Архетип астролога: Прометей
Прометей в мифах древней Греции – древнее доолимпийское божество, бог третьего поколения. Прометей - сын титанов, детей Урана и Геи. Уран в мифологии символизирует небо. В астрологии Уран управляет самой астрологией и всем тем, что связано с рациональным эгоизмом в противоставлении к иррациональному коллективизму, с индивидуализмом, свободой личного творчества, изобретательством, техническим прогрессом, научными исследованиями, открытиями, вспышками гениальных озарений как следствия кропотливых рациональных размышлений. Гея в мифологии символизирует мать-землю и отождествляется с богиней правосудия Фемидой. Это означает, что у Земли есть свои законы, и все, что порождено Землей, подчинено этим законам, ограничено ими. И кто эти законы нарушает, того карает меч правосудия, то есть, наказывает сама Земля.
Архетип астролога, таким образом, предполагает, что астролог должен знать законы Земли и законы Неба/Космоса и объяснять их людям, когда те приходят к нему с вопросами.
В мифологии Уран оплодотворяет Гею - взаимодействие неба с землей (взаимодействие земных законов с космическими) приносит плоды: Земля рождает жизнь. Астролог объясняет клиенту, как законы Вселенной действуют в его, клиента, личной жизни, что клиенту следует предпринимать, чтобы соответствовать идеалу Человека.
Дети Урана и Геи – титаны, носители закона Земли и закона Космоса, - шесть братьев и шесть сестёр-титанид. Здесь мы видим символику 12 знаков Зодиака: 6 мужских (Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей) и шесть женских (Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог, Рыбы). Титаны вступили в брак между собой и породили поколение богов: Прометея, Гелиоса, муз, Лето и других. Прометей – сын титана Иапета и матери-земли Геи. Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры). Имена Прометей и Эпиметей имеют индоевропейский корень me-dh-, men-dh-, "размышлять", "познавать". Прометей означает "мыслящий наперед", "предвидящий", а Эпиметей означает "мыслящий после", "крепкий задним умом". Это значит, что астролог способен познавать архетипы, действующие в жизни. Это дает возможность предвидеть - архетипические сюжеты предопределены. Таким образом, человек с помощью астрологии может мыслить наперед. В гороскопе личности астролог учитывает положение Меркурия-Прометея (Меркурий, восходящий раньше Солнца) и Меркурия-Эпиметея (восходит позже Солнца) как важного показателя свойств интеллекта.
Мифы древней Греции о Прометее связаны с приближением эпохи героев. В них описано время, когда на земле устанавливался новый порядок – бог нового поколения Зевс боролся за власть с титанами, победил их, и начался новый виток в развитии земной жизни – время Власти Зевса. Символизм мифа передает историю возникновения и становлени государства. В мифе Прометей сознает свое хтоническое происхождение и пользуется этим: он обращается за советом к матери-земле Гее, и она советует ему вступить в союз с Зевсом и не бороться с Зевсом грубой силой, а использовать мудрость, ум, хитрость, тонкие стратегии. Это значит, что древние законы жизни Земли и Космоса остаются неизменными, когда на земле сменяются эпохи, ведущие к установлению нового порядка, - неизменными, независимо от того, на каких культурных основах организуется общество: архаичных догосударственных или государственных. Независимо от культуры того или иного государства: репрессивная она, сбалансированная или ориентированная на вознаграждение. И носители древних знаний не восстают против нового порядка, но органично включаются в новые времена, сохраняя при этом знания законов Земли и Космоса и научая им народы и правителей.
Зевс приходится Прометею двоюродным братом. И он интересуется человечеством. Человечество, согласно мифам, существовало еще до того, как родился Зевс. Здесь символика мифа раскрывает суть возникновения государства как системы, которую создает этнос для того, чтобы обеспечить себе выживание. В мифах говорится о том, что Прометей как древнее хтоническое божество имеет отношение к созданию первых людей из земли и воды. Прометей слепил людей смотрящими в небо - подобно титанам, внукам Урана.Таким образом, люди всегда, при любой организации общества несут в себе устремленность к возвышенному, то есть, к идеалу Человека, испытывают естественную потребность жить по космическим законам в рамках ограничений, наложенных законами Земли. Инстинкты людей могут быть угнетены вследствие глубоких психологических травм, перенесенных народом, но инстинкты никогда не умирают. Они обязательно возрождаются, если возникают благоприятные для самоисцеления народа обстоятельства. Если государство берет на себя заботу об оздоровлении нации, процесс восстановления поврежденного инстинкта идет быстрее.
