Зрелая личность


««« 3. Юношеская личность 5. Интегрированная личность »»»

Реферат. Источник:
Авессалом Подводный. Психология и астрология, 2 том, Эволюция личности; 3 том Астрология для психологов – «Высшая школа классической астрологии», Москва, 2001

Переход от юношеской личности к зрелой означает добровольный отказ от внутренней свободы и ненапряженной внутренней жизни, т.е. смерть в себе человека ленивого, человека выбирающего и человека сомневающегося (в том числе и в себе). При этом происходит подключение к напряженной космической программе, которая не отпускает человека ни на минуту. Ее смысл и этика ему не вполне понятны, но условия подключения именно таковы, и выбор должен быть добровольным. «Я» осознается и переживается как основной фокус или центр притяжения жизни и всех жизненных программ. Модальность «Я» глобально-будхиальная. Это человек, который вышел на Путь. «Я» подсвечивает его ценности и программы.

Признаки.

  1. Самоощущение и самосознание – основное содержание и пафос жизни. У него есть внутреннее основание занимать определенное место в мире: санкция на свою жизнь в целом, на занятие тем или иным видом дейтельности, и эта санкция подсвечивает его жизненные программы с такой силой, что они обретают авторитет для всех окружающих.
  2. Самоидентификация – ответ самого человека на вопрос: «Что такое «Я»? Довольно высокая – идентифицирует себя с Перстом Божьим, который с неба на него указал и сказал: «Вот, се – человек!». Ощущает себя как элиту, как космического избранника. Людей пониже видит как детей, а себя как их родителя. На мир воздействует тонко, но на буддхиальном уровне, а не на каузальном. Его воздействие ощущается только в глобальных программах. Человек он достаточно тяжелый. Индивидуального мировосприятия у него сначала нет, лишь со временем появляется подсветка внутреннего «Я», и тогда ему становится интересно: он чувствует свой почерк.
  3. Самомнение и самооценка – качественная оценка человеком самого себя. За самомнением здесь стоит определенная двуплановость: с одной стороны, он в своих программах опирается на звучание своей индивидуальности, а с другой стороны, он обращает внимание на качество своих программ, которые ведет во внешнем мире – его «Я» следит за его адекватностью. Он может иногда прибегнуть к специальным усилиям, чтобы получше выполнить свою программу, даже если ему кажется, что его индивидуальность от этого уменьшится.
  4. Референтный круг – круг людей, мнению которых человек доверяет и на основе суждений которых создает мнение о себе. Это устойчивый круг, в который входят специалисты, тщательно им подобранные, знающие дело и то, чем он занимается, а так же старые проверенные друзья, которые (он чувствует) не случайные люди, а как бы экстериоризация или варианты его личности.
  5. Самоценность – является ли личность человека, т.е. его «Я», для него определенной ценностью. Порой доходит до мании величия. Он глубоко загружается в любой достаточно длительный процесс, в котором принимает участие, и ищет в нем себя, и видит в этом глубочайший смысл. На этом уровне тяжелее всего поверить в слова Будды, что не существует такой вещи как личность - «Я» слишком весомо и действенно, и зрелую личность переносить рядом с собой, прямо скажем, тяжело.
  6. Самопознание – открытие в себе скрытых или неразвитых талантов, способностей, возможностей. У юношеской личности есть иллюзорная надежда, что «Я» может быть познано. Здесь это несколько рассеивается – самопознание здесь идет в большой степени через самовыражение. На этом уровне человек впервые подходит к понятию Абсолюта (в индийской философии). Он хочет уловить смысл сочетания отдельных фрагментов своей жизни, но не может пока нащупать то общее, что стоит за всеми его программами.
  7. Личность и мир. Принцип зеркальности здесь работает очень четко, но на буддхиальном уровне. Человек может предвосхищать какие-то события, программы, но ошибается во времени. Ему сложно в темных местах мира, не подсвеченных его личностью.
  8. Этика. С этикой большие сложности: на буддхиальном уровне он не свободен – у него есть ценность внутреннего «Я», этика которого осознается им плохо, и может вступать в конфликт и с самой собой, и с этикой социума.
  9. Самовыражение – то, что происходит в данный момент, локально. Непосредственное выражение того внутреннего напряжения, которое есть в человеке. Самовыражение этот человек ищет в программах, окрашенных его личностью. Интуитивно он чувствует, что выполнение его основных жизненных программ – это и есть его глобальное самовыражение. Оно не сводится к отдельным программам, но они – каждая по-своему – помогают ему состояться в целом. Его программы могут заключаться во внутренних достижениях, в определенных внутренних трансформациях. Все это у него ярко индивидуально окрашено. Его программы у него всегда получаются, т.к. подсвечены внутренним «Я».
  10. Самореализация – глобальная программа глубокого самовыражения. Для него это реализация в жизни в целом. Ему важно проводить жизненные программы в том стиле, который он считает своим, и вырабатывать этот стиль. Его слабое место в том, что он не думает о том, что его ценности порой плохо согласованы. Он пока не рассматривает согласование своих сюжетов как существенную или необходимую часть своей самореализации.
