ни у кого ничего не заимствовали, и люди всегда платили им ненавистью. Великие творцы: мыслители, художники, изобретатели - одиноко противостояли своим современникам. Сопротивление вызывала всякая великая идея. Отвергалось всякое великое изобретение. Первый мотор был объявлен глупостью. Аэроплан считался невозможным. Паровую машину считали злом. Анестезию признавали греховной. Но первопроходцы продолжали дерзать, ведомые прозрением. Они сражались, страдали, дорого расплачивались. Но они побеждали.
Служение своим собратьям не вдохновляло никого из творцов, потому что собратья отвергали дар, который им предлагали, - он ломал косность их обыденного существования. Истина всегда была для творца единственным стимулом. Истина, постигнутая им, и труд по ее воплощению вели его. Симфония, книга, машина, философское откровение, самолет или здание - в них были его цель и жизнь. Творение, а не те, кто его использует. Творение, а не польза, которую другие извлекают из него. Творение, сообщившее форму истине. Истина была для творца превыше всего - и всех.
Его прозрение, сила, смелость проистекали из его духа. Но дух человека - он сам, его сознание. Мысль, чувство, суждение, действие суть функции Я.
Творцы не были бескорыстны. Тайна их мощи в том, что она самодостаточна, самообусловлена и самопроизводна. Первопричина, источник энергии, жизненная сила, первичный стимул. Творец никому и ничему не служил. Он жил для себя.
И только живя для себя, он мог достичь того, что составляет славу человечества. Такова природа свершения.
Человек может выжить, только благодаря своему уму. Он приходит в мир безоружным. Единственное его оружие - мозг. Животные добиваются пищи силой. У человека нет когтей, клыков, рогов, мощных мускулов. Он должен выращивать свою пищу или охотиться на нее. Чтобы выращивать, требуется разум. Чтобы охотиться, нужно оружие, а чтобы изготовить оружие, требуется разум. От этих простейших потребностей до высочайших религиозных абстракций, от колеса до небоскреба - все, что мы есть, и все, что мы имеем, восходит к одному - способности мыслить.
Но мышление - свойство индивидуума. Нет такой сущности, как коллективный мозг, нет такой сущности, как коллективная мысль. Согласие, достигнутое группой людей, - это лишь компромисс, усреднение множества частных мыслей. Оно вторично. Первичный акт, мыслительный процесс совершается каждым человеком в одиночку. Можно разделить пищу, но нельзя переварить ее в коллективном желудке. Нельзя дышать за другого. Нельзя думать за другого. Все функции тела и духа индивидуальны. Ими нельзя поделиться, их нельзя передать.
Мы используем продукты мышления других людей. Мы наследуем колесо и делаем телегу. Телега становится автомобилем. Автомобиль - самолетом. Но по всей цепочке прогресса мы получаем от других только конечный продукт их мысли. Движущей силой выступает способность к творчеству, которая использует этот продукт как материал и делает следующий шаг. Нельзя дать или получить способность к творчеству, одолжить ее или поделиться ею. Она принадлежит каждому в отдельности. То, что ею создается, составляет собственность творца. Люди учатся друг у друга. Но обучение - лишь обмен материальным. Никто не может дать другому способность мыслить. Но от этой способности зависит выживание.
На земле ничто не дано человеку. Все, что ему требуется, надо произвести. И он сталкивается с главным выбором: есть только два способа выжить - живя своим умом или паразитируя на уме других. Творец творит. Паразит все получает из вторых рук. Творец стоит лицом к лицу с природой. Паразит прячется за посредником.
Творец стремится подчинить природу. Паразит стремится подчинить людей.
Творец живет ради своего дела. Он не нуждается в других. Первичная цепь замкнута на нем самом. Паразит живет, питаясь из чужих рук. Ему нужны другие. Другие становятся единственным смыслом его существования.
Основное, что требуется созидателю, - независимость. Мыслящая личность не может творить по принуждению. Ее нельзя взять в шоры, урезать в правах или подчинить каким-либо ограничениям. Ей нужна полная независимость в действиях и мотивах. Для созидателя вторичны все связи с людьми.
Главная забота паразита - облегчить связь с другими людьми, чтобы кормиться самому. Он ставит связи и отношения на первое место. И провозглашает, что человек живет для других. Он проповедует альтруизм.
Альтруизм - учение, согласно которому человек должен жить для других и ставить других выше себя.
Но человек не может жить ради другого человека. Он не может поделиться своей душой, как не может поделиться телом. Паразит использовал альтруизм как орудие эксплуатации и перевернул основу нравственных принципов человечества. Людям дали исчерпывающие инструкции, как уничтожить творца. Людям внушили, что зависимость - благо и добродетель.