В мифах есть указания на то, что люди и животные, созданные богами в глубинах Земли из смеси огня и земли, были наделены Прометеем и его братом Эпиметеем определенными качествами, способностями. Эпиметей, который не обладал даром смотреть в будущее, занимался животными. Он черпал из общего источника приспособленности для жизни на Земле до тех пор, пока не исчерпал все. Прометей, судя по всему, в это время был занят тем, что наделял людей способностями иного рода, в частности, способностями «смотреть в небо», то есть, читать небесные знамения, составлять гороскоп, находить закономерности того, как "то, что вверху" взаимосвязано с "тем, что внизу".
Прометей изучал людей и обнаружил, что люди умеют точно видеть наперед свое будущее, но при этом не помнят свое прошлое. Зачем помнить прошлое, зачем уметь делать выводы из событий, если будущее ясно видно и совершенно предопределено, и повлиять на него никак нельзя? Прометей, чье основное свойство – логика и справедливость, усовершенствовал людей: забрал у них способность видеть будущее, а вместо этого даровал им «слепые надежды».Таким образом, речь идет о том, что астролог может очень четко видеть зависимость клиента от архетипического сюжета и хорошо себе представлять, как будут развиваться события в жизни клиента и чем для него закончатся. Но астролог не должен точно описывать клиенту картины его будущего, определенного тем или иным архетипическим сюжетом, поскольку обязан уважать свободу воли клиента, свободу выбора - клиент может в любой момент осознанно отказаться от своего архетипического сюжета. То есть, астролог ни на миг не должен допустить мысли, что клиент не является творческой личностью - не способен в любой момент осознать свой сюжет и усилием воли выйти за рамки сюжета. Человек обладает свободой воли, свободой личного творчества, он не обязан слепо подчиняться возникшему в его жизни сюжету, он может влиять на сюжеты своей жизни, самостоятельно выбирая себе способ реакций и поведения, - это закон природы. А потому в принципе любой человек непредсказуем. Астролог описывает законы жизни клиента, обусловленные гороскопом рождения, но астролог действительно не может знать точно, как именно клиент воспользуется своими возможностями, талантами, способностями, недостатками, ограничениями. И именно о потенциальных возможностях астролог говорит клиенту, а не пытается угадать, в чем конкретно проявятся эти потенции, какой выбор сделает клиент.
Прометей забрал у людей способность начисто забывать свое прошлое, и люди стали помнить, но Прометей оставил людям способность забывать свои боли и горести. Это значит, что астролог говорит со своим клиентом о прошлом, помогая увидеть связь прошлого с нынешним состоянием клиента и с предстоящими изменениями. Астролог при этом говорит иносказательно: притчами, легендами, сказками, балладами, философскими отступлениями, примерами из истории, языком произведений живописи, фото, кино. Общение на синтетическом уровне расширяет сознание клиента, активизирует его творческое начало: клиент выходит за рамки ограничений, обусловленных собственными представлениями о своем прошлом и прошлом цивилизаций, и начинает видеть конкретные решения для своих конкретных проблем там, где раньше проблемы казались неразрешимыми. Но при этом клиенту нет нужды посвящать астролога в детали своего прошлого и настоящего, нет нужды советоваться с астрологом в мелочах. Это делает клиента самостоятельно мыслящим, независимым от консультаций астролога.
Уравновесив в человеке способность частично помнить прошлое и частично предвидеть будущее, Прометей дал людям возможность испытывать интерес к будущему. Интерес и надежда на успех стимулирует человека к постоянной деятельности (Эсхил "Прометей прикованный", 248-250). Не видя своего будущего, люди стали ощущать себя свободными в выборах и поступках и тем самым сравнялись с богами. Богов это возмутило и они в отместку людям и Прометею послали к ним носительницу бед Пандору. Это следует понимать так: астролог, который очерчивает клиенту какие-либо конкретные картины будущего, наносит клиенту вред. Клиент должен понимать, что его свобода выбора ограничена его собственными определенными личными качествами и возможностями, но его будущее не предопределено, поскольку он волен принимать какие угодно свободные решения, развивать или не развивать недостающие качества, окультуривать или нет грубые проявления принципов планет своего гороскопа. Естественно, что астролог понесет наказание за неуважение к свободе воли клиента – если сундук Пандоры откроется для клиента по вине астролога, то беды из него обрушатся и на астролога тоже. То есть, жесткое очерчивание клиенту его будущего является актом подавления воли клиента, превращением его из творца в паразита. Когда астролог берет на себя функцию руководителя жизнью клиента, он сам становится паразитом.
