Украина XVIII века
««« 24. Первая украинская конституция и духовные традиции украинцев 26. Украина XIX века »»»
Во второй половине XVIII века в Украине началось возрождение духовных традиций. Постепенно формировался украинский литературный язык, было положено начало изучению исторического и культурного наследия украинского народа, его обычаев и традиций, появились выдающиеся литературные произведения, написанные украинским языком, возродилась гуманистическая философская традиция. Шаг за шагом украинцы утверждали себя как народ, живущий на своих исконных территориях, имеющий свой язык, культуру, искусство, науку. Идея восстановления независимой украинской государственности звучала с новой силой, что царями Российской империи воспринималось как одно из наитягчайших политических преступлений.
Именно на этот период припадает расцвет деятельности Григория Сковороды – странствующего философа и поэта, который оставил неизгладимый след в памяти народной.Источник: Григорий СКОВОРОДА: «Пора кончить странствие» Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Григорий Савович Сковорода (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковской губернии (ныне Золочевский район Харьковской области) – выходец из семьи небогатых козаков.
Посмотрим на единственный, вполне достоверный, прижизненный портрет Г. Сковороды, написанный незадолго до его кончины, весной 1794 года, харьковским художником Г. Лукьяновым. Перед нами — человек с пронзительным, быстрым взглядом, способный почти мгновенно проникнуть в душу любого собеседника, человек с подстриженной «в кружок» головой (так стриглись многие киевские студенты, «могилянцы» и другие, в XVII—XVIII веках; удивительно, но Г. Сковорода и на склоне лет не отступал от такого облика!). В руке он держит любимый свой философский труд — «Алфавит, или букварь мира»; можно заметить, что из-за пояса «выглядывает» знаменитая сковородинская дудочка. И вот этот человек, ощущая в себе великое, благотворное чувство родства с Богом, матерью-природой и вообще со всем сущим («Сие чувство есть венец жизни и дверь бессмертия», — любил повторять Сковорода), зная, что выполнил свою высокую Миссию на земле, стал своими, уже слабыми руками копать себе могилу.
Что поражает нас, живущих два с лишним столетия спустя после ухода великого Учителя, в его духовном облике? Этот человек умел противостоять материальным (да и более тонко выраженным!) соблазнам окружающего мира; и его «Мир ловил меня, но не поймал» отчетливо перекликается со словами из Евангелия от Иоанна: «Я мир победил!» (при этом Г. Сковорода, вне всякого сомнения, отлично помнил слова Христа о том, «что мир пребывает во зле...»). У Г. Сковороды, независимо от В. Шекспира, пришедшего к тому же выводу, мы не раз встречаем мысль о том, что «свет людской подобен театру», и чтобы человек не потерял себя в этом злобном маскараде лицедеев, надо помнить об одном: «Не внешняя наша плоть, но наша мысль — то главный человек. В ней-то мы состоим. А она есть нами». Поэтому и в наше время, и всегда остается важным и насущным призыв великого Странника: «Познай самого себя!» Именно следование этому постулату даст возможность противостоять соблазнам суетного мира, этой «размальованной обезьяны», как любил говорить Сковорода.
Весьма наивным было бы представлять нашего крупнейшего философа как благостного, добренького «старчика», услаждавшего слух людей нежными речами и говорившего именно то, что от него в данный момент хотели услышать. Были вещи ненавистные для Сковороды, быть может, прежде всего, грех лицемерия, особенно прикрытый «христианским благочестием». Вот яростные строки из «Брани архистратига Михаила со сатаною» (1783), где речь идет именно о лицемерах: «Сии суть лицемеры, мартышки истинныя святости, — по лицу святы, по сердцу всех беззаконнее. Сребролюбивы, честолюбивы, сластолюбцы, ласкатели, сводники, немилосерды, непримирительны, радующиися злом соседским, полагающии во прибылях благосчестие, целующии всяк день заповеди Господни и за алтын оныя продающии. Домашнии звери и внутреннии змии лютейшии тигров, крокодилов и василисков». Довольно актуальные слова, не правда ли? И хотя они формально принадлежат одному из архангелов, можно не сомневаться, что за ними — непримиримая душа Г. Сковороды.
Кирилл Григорьевич Разумовский
В 1803 году в возрасте 75 лет умер последний гетман Левобережной Украины Кирило Григорьевич Разумовский. Он остался в памяти потомков как один из самых мудрых и самых образованных правителей Украины, а его время вошло в историю как «золотая осень» украинской автономии.
Источник: Несуществующая дилемма Кирилла Разумовского. Президент Российской академии наук или гетман Украины? Виктор ГОРОБЕЦ, доктор исторических наук, заведующий Центром социальной истории Украины НАН Украины
В годы гетманства Кирилла Разумовского Украина, вне всяких сомнений, переживала свой последний в ХVIII веке политический, хозяйственный и культурный подъем.