  11. Внешний и внутренний мир. Внешний и внутренний мир взаимопроникают. У этого человека есть ясновидение буддхиального порядка – интуиция заранее предъявляет ему его будущие программы. Каузального ясновидения нет, оно бывает у него крайне редко и его воле не подвластно. Внешний мир развернут к этому человеку удобным для него способом, и требует от него именно тех способностей, которыми тот наделен. Этому человеку важно быть внутренне готовым к чему-то во внешнем мире. На этом уровне вырабатывается культура отношений человека с внешним миром: он понимает, что отношения надо строить, и что мир к человеку не безразличен, т.к. человек может многое сделать для мира. Но мир хочет включить человека в уже готовые программы, а человек хочет принести в мир свое виденье (баланс Раху и Кету). Это вызов для зрелой личности: кто кому служит? Здесь нужно искать баланс.
  12. Связи с эгрегорами – ангелами коллективов и программ, что дают человеку силу и энтузиазм, формируют этику и ведут по жизни, организуя поток событий. Эгрегоры могут быть ему слугами. Человек находит точку, из которой может тонко управлять процессами, идущими в эгрегоре, а эгрегор начинает управлять ситуациями человека, идущими на каузальном плане. Этот человек может окультуривать эгрегор. Он строит дипломатические отношения между разными эгрегорами. Эгрегор такого человека заманивает, приглашает. Если человек принимает зов эгрегора, то обычно получает от него устойчивый канал связи и постоянную каузальную и энергетическую поддержку.
  13. Архетипы и модальности. Этот человек сознательно работает с модальностями. Ему идут ясные указания изнутри, что ему надо освоить не только то, что он делает, но и то, как он это делает. Он осваивает модальности, свойственные основным высшим архетипам, и некоторые субмодальности в их пределах – сначала на уровне восприятия, а потом и на уровне воздействия и управления людьми и ситуациями.
  14. Энергия «Я» – важнейшая компонента социальных взаимодействий. У этого человека есть собственное творческое начало и есть то, что он понимает под творческим началом мира, и последнее активизируется, когда собственное творческое начало человека временно угасает. Ему интересно то творчество, которое явлено ему из мира. А есть моменты, когда идет творчество его собственного «Я», и оно направлено в мир. И между этими двумя состояниями ему нужно искать баланс, т.к. эти моменты в известной степени друг другу противоречат.
  15. Энергия мира – энергия, направленная на человека извне. Мироощущение. Чем бы этот человек ни занимался, у него есть ощущение, что он занят своим делом, находится на своем месте. Он не знает, что конкретно будет происходить дальше на каузальном уровне, но знает, что он находится там, где должен быть. Какие бы у него ни были конкретные сомнения, ощущение правильности своего места от него никогда не уходит. Дорога, по которой он идет, воспринимается им как движущаяся (дрожит), и он не может остановиться. Какая-то сила толкает его к реализации тех планов, которые он когда-то сам себе наметил. У него могут быть сбои на уровне событийного потока. Он ощущает себя на своем месте в мире именно в общем, но далеко не всегда конкретно.
  16. Личная воля.
  17. Свобода. Его необходимость состоит в том, чтобы вести программы, которые он ведет, а свобода – в возможности выбора путей и способов их конкретной реализации. Это его иллюзия. Он переживает несвободу именно в самих программах, которые навязываются ему изнутри, и если он пытается из них выбраться, его неуклонно возвращает назад – он должен эти программы проработать.
  18. Время.
  19. Любимые сюжеты, герои, образы – какие сказки любил в детстве, какие книги читал много раз. Какие герои нравились больше всего и какие, наоборот, не нравились. Человек подсознательно ищет и находит в мифах, сказках, художественной литературе сюжет, который соответствует сюжету его жизни. Любит жанр романа. Царь, у которого есть несколько разных сыновей. Идентифицирует себя с царем, а сыновей – с отдельными своими программами деятельности. Или это будущий царь, который осваивает в 3\9 царстве различные умения, чтобы потом их использовать в различных аспектах своего будущего царствования. Или это могущественный волшебник, которое многое может, но умеет не все. И он подбирает себе умелых помощников. Здесь нет идеала всесилия. Он может многое, но для этого ему понадобятся определенные усилия, и если ему действительно захочется это сделать, он это сделает.
  20. Комплексы и зажимы.
  21. Проблемы. Плохое понимание своей судьбы. Проблемы как на атманическом плане, так и на каузальном. А на буддхиальном чувствует себя комфортно. На атманическом у него недостаточное видение, он лишь смутно прозревает, каков его глобальный идеал, каково главное направление его жизни, и он плохо понимает, как этот идеал превращается в его конкретные жизненные программы, каков механизм этого превращения.
  22. Саморазвитие – работа над собой.
  23. Ресурсы личности. Субъективно воспринимаются им как безграничные. Тяжелый человек, ничего не скажешь. Но его ресурсы безграничны лишь в том случае, когда он не сворачивает со своей дороги. А как только сворачивает, тут же обнаруживается, что они очень даже ограничены. Нерешаемых проблем у него нет – ему нужно только время, т.к. куда идти, где брать помощь, где находятся резервы, он знает. У него есть много талантов и какая-то последовательность их реализации. Разрозненные кусочки мозаики к концу жизни складываются в картинку.
  24. Социальные контакты. Общение с ним – яркое переживание. Ощущается индивидуальная, неповторимая, могущественная сила, в чем-то подавляющая окружающих. Если вы под нее подстроитесь, вам с ним может быть очень хорошо. Если не подстроитесь, вам с ним будет не просто плохо, а невозможно. Для учеников – это учитель. Для подчиненных – руководитель. Для своего учителя – большое переживание: может заставить учителя круто изменить представления о мире и всю свою жизнь.
  25. Социализация.