Прометей увидел, что все животные заботливо оснащены: у них есть когти, клыки, острое зрение и тонкий нюх, густая теплая шерсть, рога, копыта и т.п. А человек "наг и не обут, без ложа и без оружия". Когда Прометей решил наделить людей способностями к жизни на Земле, оказалось, что в общем источнике этих качеств уже ничего не осталось. Люди, в отличие от животных, гораздо хуже приспособлены к жизни на Земле - их тела «голы и беззащитны». Тогда Прометей похитил "премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, поскольку без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться" и передал людям. Речь идет о разуме человека, дающем возможность самостоятельно обеспечить себя всем необходимым для жизни. О способности человека мастерить себе орудия труда, охоты и борьбы. Так Прометей даровал человечеству способность к техническому прогрессу. Согласно Эсхилу (Эсхил "Прометей прикованный", 481 след.), "все искусства у людей от Прометея. Прометей наделил разумом слепых, беспомощных людей, живших в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать». Таким образом, астролог во время консультации дает клиенту информацию о том, какие практические умения и навыки клиент может развить в себе, чтобы повысить свои адаптивные способности и удовлетворить свою потребность в безопасности. Астролог никогда не решает для клиента его локальную задачу, но дает глобальное видение того, какими способностями, талантами и недостатками наделен клиент от рождения и какие умения и способности он может развить в себе, чтобы успешно решать свои задачи.
В мифах Прометей – создатель и благодетель человечества, который старается всячески облегчить жизнь людей в условиях нового Закона Зевса. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата (эра Овна). По отношению к людям Зевс неумолим и суров. Он не раз уничтожает поколения людей без снисхождения к их ничтожеству. Таким образом, Зевс олицетворяет в мифологии ограничивающую и карающую функцию государства. А Прометей остается вне патриархального иерархического государства, воспринимая его как фактор, осложняющий людям их личную жизнь. В патриархальной системе Зевса Прометей занимает очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. Это символизирует нацеленность государства на научно-технический прогресс. Если государство перестает обслуживать интересы народа, отводя индивидуму роль функции, обслуживающей интересы государства, индивидум может всегда поднять свое сознание до уровня законов Земли и Космоса и осуществить возвращение государственного аппарата к его первоначальной обязанности - обеспечению выживания народа.
Патриархальное государство (Зевс) ценит и любит героев (индивидуалистов-творцов), а к слабым представителем рода человечества, которых большинство (масса, коллективисты), относится с презрением и безжалостно использует в своих целях. С деятельностью Зевса в мифах связаны начало государственности и порядка в людях, а также нравственные качества. Прометей не учил людей жить сообществом. Он развивал в людях их индивидуальные умения и способности. Понятие стыда и правды ввел среди людей Зевс через Гермеса. Таким образом, мы видим, что человек может стыдиться своего тела или своих поступков лишь тогда, когда живет в человеческом сообществе, поскольку ему сказали, что он доложен стыдиться. Также и понятие правды связано с общественной жизнью человека. Для индивидуума, чье сознание свободно от идеи коллективизма, вопрос о том, что правда, что ложь, не стоит. Поскольку для него правда лишь то, что подтверждается жизнью, остальное – не правда. Но в коллективе, если индивидуум себя с ним отождествляет, он не заботится о том, чтобы проверить утверждение жизнью, а часто просто принимает на веру то, что большинство считает или декларирует как правду. Зевс остался недоволен родом людским после того, как наделил его нравственными качествами, способностью стыдиться и различать правду и ложь, но не пожелал совершенствовать человеческий род, а решил уничтожить его и насадить новый. Это указание на то, что государство, устроенное на недемократических принципах, не дорожит своим народом. В своих интересах оно может уничтожить неугодный ему народ, а освободившуюся территорию заселить инородцами. И может делать это неоднократно. Задача астролога - дать клиенту объективное видение состояния его личных дел в связи с культурой сообществ, в которых он принимает участие, и с культурой государства, в котором проживает. Создать для клиента контекст, в котором у клиента появится возможность осознать штампы общественного сознания в своем подсознании и освободиться от них. Дать возможность осознать, как официальная идеология и идеология коллектива влияет на качество жизни индивида.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, послал на Землю потоп, оставив в живых лишь одну пару - супругов Девкалиона и Пирру (т.е. сына Прометея и дочь Эпиметея). Они создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину. Так род человеческий, созданный Прометеем, то есть, разумный, не погиб окончательно. Это говорит о том, что государство не в силах полностью уничтожить носителей интеллекта, свободного творчества. Даже у постколониального и постгеноцидного народа при благоприятных условиях есть возможность возродиться.