Воспитанный при петербургском дворе и имеющий родственные связи с высшей российской аристократией благодаря бракосочетанию с родственницей императрицы Екатерины Нарышкиной, конечно же, гетман видел будущее Украины как части Российской империи. Но такой части, где бы и в дальнейшем почитались местные права и обычаи, а также были созданы условия для хозяйственного подъема края и культурного расцвета его народа.
Только то государство и те общества имеют перспективы развития, которые почитают науку и заботятся о духовной сфере. Неопровержимая аксиома, которая только сегодня (будем надеяться, что всерьез и надолго) понемногу входит в сознание украинских политиков и государственных мужей, оказывается, пользовалась большой популярностью и в сановной среде Европы уже в середине ХVIII века. Именно тогда, проанализировав корни глубокого кризиса, в который попали почти все европейские страны, наиболее дальновидные тогдашние мыслители (Шарль Монтескье, Жан-Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций и другие) пришли к выводу, что только использование потенциала человеческого интеллекта может обеспечить условия для неуклонного социального прогресса. Они понимали, что реальные рычаги влияния на общественную жизнь находятся в руках правителей, и именно их следует в первую очередь вооружать новейшими плодами интеллектуального труда, неся просвещение к тронам.
Вполне в духе доктрины «просвещенного правления» К. Разумовский в первую очередь взялся за проведение судебной реформы. По замыслу гетмана, реформа была призвана не только создать стройную систему судебных учреждений, но и обеспечить надлежащий правопорядок. В то же время существенным изменениям подверглась структура государственного управления. Здесь гетману удалось хоть и на короткое время взять в свои руки прерогативу назначения полковников — глав местных органов власти, которых со времен Петра I назначали в Петербурге. Кроме того, К. Разумовский возобновляет практику регулярного созыва старшинских рад, на заседания которых выносятся наиболее важные вопросы государственной жизни. Внося в политическую жизнь гетманата элементы публичности, прозрачности принятия решений, гетман вынашивал планы постепенного конституирования шляхетского сейма как сословно-представительского учреждения. Такой подход полностью соответствовал концепции «просвещенного правления» и еще более приблизил бы Украину к европейскому цивилизационному пространству.
Во внутренней политике Разумовского выразительно проявляется еще один признак «просвещенного правления» — тенденция к ограничению вмешательства церкви в общественную жизнь. Для Украины это было тем актуальнее, что русифицированная за незначительным исключением тогдашняя верхушка духовенства превратилась в послушное орудие царизма и блокировала любые проявления национально-освободительной борьбы. Гетманское правительство, в частности, выступило против посвящения в сан чужестранцев, «котрыє в Малой России не постригались, «нікаких тут заслуг не показали і обыкновений і порядков здєшніх не знают». Вместо этого предлагалось вернуться к традиционной практике свободных выборов духовными и светскими лицами на «знатнєйші духовні чини».
Стремясь активизировать хозяйственную жизнь, гетман отменяет внутренние пошлины и добивается разрешения на свободную торговлю украинских купцов за пределами Российской империи. Проанализировав убытки, которые приносит краю чрезмерное распространение винокурения, гетманское правительство оставляет право на реализацию этого промысла только за «владельцами і козаками, котрие свои грунти і лісниє угоддя імєют».
Особого внимания заслуживают реформы Разумовского в области образования и культуры. По установившемуся обычаю гетман оказывал прежде всего значительную поддержку Киево- Могилянской академии. Во время его правления в 1752, 1763 и 1764 годах разрабатываются инструкции, призванные осовременить содержание учебного процесса в стенах академии. Однако остановить инспирированную церковными иерархами трансформацию Киево-Могилянской академии в сугубо духовное заведение ему не удалось, и гетман все больше проникался идеей создания в Украине новой, полностью светской системы образования, которая бы состояла из университетов и гимназий. В 1760 году появляется проект учреждения Батуринского университета, который должен был полностью соответствовать тогдашним европейским стандартам. Другой университет предусматривалось открыть на базе Киево-Могилянской академии, которая должна была войти в его состав на правах богословского факультета.
Учитывая неудовлетворительное состояние книгопечатания в Украине, немалое значение приобретало предложение учредить при университетах, а «где запотребно судится і при гімназіях», типографий для печатания книг как церковного, так и светского содержания.
Наконец, большое государственническое содержание гетман вкладывал в строительство гетманской резиденции, которую он перенес туда, где правил его выдающийся предшественник — Иван Мазепа. Именно здесь, на живописном склоне речки Сейм, петербургский архитектор, англичанин по происхождению, Чарльз Камерон по заказу гетмана построил роскошный дворец в первоклассном стиле классицизма, а итальянец Ринальди заложил вокруг парк. К проектированию «національних строєній» были привлечены известнейшие в то время придворные мастера — Квасов, Аксамитов и Старцев.