Тот, кто пытается жить для других, - иждивенец. Он паразит по природе и делает паразитами тех, кому служит. Эта связь лишь разлагает обоих. Она недопустима в принципе. Ее ближайший прототип в реальном мире - раб, человек, который по определению служит своему господину. Если отвратительно физическое рабство, то насколько более отвратительно рабство духовное, раболепство духа. Раб по принуждению сохраняет остатки чести. Его оправдывает то, что он сопротивлялся и считает свое состояние злом. Но человек, добровольно отдающийся в рабство во имя любви, становится самым низменным существом на свете. Он позорит человеческое достоинство и опошляет идею любви. Но в этом суть альтруизма.
Людям внушили, что высшая добродетель - не созидать, а отдавать. Но нельзя отдать то, что не создано. Созидание предшествует распределению, иначе нечего будет распределять. Интересы творящего выше интересов пользователя. Но нас учат восхищаться в первую очередь паразитом, который распоряжается чужими дарами, а не человеком, благодаря которому эти дары появились. Мы восхваляем благотворительность и не замечаем созидания.
Людям внушают, что их первая забота - облегчить страдания ближнего. Но страдание - болезнь. Видя боль, люди стараются облегчить ее. Но провозглашая сострадание высшим критерием добра, страдание превращают в важнейшее дело жизни. И вот уже люди хотят видеть страдания других, чтобы самим быть добродетельными. Такова природа альтруизма. Но созидателя заботит не болезнь, а жизнь. Трудами созидателей искоренялись одни болезни за другими, болезни телесные и душевные; созидатели принесли больше облегчения страдающим, чем любой альтруист.
Людей учили, что соглашаться с другими - добродетель. Но творец не согласен. Людей учили, что добродетельно плыть по течению. Но творец идет против течения. Людям внушали, что добродетельно держаться вместе. Но творец держится в одиночестве.
Людям внушали, что Я человека - синоним зла, что бескорыстие - идеал добродетели. Но творец - эгоист в абсолютном смысле, а бескорыстный человек - тот, кто не думает не чувствует, не выносит суждений и не действует. Все это - свойства личности. Тут подмена понятий смертельно опасна. Суть проблемы была извращена, и человечеству не оставили выбора... и свободы. Как два полюса ему предложили два понятия - эгоизм и альтруизм. Сказали, что эгоизм означает жертвование интересами других в угоду себе, а альтруизм - жертвование собой для других. Этим человека навечно привязали к другим людям и не оставили ему никакого выбора, кроме боли - собственной боли, переносимой ради других, или боли, причиняемой другим ради себя. К этому добавляли, что от самоуничижения надо испытывать радость, и ловушка захлопывалась. Оставалось принять мазохизм в качестве идеала - как альтернативу садизму. Это был величайший обман, которому когда-либо подвергалось человечество.
Зависимость и страдание были навязаны людям как основа жизни.
Но выбор - не между самопожертвованием и господством. Выбор - между независимостью и зависимостью. Кодекс созидателя или кодекс паразита. Вот дилемма. В основе ее - выбор между жизнью и смертью. Кодекс творца исходит из интересов мыслящей личности, что обеспечивает человечеству выживание. Кодекс паразита исходит из потребностей рассудка, не способного к выживанию. Хорошо все, что исходит от независимого Я. Плохо все, что порождено зависимостью человека от других людей.
В абсолютном смысле эгоист отнюдь не человек, жертвующий другими. Это человек, стоящий выше необходимости использовать других. Он обходится без них. Он не имеет к ним отношения ни в своих целях, ни в мотивах действий, ни в мышлении, ни в желаниях, ни в истоках своей энергии. Его нет для других людей, и он не просит, чтобы другие были для него. Это единственно возможная между людьми форма братства и взаимоуважения.
Различна мера способностей, но основной принцип один: мера независимости человека, инициативности и преданности своему делу определяет его талант как работника и ценность как человека. Независимость - вот единственный критерий его значимости и достоинства. То, что человек есть и во что он ставит себя, а не то, что он сделал или не сделал для других. Нет замены личному достоинству, и нет иной шкалы для его оценки, кроме независимости.
В честных отношениях нет места жертвенности. Архитектору нужны заказчики, но он не подчиняет свой труд их желаниям. Они нуждаются в нем, но они заказывают ему дома не для того, чтобы загрузить его работой. Люди обмениваются своим трудом ради взаимной выгоды, со взаимного согласия, каждый по собственной воле, когда их личные интересы совпадают и обе стороны заинтересованы в обмене. Если же у них нет желания, они не обязаны иметь дело друг с другом. Это единственно верная форма отношений между равными. Иное - отношения раба и господина или жертвы и палача.