С Гефестом Прометея роднит связь с огнем и просветительством людей: Гефест тоже занимался воспитанием и обучением людей. Афина играла важную роль в создании людей. Она вдохнула в них душу. Афина даже помогала Прометею похитить для людей огонь. Есть сведения о том, что Зевс наказал Прометея, приковав к скале и наслав орла клевать печень, не столько за благодеяния в отношении людей, сколько за влюбленность в Афину. Но именно Прометею, а не Афине и Гефесту приписывается создание первой женщины. Это символ того, что в традиционном патриархальном государстве женщине отводится второстепенная роль, женщина оказывется на заднем плане, практически не участвует в техническом прогрессе. Если женщина соглашается ограничить свое творчество лишь социально признанными женскими ролями, ей не стоит рассчитывать на то, что все ее возможности, обусловленные гороскопом рождения, смогут реализоваться сами собой, без ее осознанного выбора и усилий.
Прометей во время установления жертвенного ритуала в Меконе научил людей приносить олимпийским богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром. То есть, астрология учит тому, что человек не должен жертвовать своими жизненно необходимыми интересами в угоду государства. Наоборот, государство должно обеспечивать народу возможность выживать и творчески реализоваться. Характерно, что Зевс разгадал обман Прометея с костями вместо мяса, но позволил этому произойти, чтобы иметь повод наказать людей и самого титана. Это символ того, как государственный чиновничий аппарат манипулирует сознанием народа. Зевс лишил людей огня за то, что они послушались Прометея. Прометей же, в свою очередь, опять-таки хитростью и обманом, добыл огонь и передл его людям в полом тростнике. Индивидуалисты всегда находят способ обойти жесткие ограничения государства, чтобы выжить.
Зевс карает Прометея за неподчинение своей воле - Прометей по воле Зевса оказался прикованным к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел ежедневно прилетал выклевывать ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Репрессивное государство всегда карает тех, кто идет против патриархальной традиционной идеи. Печень в гороскопе символически соответствует принципу Юпитера. Это значит, что человек, отказавшийся от своих идеалов и принципов ради служению патриархальной идее, так или иначе будет страдать в связи с проблемами, соотвестсвующими принципу Юпитера: терзания из-за неутолимой жажды обладать все новыми и новыми богатствами, обжорство, чванство, снобизм, непомерная гордыня, жажда похвал, лести, экспансии, зависть к возможностям других, претензии на святость и истину в последней инстанции. Тот же, кто сохраняет стойкойсть и верность с воим принципам даже в условиях ужасных испытаний, обладает способностью восстанавливаться и не теряет оптимизма.
В классической олимпийской мифологии не могло существовать двух создателей человечества и двух носителей закона и справедливости - Прометея и Зевса. Патриарх должен быть один. Поэтому Прометей в мифах противопоставлен Зевсу, как символ личной свободы и личных потребностей индивида противопоставлен символу общественного порядка в иерархической системе, основанной на принципе доминирования: Прометей нарушает запреты Зевса, чтобы люди, объект его любви и творчества, могли жить, с помощью ума избегая страдания. Обладая способностью предвидеть будущее, Прометей знает, что за это Зевс постарается ограничить его свободу и причинить ему боль. Но также Прометей знает и тайну судьбы Зевса, конечный результат истории своих отношений с Зевсом. Таким образом, астролог показывает клиенту, как можно раскрыть свои индивидуальные качества даже в условиях тоталитарной системы, но в то же время не оказаться из-за этого в тяжелой ситуации. Для этого астролог должен очень хорошо ориентироваться во внешней и внутренней политической, экономической и культурной жизни государства и при этом находиться как бы в позиции стороннего наблюдателя по отношению к идеологии правящего класса в государстве. Прометей нарушает запреты Зевса не грубо, не посредством откровенной физической борьбы, как поступали проигравшие битву с Зевсом титаны, а действует тонко и хитро. Именно так себя вести по отношению к Зевсу посоветовала ему мать-земля Гея. Это означает, что всякий, кто восстает против тоталитарного государства и борется с ним прямолинейными методами, обречен на поражение. С тоталитарным государством бессмысленно бороться - по закону интегрированности психики, если с кем-то яростно борешья, рано или поздно в это самое и превращаешься (Карл Густав Юнг). Жизнь индивидуалиста, рациональный эгоизм в соответствии с законами Земли и Космоса - это мощное ненасильственное сопротивление принципу доминирования. Это разрушает устои тоталитарной системы изнутри, делает ее дальнейшее существование невозможной. Когда количество людей, живущих по законам Земли и Космоса, в тоталитарном государстве достигает критической массы, государственная система сменяется, становясь демократической. С государством нужно не бороться, а сотрудничать таким образом, чтобы жизнь могла быть гармонизирована в соответствии с законами Земли и Космоса.