Посвящения:

  • Духовное – характеризует уровень связи человека с тонким планом и способ участия в программах непосредственного высветления тонкого плана. Монах. Это человек, нашедший свой духовный путь, заключающийся в безоговорочном служении тонкому плану. Здесь духовный канал устойчивый, но довольно жесткий, и оставляет человеку мало свободы творчества.
  • Магическое – показывает уровень (сознательного или бессознательного) использования человеком специфических приемов управления тонкой реальностью (помимо плотной) и характер его взаимоотношений со специальными магическими эгрегорами. Колдун (экстрасенсорный маг). На этом уровне человек может на некоторое время сдвинуть точку сборки, изменив реальность так, что она выйдет за социальные рамки. Это уровень медитативного подключения к силовым и информационным каналам: эффективное целительство, фрагментарное ясновидение, видение ауры и других тонких астральных структур. Этот человек часто подолгу живет в магических реальностях, но они неустойчивы и иногда спонтанно, непредсказуемо для него сменяются. Для этого уровня характерно противопоставление социальной реальности магической, поскольку социальная часто оказывается сильнее, и в глазах социума колдун при ближайшем рассмотрении и «научном» анализе оказывается шарлатаном: то, что ему удается в благоприятной обстановке, проваливается под общественным надзором. Это уровень сильных гипнотизеров и психотерапевтов, очень квалифицированных специалистов любых областей.
  • Ритуальное – показывает роль ритуалов и обрядов в жизни человека и способ его участия в них. Звезда. Этот человек играет в ритуале центральную роль, к нему обращено в первую очередь внимание всех участников и именно через него включается основной канал в эгрегор ритуала. Звезда имеет устойчивый, хотя и слабый, канал связи с этим эгрегром и чувствует, какое движение ритуала приближает участников к его достижению, а какое удаляет, но редко может выразить свои ощущения ясно. В жизни звезды энергетика ритуала играет уже очень существенную роль, без нее она скучает и чахнет.
  • Земное (социальное) – характеризует способность человека адаптироваться к обществу и специфику канала, получаемого от того или иного эгрегора. Интеллигент (человек воспитанный). Интеллигент более избирателен, чем потребитель, ему подходит далеко не любое общество. В адекватном ему социуме он старается вести себя в соответствии с этикой его эгрегора, а главное – поддерживать с ним энергетический баланс, т.е. давать обществу столько же, сколько он от него получает: давать меньше ему искренне не хочется, а давать больше у него не получается или требует слишком больших затрат.
  • Открытокосмическое (подвижническое) – показывает характер взаимодействия человека с информационно-энергетическими потоками и эгрегорами, к которым он часто совершенно не подготовлен и которые часто ставят его на грань выживания. Это опыт, конструктивное переживание которого иногда называют подвигом, и чаще всего поведение человека в таких условиях непредсказуемо ни для кого. Мученик. Этот человек находит в себе духовные силы для преодоления любых моральных мучений, кроме тех, которые ведут к распаду его картину мира – однако если это случается, он теряет силу сопротивления, как и при длительных физических пытках.
  • Космическое – показывает, как выглядит человек глазами Космоса и каково его участие в космических программах. Тунец или акула. Этот человек включен в космическую программу и обладает устойчивым каналом связи с космическим эгрегором, но у него завязаны глаза: куда он идет, ему не понятно. Однако он, в отличие от юношеской личности, испытывает постоянное давление: Космос вынуждает его куда-то идти, но путь при этом искать самому – этот уровень гораздо более творческий, хотя часто по видимости менее приятный, нежели юношеский. При этом характерны этические трудности: человек чувствует, что он должен жить по законам, в чем-то неуловимо отличающимся от земных, и ему не очевиден характер этих отличий: не есть ли они дьявольское искушение? Таким образом, здесь человек ведом космической программой, но не жестко, а ее характер ему непонятен, и согласования земной и космической этики в его жизни не происходит, так что возможны неприятные ситуации и даже бунт, природу которых людям более низкого эволюционного уровня понять очень трудно.
    В пассивном варианте тунца человек успешно познает мир внутри себя – это уровень, на котором человеку уже не только очень интересно с самим собой, но и для многих других его внутренние изыскания могут оказаться актуальными. Это, например, интересные художники, писатели и т.д. В активном варианте акулы человек наделен большой силой влияния на мир, но программы, которые он ведет, носят отчетливый неземной привкус, т.е. чувствуется, что земная деятельность лишь фасад, за которым скрывается что-то иное, но что именно и каковы его цели, самому человеку, не говоря об окружающих, понять трудно. С обыденной точки зрения и тунец, и акула люди непонятные, и управлять ими чрезвычайно трудно, их поступки и этика часто нелогичны и непостижимы; сами они обладают при этом большой реализационной властью и нужные им земные дела обычно реализуют – кроме обстоятельств, противоречащих их космической программе.
  • Черноучительское – показывает способ видения человеком различных недостатков, пороков и трещин на глади совершенства и уровень владения методами их ликвидации. Демагог (извратитель). Этот человек видит мир уже дифференцированным и признает его существование: в нем есть различные объекты и связи между ними, но все, чего касается взгляд демагога, как-то странно искажается и выглядит чрезвычайно безобразно и дисгармонично, хотя и весьма похоже на обычную наблюдаемую реальность. В конструктивном варианте это, например, дар сатирика, карикатуриста или критика. Ключевые слова: фальсификация, передергивание, с больной головы на здоровую.