Нет совместного труда с согласия большинства. Всякое творческое дело выполняется под руководством чьей-то одной мысли. Чтобы возвести здание, архитектору требуется множество исполнителей. Но он не ставит свой проект на голосование. Они работают вместе по общему согласию, и каждый свободен в своем деле. Архитектор использует сталь стекло, бетон, произведенные другими. Но эти материалы остаются просо сталью стеклом, бетоном, пока он не пустил их в дело. То, что он делает из них, уже личный продукт, его личная собственность. Такова единственная модель правильного сотрудничества людей.
Первейшее на земле право - это право Я. Первейший долг человека - долг перед собой. Его нравственный долг - никогда не отождествлять свои цели с другой личностью; нравственный закон - делать то, что он хочет, при условии, что его желания в основе своей не зависят от других людей. Это включает всю сферу его творческих способностей, разума, труда. Но это не относится к бандиту, альтруисту или диктатору.
Человек мыслит и трудится один. Человек один не может грабить, эксплуатировать или править. Рабство, эксплуатация, господство предполагают наличие жертвы, а это предполагает зависимость, то есть сферу деятельности паразитов.
Правители не эгоисты. Они ничего не создают. Они существуют полностью за счет других. Их цель в их подданных, в порабощении. Они столь же зависимы, как нищий, бандит или работник соцобеспечения. Форма зависимости несущественна.
Но людям внушили, что нетворцы - тираны, императоры, диктаторы - олицетворение эгоизма. Этот обман был нужен, чтобы принизить и уничтожить Я в себе и других. Целью этого обмана было покончить с творцами. Или обуздать их, что то же самое.
Испокон века противостоят друг другу два антагониста - творец и паразит. Когда первый творец изобрел колесо, первый паразит изобрел альтруизм.
Творец, отвергнутый, гонимый, преследуемый, эксплуатируемый, упорно шел своим путем, вперед и вперед, и тащил за собой все человечество. Паразит ничем не содействовал прогрессу, он ставил палки в колеса. У этого конфликта есть другое название: индивидуум против коллектива.
"Общее благо" коллектива - расы, клана, государства - состояло в требовании и оправдании всякой тирании над людьми. Все самое страшное в мировой истории совершалось во имя человеколюбия. Какой акт эгоизма привел к кровопролитию, сравнимому с тем, что учиняли апологеты альтруизма? Где искать причину - в человеческом лицемерии или в самой сути принципа? Самые беспощадные мясники были правдивыми людьми. Они верили в гильотину и расстрел как верный путь к идеальному обществу. Никто не подвергал сомнению их право на убийство, поскольку они убивали ради гуманизма. Было признано, что можно пожертвовать одним человеком ради другого. Меняются действующие лица, но трагедия идет своим ходом. Гуманист начинает признанием в любви к человечеству и кончает морем крови. Так было и так будет до тех пор, пока люди верят, что бескорыстное есть дело доброе. Это дает гуманисту право действовать и вынуждает его жертвы к смирению. Но посмотрите на результат.
Единственно верный лозунг человеческих отношений - руки прочь! Это и есть единственное добро, которое люди могут делать друг другу.
Это древний конфликт. Люди приближались к истине, но всякий раз отвергали ее, и цивилизации гибли одна за другой. Цивилизация - это движение к первостепенному праву личности. Вся жизнь дикаря проходит на глазах общества, она управляется племенными законами. Цивилизация - процесс освобождения человека от людей.
Ныне коллективизм - закон паразита, второсортного человека, древнее чудовище, собравшееся с цепи и опьяневшее от власти. Оно низвело людей до уровня невиданного ранее интеллектуального бесчестья. Оно разрослось до невероятных, беспрецедентных масштабов. Оно напоило умы ядом. Оно поглотило большую часть Европы. Его волны захлестывают США. Мы движемся и уже близки к обществу, в котором я не могу позволить себе жить.
Я вышел заявить, что не признаю чьего-либо права ни на одну минуту моего времени. Ни на одну частицу моей жизни и энергии. Ни на одно из моих свершений. И не важно, кто заявит такое право, сколько их будет и как сильно они будут нуждаться во мне.
Я вышел заявить, что я человек, существующий не для других.
Заявить это необходимо, ибо мир гибнет в оргии самопожертвования.
Я заявляю, что неприкосновенность созидательных усилий человека намного важнее всякой благотворительности. Те из вас, кому это не понятно, губят мир.
Я пришел изложить свои условия, на иных я отказываюсь существовать.
Я не признаю никаких обязательств перед людьми, кроме одного - уважать их свободу и не иметь никакого отношения к обществу рабов.