В мифе Прометей терпит наказания от Зевса за свой индивидуализм, но Зевс не может уничтожить Прометея так, как он уничтожил титанов. Этот символ раскрывается так: индивидуальное творчество в традиционном патриархальном государстве находится в уязвимом положении, но такое государство не в состоянии полностью уничтожить творческие порывы в своих гражданах, окончательно лишить их права на творческое самовыражение. Но право на личное творчество приходится отстаивать. Патриархальное государство все время норовит подчинить творческие способности отдельного человека своим интересам, ограничить, ущемить, коллективизировать. Это выражается в цензуре по отношению к людям искусства, в регулировании рождаемости, в стремлении поставить научные исследования и гениальные открытия на службу государственному аппарату. Если такому государству нужны воины, оно стимулирует рождаемость, если государство не может обеспечить народ жильем и продовольствием, оно накладывает запрет на рождение второго ребенка в семье. Такое государство может устроить геноцид определенному этносу, входящему в состав народонаселения, чтобы достичь определенных целей. Конкретный правитель, представляющий власть в государстве, ради личных интересов может даже стремиться полностью уничтожить подвластный ему народ, как Зевс уничтожает людей в мифах древней Греции, если они ему не нравятся. Прометей страдает по воле Зевса, но остается независимым от Зевса даже тогда, когда прикован к скале. Он говорит: «А мне - что мне громовержец Зевс? Чего бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над богами! Злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Будет он свергнут с высокого царственного Олимпа». Прометей сознает, что власть Зевса не вечна, как и власть его предшественников, ибо такова воля "трехликих" мойр и "памятливых" эриний, над которыми не властен никто (Эсхил "Прометей прикованный", 515-519). Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не заставят Прометея открыть эту тайну Зевсу. Этот символ раскрывается так: традиционное пратриархальное государство не в силах использовать творчество индивидуалистов (в том числе астрологическое) в своих целях. Государство, которое стоит на позиции уважения к частной собственности, уважает право индивида на личное творчество, на свободу личности, легко может использовать астрологию, чтобы гармонизировать жизнь не только своей страны, но и мирового собщества. Пример - правление президента США Рональна Рэйгана, который советовался с астрологом своей жены Нэнси - Джоан Куигли. Общепризнанный факт, что в результате прекращения по инициативе Рональда Рэйгана холодной войны мир стал безопаснее.
Астролог, который под воздействием угрозы или подкупа со стороны патриархального традиционного государства попытается служить государству, будет давать нереалистические оценки событиям делать нереалистические прогнозы. Такой астролог попадает в состояние искаженного восприятия реальности под действием сильных эмоциональных переживаний: страха за свою жизнь, волнения из-за окружающей агрессивной среды, боязни совершить ошибку и разгневать заказчика. Повышенный внутренний ритм жизни искажает видение. Попросту говоря, астролог сходит с ума. При этом он может думать, что продолжает видеть архетипы, но на самом деле он видит только собственные иллюзии, которые, как мираж в пустыне, рисуют надежды правителя государства (или клиента-тирана) на то будущее, которое ему желанно. Это подтверждается ходом истории европейской цивилизации: за 7 тысяч лет никому из властителей не удалось использовать астрологию с тем, чтобы реализовать идею доминирования, идею утверждения господства над миром или какой-то его частью.