Астрология

На этом уровне квадрат это уже, так сказать, хлеб насущный, добываемый без существенного напряжения, а оппозиция дает большую устойчивость, хотя множественная оппозиция, как и множественное соединение, окончательно прорабатываются (т.е. становятся послушными помощниками) лишь на следующем уровне. Основные неприятности здесь причиняет тердециль и его производные, которые ставят палки в колеса до достижения человеком безупречности в соответствующих областях – однако способы, которые символизируют тердецили таковы, что способны сущностно пронять человека на этом уровне, какой бы силой и высокомерием он ни обладал.

Терапия

Здесь много объяснять не надо. Ему жизненно необходима выработка личной философии, религиозной философии, личного мировоззрения, но которые он будет опираться при выявлении своих этических систем и акцентов. Постепенно в течение жизни он должен найти себе философию, частично почерпнуть ее у кого-то, частично выработать сам и свести свои представления о мире, о Боге и о себе самом в подходящую ему самому единую систему, на основе которой он уже будет вырабатывать свою этику. А без такой философии этому человеку очень трудно - в частности потому, что его этические нормы несколько рассогласованы. А философия может ему реально помочь. Этому человеку иногда можно помочь, просто дав ему прочитать книгу философа, который будет ему близок по мироощущению. Тогда у него пойдет интенсивный процесс простраивания собственной личности на ее высших этажах – атманическом и будхильном.

Этот человек двигается по дороге, он вышел на Путь. И здесь у него нет свободы перемещений, и поначалу это очень болезненное переживание. У людей, выходящих на уровень зрелой личности, возникает острое ощущение контраста: с одной стороны, яркого света, который есть в жизни, а с другой стороны, ужасного дискомфорта, потому что ты лишаешься свободы, свойственной юношеской личности, к которой ты привык и в течение многих лет ей наслаждался, сам того не подозревая. А тут оказывается, что свобода была и куда-то делась.

У зрелой личности на пути постоянно идут какие-то тонкие знаки, и если она на них не обращает внимания и пытается свернуть куда-то в бок, то обнаруживает, что по краям дороги находится очень даже ощутимый бордюрчик, об который она спотыкается, летит навзничь и сильно ушибается. А потом обнаруживает, что следом едет трактор, и при виде этого трактора человек быстро подхватывается и идет уже в нужном направлении, потому что понимает, что иначе трактор его попросту переедет.

У него есть ощущение энтелехии, т.е. целенаправленности его жизненного пути, и не просто целенаправленности, а необходимости всех программ, которые человек фактически ведет, и полной невозможности взять их и сломать или уйти прочь. И если он начнет ломать свою жизнь, то судьба ему покажет, где он на самом деле находится, и в какой мере его жизнь едина, причем покажет это в совершенно недвусмысленной манере.