В Батурине гетман собрал одну из лучших в Российской империи библиотеку, слава о которой дошла и до Европы. На должности гетманского библиотекаря более пятнадцати лет служил выписанный из Франции специалист. Поговаривали, что Разумовский даже вынашивал планы пригласить на должность заведующего библиотеки известного французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. Атмосфера национального подъема содействует оживлению интереса к украинской истории, развертыванию творческого поиска писателей и художников, наконец формирует целую генерацию политиков и интеллектуалов.
Попытка сделать из Батурина «маленький Петербург» логично перекликалась с мерами Разумовского по законодательному отделению украинской аристократии, рожденной из казацкой старшины. Именно в среде последней на съезде старшины 1763 года принимается проект, направленный на законодательное закрепление и расширение автономии Гетманщины. В частности, предлагалось закрепить право свободного избрания гетмана, восстановление традиции заключения украинско-российских договорных статей, конституирование шляхетского сейма, восстановление таможенной границы между Украиной и Россией и тому подобное. Из уст приближенной к гетману старшины звучали предложения сделать гетманскую власть наследственной в семье Разумовских.
Екатерина II также считала себя искренней сторонницей идеи просвещенного правления. Однако в системе российского просвещенного абсолютизма не существовало пространства для развития просвещенного гетманата в Украине...
Сведения о политических настроениях украинской старшины и шляхты, доходившие из Глухова, весьма обеспокоили петербургские власти. Новая императрица Екатерина II — убежденная сторонница жесткой централизации власти в империи — немедленно вызвала К. Разумовского в «Северную Пальмиру» и в конце февраля 1764 года вынудила его подписать «добровольное» отречение от гетманства. А российской администрации в Украине императрица отдала приказ: «Малая Россия, Лифляндия и Финляндия суть провинции, которые правятся дарованными им привилегиями. Нарушать эти привилегии сразу было бы неприлично, но и нельзя считать эти провинции чужими и обращаться с ними, как с чужими землями, это была бы глупость. Эти провинции нужно удобными способами привести к тому, чтобы они обрусели и перестали смотреть, как волки из лесу...» А еще императрица приказывала: «Когда в Малороссии не будет гетмана, то нужно пытаться, чтобы и название гетманов исчезло...»
Именно под знаком реализации «начертаний» императрицы и прошли последние десятилетия века ХVIII. Однако, к счастью, превратить украинцев из «волков» в «ягнят» Петербургу так и не удалось. И произошло это в значительной степени благодаря достижениям политического и культурного подъема, который пережила Украина в годы просвещенного гетманства Кирилла Разумовского — графа, камергера, генерал-фельдмаршала, президента Петербургской Академии наук, но прежде всего искреннего украинского патриота.
Котляревский Иван Петрович, «Энеида». Санкт-Петербург, Типография Ивана Глазунова. 1808 г.
Настоящее чудо – Украина, подчиненная имперской власти, разорванная на куски и угнетенная – в XVIII веке остается ярким светочем культуры в Восточной Европе. Во второй половине XVIII века открылись коллегиумы в Чернигове, Переяславе, Харькове, духовная академия в Мукачеве, Киевская академия, медицинский коллегиум во Львове. Изданы книги Сковороды, историко-географический очерк Украины В. Рубана, величественная историческая хроника С. Велычка «Сказание о войне козацкой с поляками», грамматика М.Смотрицкого, курс лекций арифметики и геометрии Ф.Прокоповича. Украинские зодчие возводят Катерининскую церковь в Чернигове, Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах, Андреевскую церковь в Киеве и собор Почаевской лавры. Украинская музыка и живопись, декоративное искусство и литература оказывают огромное влияние даже за границами Украины.
Но к концу XVIII века подконтрольная имперской бюрократии и полиции Украина официально была лишена возможности говорить на родном языке, который сохраняется лишь в народных низах, и национальной культуры, которая существует на грани исчезновения.
Это был период, как верно заметил П. Кулиш, «разворовывания национальной собственности весьма пригожими и непорядочными способами». Самодержавный Петербург жестоко душил какие-угодно проявления национального духа. «Доборолась Украина до самого краю…» - писал про это время Тарас Шевченко.
И вдруг среди мертвой тишины и общего упадка прозвенел смех – вольный, жизнеутверждающий, пробуждающий в душах людей веру и чувство собственного достоинства. Именно с него началась новая эра украинской литературы, а с ней и движение национального возрождения. Поэма И. Котляревского «Энеида» (1798), над которой он работал почти тридцать лет, стала воистину эпохальным явлением в жизни украинской нации. А вскоре и на западных землях, подчиненных Австро-Венгрии, прозвучал горький и мужественный голос Маркияна Шашкевича.
««« 24. Первая украинская конституция и духовные традиции украинцев 26. Украина XIX века »»»