В древнем Риме в течение всего первого столетия астрология была инструментом власти императоров, которые из-за тщетных попыток использовать астрологию в целях доминирования просто лишались рассудка – их охватывали фатализм и паранойя. Астрология всегда подвергалась гонению там, где ее предсказания и предупреждения не соответствовали ожиданиям тех, у кого в руках была власть и от воли которых зависели судьбы многих. Не удивительно, что Прометей не стал олимпийским божеством, обладая чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. В античности существовала традиция осудительно изображать Прометея, которую заложили римские авторы. Так для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», украв огонь и дав его людям. Гораций осуждает Прометея за то, что он, создавая человека, вложил в него "злобу" и "безумие" льва. Упрекает его в том, что Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. Диоклетиан и последующие императоры утвердили декреты, изгонявшие астрологов из государства, а вскоре к преследованиям астрологии присоединилась и христианская церковь, структурированная по принципу той же патриархальной иерархии Власти Зевса, что и древний Рим.
В ХХ веке нацисты Германии использовали астрологию: одни искренне верили в то, что с помощью астрологии арийская нация займет господствующее место в мире, для других астрология была средством пропаганды. Но их представление об астрологии были ограниченными. Неясно, в какой мере Гитлер был подвержен оккультным представлениям. Имеется только одно убедительное свидетельство использования Гитлером астрологии. Есть данные, что в течение последних недель войны министр пропаганды Геббельс старался поднять моральный дух Гитлера. Из канцелярии Геббельса вышел гороскоп Германской республики 1918 года и натальная карта Гитлера и, говорят, на их основе Геббельс сделал вывод, что Германии суждено победить в войне.
Есть свидетельства того, что в СССР правящая верхушка партии большевиков регулярно пользовалась астрологическим знаниями. Как и везде, только богатые и сильные в Советском Союзе могли позволить себе обратиться к астрологии, в то время как для обычного гражданина страны астрология должна была быть ни чем иным как «лживой идеологией». Говорят, у Брежнева был духовный целитель, бывший астрологом. Тем не менее, эпоха Брежнева кончилась, а СССР вскоре после его смерти перестал существовать.
Незнание своего будущего страшит наделенного безграничной властью правителя государства в гораздо большей степени, чем может себе представить обычный человек. В мифе о Прометее Зевс очень боится незнания своего будущего и освобождает Прометея в обмен на раскрытие этой тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, тот освободил Прометея и тем еще больше прославил себя. Тогда Прометей говорит Зевсу, что его женитьба на богине Фетиде приведет к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Это означает, что правитель государства действует адекватно, если осознает ограниченность и конечность своей власти, а также невозможность силовыми методами добиться правдивого видения своих перспектив. Только такой подход может избавить правителя от страха перед своим будущим. Геракл освобождает Прометея на пути к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен Гераклом отравленной стрелой, и испытывает страшные муки, жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею свое бессмертие, Зевс соглашается. Здесь мы видим указание на то, что астролог, который сохраняет верность своим идеалам в любых обстоятельствах (даже когда консультирует тирана), защищен как от людей, наделенных очень большой властью, так и от деструктивных психических и интеллектуальных изменений, которые в мифе символизируются смертью.
За символикой мифов о Прометее скрываются сведения о том, что в условиях патриархального традиционного государства проявления индивидуальных качеств, обусловленных уникальностью отдельного человека, сопрождается трудностями. В таком обществе не поощряется индивидуализм, независимое суждение, оригинальное действие, новаторские идеи. Нет благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала личности. Традиционному патриархальному государству нужна бездкмно верящая правительству масса людей, безличный коллектив, которым удобно управлять. Отсюда пренебрежительное и даже уничижительное отношение в таком государстве к астрологии как методу познания себя. Если хорарная астрология еще может использоваться, поскольку дает точный ответ на конкретный житейский вопрос (например, выйдет ли Н. замуж за Т.?), то астрология личности остается невостребованной, поскольку большинство людей попросу хотят ничем не отличаться от других, не имеют собственных желаний и не стремятся к каким-либо личным достижениям, у них нет личных целей. В современных государствах место астрологии в жизни общества зависит от степени демократических свобод. В тоталитарных государствах астрология обычно запрещена. В демократических развивается свободно, но поддерживается государством редко, поскольку пока не существует способ регулирования и оценки качества астрологических услуг.