Человек может фактически родиться и воплотиться на уровне зрелой личности, но при этом его самосознание может до нее не доходить. У него, например, может быть иллюзия, что он является подростковой личностью. Тогда, если терапевт проведет с ним соответствующую беседу, он скажет: «Да, теперь я понял, чего мне не хватало. Я не слушал своего внутреннего голоса, который мне ясно говорил, что я должен делать это, а не это». Зрелая личность не может себе позволить не слушать свой внутренний голос, тем более что он звучит у нее внутри достаточно ясно. Для этого человека жизненная миссия – реальная сила, которая ведет его по жизни и против которой он ничего сделать не может.

Махаяна и хинаяна. Хинаяна – архат, святой отшельник, занимается исключительно своим духовным развитием, потребляет социальную энергию. Определенная аура вокруг него – побочный эффект его жизни. Махаяна – человек, даже на одну ступеньку поднявшийся над окружающими, не будучи архатом и просветленным, может заниматься помощью другим существам, в том числе человеческим, помогая им в их жизни и развитии. Это два разных пути. У них разная этика и разные технические средства. Путь хинаяны в социуме состоит в том, что на уровне зрелой личности человек может жить вполне творческой жизнью – писать стихи или картины, самобытно администрировать свою фирму, но все его внешнее творчество будет для него глубоко вторично по сравнению с развитием его внутреннего характера. В этом нет ничего зазорного, это один из двух возможных путей развития. Но лучше, чтобы человек это понимал. Потому что зрелая личность, которая идет по пути хинаяны, бывает не в силах просто так или по внешнему указанию просто так взять и вывернуться наизнанку и перейти на путь махаяны, когда человек решительно занимается развитием и высветлением всего мира – или, по крайней мере, той своей окрестности, с которой он непосредственно взаимодействует. Сумасшедшие с диагнозом мания величия, это часто люди, наделенные мощным ощущением своего «Я», и иногда это потенциально зрелые личности, но их потенция не смогла развернуться. Мало ощущать свое «Я», мало ощущать подсветку им своих программ, нужно еще понимать, где ты находишься: в самом начале своих программ или в их конце. Окажется ли человек в результате в сумасшедшем доме или его деятельность будет конструктивной, определяется, в конечном счете, уровнем ответственности человека и качеством проработки тем, за которые он берется. О наличии у человека действительно большого трудно реализуемого таланта свидетельствуют напряженные аспекты высших планет. Такой человек нередко воспринимает начало своего пути, как конец этого пути. Действительно, человек с наполеоновским комплексом, скорее всего, способен на великие дела. И если он их не свершает, то это значит, что он поленился провести предварительную подготовительную работу, а также ему не хватило самоотверженности и еще многого другого – и, короче говоря, путь был не пройден. Само по себе наличие наполеоновского комплекса не означает обязательно высокого уровня личности: эта идея может быть свойственна и инфантильной, и подростковой личности, но в этих случаях ее чаще всего наводит ведущий человека эгрегор. Вы спросите, как отличить истинное чувство своего величия от ложного? Один из признаков заключается в том, как это чувство переживает человек: тяжелеют ли у него голова и плечи под грузом ответственности или, наоборот, воспаряет он духом, воображая открывающиеся перед ним возможности личного потребления.

Зрелая личность плохо переносит ситуации, когда его ценности начинают друг с другом конфликтовать, противоречить друг другу, и он не может их сочетать. Тут его самооценка падает, тут он не понимает сам себя – но такое с ним бывает очень редко. Ему плохо, когда его ценности не целиком подсвечены его личностью, т.е. частично он их одобряет, а частично они ему не вполне понятны. Одна из кармических задач этого уровня – научиться согласовывать свои ценности.

Он в минуты погружения в себя где-то в глубине своей души чувствует, как надо, но совершенно не понимает, почему надо именно так. И почему его судьба требует от него занятий тем или этим и поведения согласно такому, а не иному этическому кодексу. Он этого не понимает, но знает, что так надо. Но если он, зная как надо, этому не следует, то через некоторое время убеждается в том, что удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад. Примерно по этой схеме он и живет. И когда он получает удар в лоб, он очень быстро понимает, что к чему, и лишних объяснений ему не нужно.
Работа терапевта с этим человеком заключается в том, что терапевт задает правильные вопросы. Начинающий терапевт нередко бывает одержим жаждой помощи людям, и недооценивает евангельского указания «падающего толкни». Иногда падающего надо поддержать, а иногда его надо, говоря культурно, благословить на последующее падение. В подобных случаях (когда терапевт правильно задает вопрос) ответы не нужны. Или терапевт просто говорит: ты подумай на эту тему. Клиент, повесив голову, уходит, и приходит уже другим человеком или не приходит вовсе: психотерапия сработала.

