Украина XIX века
В 1804 году в Харькове был открыт императорский университет, который стал не только центром развития российской культуры, но и центром возрождения культуры украинской.
В 1834 в Киеве открыт Университет св. Владимира, который вскоре стал центром развития украинской науки.
В 1833 году во Львове возникает первая западноукраинская национальная организация «Руська трийця» («украинская тройка»), которая ставила себе целью сохранение и развитие украинской культуры. Ее лидерами были выпускники духовной семинарии М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий. Они старались возродить использование украинского языка на письме, в проповедях, в повседневном общении. За основу литературного языка была взята украинская народная «мова». Именно на этом языке в 1837 в Венгрии был издан альманах «Русалка Днистровая». В сборник вошли народные думы и сказания, исторические произведения. Даже австрийские власти, которые лояльно относились к русинам-украинцам, были испуганы распространением национальных идей в Восточной Галичине и арестовали почти весь небольшой тираж альманаха. «Руська трийця» распалась, но идея возродить народный язык не только не погибла, но и стала распространяться в Восточной Галичине.
В 1840 в Петербурге издан «Кобзарь» Тараса Шевченко
А в 1846 в Киеве возникла первая украинская тайная организация «Кирило-Мефодиевское братство», организованное по образцу масонских лож. Создали ее историк М. Костомаров, учитель В. Билозерский, Служащий канцелярии генерал-губернатора М. Гулак и писатель П. Кулиш. Всего в организации было 12 человек, но сотрудничало с «братчиками» больше сотни людей, в том числе и Т. Шевченко.
Новый толчок украинское национальное движение получило во время революции 1848 – 1849 в Австрийской империи. Украинцы Восточной Галичины заявили о своих требованиях. После революционных выступлений в Венгрии и Австрии весной 1848 года император пошел на уступки и провозгласил конституцию. Жители империи получили право принимать участие в выборах в имперский парламент – рейхстаг. Кроме того, в Галичине была окончательно отменена панщина. В 1848 году в Львовском университете была открыта кафедра украинского языка и литературы, которую возглавил Я. Гловацкий.
Во второй половине XIX века в Российской империи идеи «братчиков» Кирило-Мефодиевского братства были популярны. В Киеве возникло движение «хлопоманов». Большинство участников этого движения были поляками, которые считали своим долгом искупать вину перед украинцами и развивать украинскую культуру. Лидер «хлопоманов» В. Антонович в 1860 основал в Киеве украинскую громаду, целью которой провозгласил развитие украинского языка и культуры. Вскоре громады появились во многих городах Украины. В 1876 император подписал Емский указ о запрете печатать и издавать и ввозить из-за границы любые книги на украинском языке, а также требование закрыть «Киевский телеграф». Эти репрессии фактически подтолкнули украинскую интеллигенцию к борьбе уже не за культурные, а за политические права.
В 1868 году в Австрийской империи украинофилы создали организацию «Просвита», а в 1892 организовали научное товарищество им. Т. Шевченко в поддержку и развитие украинской науки. В 80-е годы украинофилов поддержала австрийская власть, которая боялась усиления москвофильских настроений и влияния России. Лидеры украинофилов объявили «новую эру» сотрудничества с властью в обмен на признание украинцев отдельным народом. Австрийская власть предоставила украинцам места в рейхстаге и Галицком сейме, увеличила количество украинских гимназий.
«Новая эра» вызвала раскол среди украинофилов, многие из которых выступали против сотрудничества с империей. Противники «новой эры» создали радикальное движение.
Французский козак!
В 1803 году в Париже родился Проспер Мериме. Одиннадцатилетним увидел на Елисейских полях парад донских козаков. Незнакомое слово «козак» он расшифровал как флибустьер, пират степей. И начал читать все, что находил из истории Запорожской Сичи. У Боплана вычитал: «Истинным считается тот козак, который преодолел все 13 порогов. «Итак, - обобщал Боплан, - я истинный козак». Пройдет время – и П. Мериме напишет одной вельможной польке и своей приятельнице: «В эти дни познакомился с только что опубликованной книгой, которая меня заинтересовала и порадовала. Производит она на меня впечатление продуманной и написанной очень хорошо, но замечаю в ней: она слишком польская. Вы же знаете, что я – Козак». П. Мериме признал себя «козаком по духу», отдавая большее предпочтение не «нежным панам», а «храбрым козакам».
По образованию Мериме - юрист, признанный детектив, по положению - французский академик, сенатор, советник Наполеона. По характеру - педант, который ничего не принимает на веру. Так, Мериме для написания «Кармен» выучил испанский язык и пожил среди цыган. Он специально выучил украинский, польский и русский языки, чтобы исследовать архивы. Целый ряд произведений Проспера Мериме описывает козаччину, самые известные – основательные труды «Козаки Украины и их последние гетьманы», «Богдан Хмельницкий». В драме «Начинания одного авантюриста» (1852 г.) целая сцена (акт) рассказывает о запорожцах и их обычаях.
Благодаря работам Мериме об истории украинского народа в 70-х годах XIX ст. усилился интерес к Украине французских ученых - фольклористов, историков, литературоведов. Под влиянием его исследований в 1869 г. французский Сенат одобрил изучение в школах Франции курса истории Украины. И в то время, когда было запрещено царем использование украинского языка и слова «Украина», Франция – единственная страна планеты, где школьная программа изучала историю Козацкой Республики. Анализируя работы французских авторов об Украине (1893), известный ученый-этнограф В. Горленко назвал Мериме «одним из наиобразованнейших писателей Франции», а его труд о козаках давних времен - мастерским.
Был Мериме добрым приятелем Николая Гоголя, перевел на французский его «Ревизора». Нежный друг Марка Вовчка-Проспер Мериме перевел ее «Козачку».