Астролог должен учитывать особенности того государства, в котором живет, и особенности того государства, в котором живет его клиент. При этом астролог должен оставаться независимым от своих гонораров и независимым от воли тех, кто представляет власть. Астрология возникла и развивалась как раз для того, чтобы обеспечить нужды больших человеческих коллективов. Государство тоже возникло из необходимости этноса обеспечить себе защиту, выживание. Так что между астрологией и государством противоречия нет. Другое дело, что государство как система все время развивается. И те народы, у которых государственная машина превращается в средство выкачивания энергии из этноса с целью обогащения правящей верхушки иерерхической государственной лестницы, постепенно сходят с истории. Потому существует закономерность: в демократических государствах астрология развивается свободно, на нее есть спрос, в тоталитарных астрологии нет, она под запретом. Это естественно: астрология личности делает человека свободным, а народ, знающий астрологию, легко "читает" по маркерам поведения любого претендента на главу государства, такой народ популизмом не обманешь. Так что в демократическом государстве астрология обеспечивает интересы государства как представителя интересов этноса. А в тоталитарном государстве астрологии просто нет. Не потому, что нет астрологов, которые хотели бы за деньги служить властелину, а потому, что сама астрология как символическая система стоит на принципе голлограммы, на принципе сети, а не на принципе иерархии. Посмотрите момент, когда гитлеровская Германия начала атаку на СССР - 22 июня 1941 4 часа киевского времени, Киев. Это же идеальная карта для начинания, гарантирующая быстрый успех! Но почему же Гитлер потерпел поражение, а война задуманная как молниеносная, растянулась на четыре года? Потому что целью было поставлено доминирование одной части Вселенной над другой. А это невозможно в парадигме астрологии. Это как если бы в организме печень пошла войной на селезенку. Следовательно, магия выбранного для начинания момент просто не действует.
Я уверена, что выживание человечества как вида сейчас как никогда зависит от возвращения мировоззрения людей к астрологическому - мировоззрению, основанному на рациональном понимании единства мира, взаимосвязи всего со всем. Сейчас в океане плавает остров, образовавшийся из отходов технократической цивилизации. Остров размером с Украину, и продолжает расти. Какое отдельное даже самое развитое демократическое государство способно решить эту проблему? А тоталитарное такими вопросами даже и заморачиваться не будет, поскольку не считает это своей проблемой. Но замкнутая система, как известно, обречена на вымирание.
"Политическая астрология — это важная область знаний. Здесь речь может идти не только о правительственных руководителях (которые часто пользуются услугами астрологов, признавая это публично или частным образом), но и о целых народах (особенно это актуально в демократических обществах, где руководителей избирают). Я думаю, что общественность должна иметь возможность ознакомиться с натальной картой каждого политического деятеля, а также со сравнительной картой его гороскопа и гороскопа представляемой им группы. (Например, должны существовать сравнительные карты гороскопов президента США и самих Соединенных Штатов). Можно составлять натальные карты для правительств и различных социальных институтов. Такие карты составляются на основании документов об обретении полномочий. Бизнесмены и целые коммерческие структуры уже давно пользуются услугами астрологов. Возможно, со временем они будут охотнее это признавать. ...Астрология можег указать на события глобального характера: погодные явления (включая такие крупные катастрофы, как потопы и землетрясения), результаты выборов, условия правления и культурные тенденции. Это все считается мировой астрологией. ...Можно составлять карты тенденций развития конкретной ситуации на будущее, это называется хорарная (часовая) астрология. Помните, что это не предсказания, а тенденции, и они требуют правильного отношения и разумного подхода". (Верстайн Марион "Позитивная магия. Астрология").
К астрологу может обратиться человек, жаждущий власти. Это не обязательно должен быть тиран государственного масштаба. Это может быть мелкий домашний мучитель или обуреваемый жаждой наживы мелкий служащий, или тщеславный карьерист. Клиент, конечно, может отождествлять себя с Зевсом, но это не значит, что он реальный бог Зевс. Кто бы ни обратился за консультацией к астрологу, задача астролога – показать клиенту, под воздействие какой идеи клиент совершает свои выборы и поступки, оценивает людей и ситуации, намечает свои планы, и дать клинету возможность от этой идеи отделиться. С помощью астролога клиент может понять и ощутить свою включенность в жизнь Вселенной, а не только в жизнь отдельного человеческого сообщества. Клиент может осознать причинно-следственные связи своих выборов и поступков. Астролог объясняет клиенту законы существования клиента как уникальной личности, как микрокосма. И создает условия для расширения сознания клиента, что открывает клиенту больше возможностей для выбора в стремлении жить в гармонии со Вселенной.