Зрелая личность не может решить задачу регуляции каузального потока и наполнения его личностным содержанием: над этим он еще не очень властен. Здесь наблюдается недостаточная согласованность событий жизни, и эта проблема решается лишь с переходом на уровень интегрированной личности.
Есть два пути развития человека: путь йоги и путь Дао. Все йоги подразумевают определенную дисциплину человека. Занимаясь йогой, человек выделяет определенные линии своего развития, у него есть вполне конкретные ориентиры, по которым он идет. При этом они могут друг с другом плохо сочетаться: например, хатха-йога при серьезном к ней отношении требует от 20 до 22 часов в сутки, но у человека обычно есть и другие темы в жизни. А есть путь Дао, или путь балансирования на волне каузального потока, когда вы в каждый момент времени ловите невидимое Дао, которое есть воспринимающая энергия, наполняющая и организующая мир. И в соответствии с велениями Дао вы что-то делаете, не составляя себе расписания далеко вперед. Так вот, путь Дао на этом уровне – это недостижимая мечта. А гораздо более реален путь йоги.

Внешний мир для человека на уровне зрелой личности является символическим отражением мира внутреннего, причем не просто символическим, а акцентированным, т.е. представляет собой как бы выпуклое зеркало, которое наиболее отчетливо проявляет и демонстрирует человеку те черты его характера, которые на данный момент нуждаются в проработке. Вот, например, идут у него где-то хронические неприятности – не локальные неприятности, а хронически повторяющийся глобальный неудачный сюжет. Он относится к этому совершенно спокойно и в глубине души понимает, что не надо никого винить, а надо найти в себе черту характера, или убеждение, или жизненную позицию, или, может быть, хроническую ложь самому себе, благодаря которым этот сюжет может возникнуть. И когда он это находит, неудачный сюжет заканчивается без дополнительных усилий. Проблема действительно разрешается. И эффекты при этом бывают совершенно сногсшибательными.

Например, решает человек какую-то внутреннюю проблему. И когда он с ней разбирается, она непостижимым образом экстериоризуется (синхронность по Юнгу). Например, выплывают внешние обстоятельства, сопутствовавшие зачатию упомянутого жизненного сюжета, с которым человек разбирался и, в конце концов, разобрался. Или, если все действовавшие тогда лица уже умерли, откуда ни возьмись появляется знакомый, несущий на себе точно те же программы, с которыми только что разобрался данный человек. Этот знакомый является человеку как бы демонстрацией: вот смотри, какой ты раньше был. И достаточным завершением внутреннего сюжета будет признание, когда человек честно скажет: «Да, он – это я. То, что я вижу, - это зеркало моих проблем. Я совсем недавно был именно таким». И такое признание означает, что сюжет им действительно проработан.

Подобная ситуация – не исключение, а правило в психологической работе. Если человек прорабатывает в себе какую-то негативную черту, например, ревность, зависть, гнев, - то до тех пор, пока не произошла экстериоризация этого качества на внешнем материале, говорить о реальности происшедшей внутренней проработки не приходится.

У этого человека бывают душевные состояния, когда ему не хватает любви и не хватает внимания внутреннего «Я». И в этой ситуации человеку очень важно понять, что пока его внутреннее «Я» не явилось и не подсветило ему ситуацию, истины он не найдет. Он может что-то делать, конечно, но истины в его действиях и решениях не будет. Для него очень важна тема уроков 12-го дома и его проработки, потому что в 12-м доме часто возникают ситуации, когда поверхностное «Я» не проявляется. Они обычно не длительны, но могут быть достаточно важны. И в них человеку нужно искать свое внутреннее «Я» или своего Бога и действовать в соответствии с Его указаниями. Считается, что 12-й дом – это ситуации, где голос Бога можно услышать при должном старании. А вот приложит человек эти старания или не приложит – это уже вопрос его самосознания и личного выбора.

Рекомендации консультанта: «Сейчас у тебя трудный период. Потерпи! Не делай далеко идущих выводов, подожди, свет засияет, все выправится само собой». Советы извне редко когда ему помогают. Чужое участие может смягчить боль, но вряд ли действительно откроет человеку какие-то существенные, закрытые для него вещи глубже того уровня, на котором он существует.

Серьезная работа на номенклатурной должности в эгрегоре дает, с одной стороны, возможность большого личностного самовыражения. С другой стороны, эгрегор всегда норовит поработить личность – он одержим идеей проведения своей программы, и всегда подчиняет человека своим совершенно конкретным целям. А человек, в свою очередь, существо творческое, он всегда хочет проявлять свою индивидуальность и независимость, и когда-то выходить за рамки этики эгрегора, а когда-то и своими делами заниматься. И тут возникает проблема: кто кого. И если полную победу одерживает эгрегор, то человек становится одержим своей работой, превращается, как сейчас говорят, в трудоголика и теряет все остальные свои ценности. Так иногда сотрудник фирмы не интересуется абсолютно ничем, кроме своих рабочих программ, или женщина в семье наваливает на себя все новые и новые семейные обязанности до тех пор, пока у нее не закрываются абсолютно все альтернативные горизонты.

Такого рода ситуации, когда человек полностью подчинился сильному каналу из эгрегора, для зрелой личности опасны (для менее развитых типов личности они очень опасны). С одной стороны, внутреннее «Я» дает ему санкцию на серьезную работу, а с другой стороны, его жизнь в целом никогда к этой работе не сводится – а эгрегор этого не любит. И между человеком и эгрегором возникает борьба. Человека в ней спасает множественность аспектов рассмотрения, множественность способов видения и множественность модальностей своего поведения, потому что эгрегоры, особенно на сильных программах, довольно жестко обозначают модальности и способы видения (т.е. положение точки сборки). И если человек их меняет, он выходит из-под власти эгрегора, делается для него невидимым и от него независимым. И это – культурный способ взаимодействия с эгрегором в конфликтных ситуациях, в отличие от прямого его продавливания личной силой

Энергетика зрелой личности обычно достаточно высокая. Тут нередки мистические откровения, видения, прямые разговоры с эгрегорами и собственными программами подсознания; иногда человек видит их как сущности. Но нужно понимать, что где-то это идет всерьез, а где-то начинается игра. И критерий истинности здесь дает именно внутреннее «Я» человека, если человек его слушает. Если же он этого не делает, то может сильно разбалансироваться и в итоге оказаться в психиатрической (или обычной лечебнице). Здесь спасает тихий голос внутреннего «Я», т.е. спокойное прямое знание, априорно присущее зрелой личности, как бы ни на чем не основанное и ни на чем не настаивающее. Этот человек имеет это знание внутри себя, и оно без нажима говорит ему: «Вот здесь ты перегнул палку, а здесь тебе надо остановиться и заняться этим, а то бросить». Без подробностей и без оценок. И этот голос не ошибается. У зрелой личности он слышен достаточно хорошо – если она его слушает. В нем нет никаких угроз, нет того, что называется словом «настаивать», т.е. императивного настояния. Он содержит как бы безличное, чисто информационное указание, как и в каком направлении надо идти. Если человек привыкает этот свой голос слушать, то все Сциллы и Харибды сильных эгрегоров благополучно минует, хотя он может работать с ними достаточно плотно, и энергии, которые идут через него, могут управлять большими коллективами.

Ему трудно со сменой модальностей, которые могут быть фиксированы в его различных жизненных программах. Вполне может оказаться так, что в одной жизненной программе он постоянно находится, предположим, в иньской позиции, а в другой программе – в янской. Например, на работе он инициативен, а в семье он подчиняется тому, что происходит. И для того, чтобы расти над собой и реализовывать свои планы, ему нужно осваивать во всех ситуациях альтернативные модальности и варьировать субмодальности. И это есть его вызов. Меньшее тут не работает, более конкретные вещи тут не помогают. Здесь на проработку поставлен будхиальный план и в частности работа с тем, как человек воспринимает мир и воздействует на него, а не с тем, что конкретно он делает. Эта проработка для зрелой личности обязательна. Этот человек хорошо понимает, что внутреннее «Я» проявляется через модальности и через их уникальные сочетания. Зрелой личности нужно научиться воспринимать воздействия внешнего мира, которые идут, и (как ему кажется) в неприемлемых для него модальностях. Надо расширить спектр своих модальностей. Зрелая личность – это многостилевой человек. Если стиль понимать как сочетание модальностей, то он может владеть разными стилями и использовать их в разных своих программах. Но его стили зачастую плохо согласованы друг с другом. Каждый из них эффективно поддерживает свою программу, но переключаться, изменять стиль в рамках данной реальности ему сложно. Это умение приходит на уровне интегрированной личности.

Это, как правило, сильная личность, что становится особенно ясно, если вы с этим человеком оказываетесь в той области, где у него идет самореализация. Не приведи Господь! Если вы окажетесь близко к нему и не так повернетесь, он вас задавит, скорее всего. Но своих, близких, он, наоборот, поддерживает. Это сильный доминирующий учитель, который совершенно определенно направляет своих учеников и часть из них он хорошо выращивает, но ломает всех остальных. И те его ученики, кого он не сломает, пойдут далеко, а судьба тех, кого он сломает, достойна жалости – но он этого может и не заметить.
Ему нужно быть очень внимательным, ибо его сила велика. И особенно аккуратным ему нужно быть при взаимодействии с подростковыми личностями: подростковая личность при близких контактах со зрелой может очень сильно поломаться. Зрелая личность может очень плохо сознавать, насколько ярко светит ее «Я». Она в общем как бы все правильно делает, но не учитывает подробностей и тонкостей, которые на конкретном уровне могут быть деструктивными.