"Время от времени против астрологии ополчаются ученые. Неизменно оказывается, что эти ученые сами астрологию не изучали, а просто их приводит в ужас та чушь, которую распространяют средства массовой информации. Когда-то астрономия и астрология представляли собой единую сферу исследований; астрологические истины вполне совместимы с современными научными представлениями. Возможно, недалек тот день, когда ученые примутся за рациональное осмысление астрологии. «Когда ты загадываешь на звезду...» (и когда ты поработаешь со своим гороскопом), мечты исполнятся. Астрология может очень помочь. Помочь вам ощутить свою связь с Космосом. Наслаждайтесь" (Верстайн Марион "Позитивная магия. Астрология").
На протяжении тысячелетий выработались правила, соблюдение которых позволяет астрологу сохранять остроту ума и силу духа. Вот некоторые из правил:
1. Не рекламируй себя слишком ярко. Хорошему астрологу нет надобности возвеличивать себя. Уверенность в своих знаниях, в своем искусстве как следствие реальных положительных отзывов коллег и клиентов - это одно, а самомнение, не подкрепленное реальными фактами, - это совсем другое.
2. Определись со своими личными взглядами, поскольку они будут влиять на твое суждение о клиенте и сбивать тебя с объективной оценки феноменов гороскопа. Есть астрологи, которые безоговорочно осуждают какие-то явления. Например, нетрадиционную сексуальную ориентацию, курение, употребление спиртного, бедность, наличие болезни, сексуальное стремление, несколько браков, отсутствие брака, участие женщины в бизнесе или в управлении государством, контрацепцию и аборт. Если ты обнаружишь, что клиент является носителем качества, которое ты осуждаешь, не консультируй его, ибо ты будешь видеть в феноменах его гороскопа лишь подтверждение собственной правоты.
3. Не будь болтлив. Ни слова о гороскопах других людей. Не важно, насколько знамениты твои клиенты, — никогда не упоминай ни единого имени. Уважай право на частную жизнь. Обнародование гороскопов президентов, политиков и других известных людей (если эти люди не обращались к тебе за консультацией или если ты не давал такому клиенту обещания не обнародовать его гороскоп) - один из признаков демократического государства: люди имеют право знать о своих лидерах как можно больше. Но и в этом случае никакая сугубо частная информация разглашению не подлежит.
4. Никогда не поощряй у клиента потребность к тебе обращаться. Если видишь у клиента склонность по каждому поводу бежать к тебе за советом, избавь его от этой склонности. Поощрять зависимость категорически нельзя. Дай клиенту исчерпывающую информацию о его гороскопе, дирекциях, прогрессиях, транзитах, но никогда не говри, что конкретно ему с этой информацией делать. Выбор всегда доложен оставаться за клиентом (обычно есть несколько вариантов выбора).
5. Говори понятно. Каждый астрологический термин объясняй ясно и четко, логически обосновывай свое суждение. Давай описание гороскопа в письменном виде или записывай консультацию на записывающее звуковое устройство.
6. Не давай категорических советов типа "не выходи замуж за N", "бросай эту работу", "переезжай жить в Европу" и т.п. Трактуй исключительно положения феноменов гороскопа клиента - он сам поймет, как ему следует поступать в том или ином конкретном случае. Не позволяй своим психическим состояниям взять над тобой верх, когда описываешь гороскоп. Никогда не работай в состоянии эмоционального возбуждения или, наоборот, в угнетенном состоянии, не работай, когда физически болен, когда испытывешь страх, тревогу, сильное волнение.
7. Не делай категорических предсказаний! Если тенденция в гороскопе клиента выглядит трагически (как это было с Кеннеди во время его поездки в Даллас), четко скажи клиенту об этом. Однако помни: нет никаких жестких фатальных неизбежностей, то, что может произойти, вполне может и не произойти — в зависимости от личного выбора клиента и его свободной воли. Будущее всегда неопределенно. Не употребляй негативно окрашенных оценочных категорий "плохо", "дурно", "скверно", "зло". Говори "сложно", "проблематично", "трудно", "рискованно", "опасно".
8. Не ищи натянутых астрологических подтверждений рассказам клиента для ректификации - смело двигай Асцендент, не зацикливаясь на указанном клиентом времени рождения, даже если он клянется, что мама точно знает. Если клиенту кажется, что в твоих толкованиях его карты что-то не так, внимательно проверь, не закралась ли ошибка в твои расчеты. Если ошибки нет, задавай клиенту уточняющие вопросы, возможно, ты неправильно его понял.