Этот человек может проводить сильные программы, причем он, может быть, прогибается под тяжестью той работы, которую ему предлагает мир, но при этом он всегда живет свою жизнь. У него не может быть крупных ошибок. И поэтому он сначала прогибается, потом набирает силу, а потом успешно преодолевает большие препятствия.

Ему может быть трудно работать на каузальном уровне, и у него нередко возникает малый бред значения: человек ощущает психологическую нагрузку в своих действиях, которые кажутся ему имеющими существенно большую роль, чем это выглядит со стороны, - но все же у него нет амбиций планетарно- атманического уровня (большой бред значения). Однако когда человек занимается большими программами, то малый бред значения – норма жизни большого человека, он к нему привык и не считает особой патологией (и правильно). От него зависит много людей – от его настроения, от его обстоятельств, даже конкретно-личных, и они, так или иначе, сказываются на многих судьбах. Он живет в сильном энергетическом потоке и подчиняется его этике. В его жизни неизбежно возникают особые символы, знаки, приметы, на которые он будет ориентироваться и которые будут для него обозначать включение тех или иных программ. Эгрегоры, которым он служит, будут (для него) окрашивать его непосредственную жизнь в разные цвета. В наиболее существенных программах ему свойственна ритуальность. Многие ответственные ситуации он не склонен решать на месте, поскольку понимает, что нужно определенное время для того, чтобы услышать подсказку своего внутреннего «Я». Для этого у него заведены определенные ритуалы, и он им следует. Они для него реальны. В зависимости от социализации, этот человек может казаться или просто сильной личностью, которая устраивает вокруг себя реальность так, как считает нужным (но обычно довольно разумно и эффективно), или человеком с большими странностями, но и большим талантом и психологическим даром.

Занятие целительством, психотерапией, или вообще занятие одного человека другим – это занятия, которые априорно социально не санкционированы. Общесоциальный взгляд на эту тему заключается в том, что у врача есть моральное право заниматься болезнями в рамках того, чему его учили. Однако в медицине человеческое тело рассматривается как достаточно сложная, но неодушевленная машина. Конечно, есть врачи, как говорится, от Бога, которые, несмотря на свое образование, ощущают тело как живое и обладающее определенным разумом, но их не так много, гораздо меньше, чем врачей с дипломом, скажем так. И у них действительно есть внутренняя санкция на то, чтобы принимать ответственные решения, касающиеся жизни другого человека. Особенно это касается травматологов, хирургов, тех врачей, которые взаимодействуют с человеком, когда его жизнь висит на волоске. Но для того, чтобы принимать ответственные решения, касающиеся других людей, обязательно нужно иметь достаточно сильную внутреннюю санкцию. И она может быть в принципе лишь у зрелой личности. На более низких уровнях развития личности она не может появиться, и это надо хорошо понимать. Но зрелая личность может быть психологом-практиком, может быть врачом, может быть кем-то еще, от кого непосредственно зависит человеческая жизнь и судьба. Но вообще для того, чтобы вмешиваться в чужую жизнь, нужно иметь соответствующую санкцию, а ее не может дать социум – ее может дать только внутреннее «я» человека, причем достаточно проявленное.

На уровне зрелой личности это становится возможным. У этого человека есть ощущение, что у него есть сила, которой в какой-то степени он управляет и которая в большей степени владеет и управляет им. Эта сила дана ему по праву рождения (дана Богом, скажет религиозный человек), и она нужна для мира. И у него есть достаточная ответственность для того, чтобы ее укрощать и ею управлять, и в частности с ее помощью адекватно воздействовать на мир. И человек ясно понимает, что если он не станет этим заниматься (хотя это нередко и рискованное занятие), то в мире будет хуже, чем если он этим заниматься будет. Он знает, что не имеет права подавить в себе свой талант, упустить открывающиеся ему возможности.

Это самоощущение у зрелой личности очень сильное и оно ею как бы излучается вовне. Другие люди его хорошо чувствуют, и у них не возникает возражений. Например, они абсолютно доверяют этому человеку в рамках его профессии – именно потому, что они чувствуют, что за его поведением, за его квалификацией стоит достаточно проработанная личность, которая единосущна Богу. Другими словами, у окружающих создается впечатление, что через этого человека идет Божественная сила. И это ощущение от зрелой личности идет достаточно сильно, так что сомнений не возникает.

««« 3. Юношеская личность 5. Интегрированная личность »»»

21 листопада 2009