Козак Мамай
««« 9. Украинское козацтво 11. Козаки-характерники и искусства Спаса »»»
Монголы проиграли на Синих Водахиз-за того, что внутри Золотой Орды шла борьба за власть. Половецкий воевода Мамай, который руководил войском монгольского государства и его внешними отношениями, стремился выйти вместе с половецкими землями из-под власти Орды. После нескольких неудачных попыток назначить удобного хана или даже захватить престол, он поднял на восстание народы Поднепровья. Внутренняя война продолжалась около двадцати лет и очень ослабила орду. Тем временем в 1360-1370-х годах князь Ольгерд успешно ходил на союзника монголов - Москву.
Для борьбы против монголов Мамай заключил союз с наследником князя Ольгерда - Ягайлом. Однако в 1380 году карательная экспедиция монгольского хана Тохтамыша разгромила войска половецких повстанцев, к которым присоединились литовско-руские войска. Воевода Мамай погиб. А его сын Олекса вместе со своим полукочевым народом пристал к Литве и Руси. Так снова, как во времена скифов, в одном государстве воссоединились украинские степные земли на востоке и юге и лесостепные - на севере и западе, заложив основу для формирования современной украинской нации.
Одновременно с поражениями Литвы и Руси в войнах с монголами Тевтонский орден крестоносцев в союзе с западноевропейским рыцарством напал на приграничные государства. Великое княжество было вынуждено искать поддержки у могущественного соседа - Польши. И с 1385 была заключена Кревская уния. По этому договору Великое княжество Литовское и руское объединялось с Польшей. Королем объединенного государства стал сын Ольгерда - Ягайло, который принял католичество и стал именоваться Владиставом II. Новый король именовался также властителем Руси. Великим князем Литвы стал его двоюродный бран Витовт.
Воспользовавшись союзом с Мамаями и Польшей, в 1390-х годах князь Витовт начал требовать от Орды все земли, которые раньше принадлежали Руси. В 1408 году он захватил Смоленск и Вязьму, расширил северную границу княжества до верховья р. Ока и стал опекуном десятилетнего московского князя Василия. На юге он расширил владения до Черного моря и построил крепкие приграничные крепости - Соколец (Вознесенск), Дашив (Очаков), Коцюбеев (Одесса), Белгород (Белгород-Днестровский), Каравул (Рашков).
Ощутив ослабление Золотой Орды, крымские татары начали искать союза с княжеством Литовским и Руским. В 1410 году объединенные польские и руско-литовско-татарские войска разгромили крестоносцев в Грюнвальдской битве.
На волне военных побед Литва в 1413 году вынудила Польшу восстановить независимость Великого княжества, подтвердив равноправность государственного союза, о чем был подписан договор - Городельская уния. Однако перспективный в военном смысле союз с Польшей принес много внутренних конфликтов. Объединение закрепило превосходство католиков над православными, что создало большое напряжение в землях Литовских и Руских. Это напряжение легло в основу противостояния, которое определило ход истории на сотни лет вперед.
Источник: Брати Капранови. Мальована історія незалежності України
Фляга с горилкой – символ напитка бессмертия, часто встречающийся в мифах и легендах всех народов мира. Божественный напиток изменяет состояние сознания и открывает доступ к запредельным знаниям, так называемая сома.
Копье - не только оружие воина, но и посох мудреца-мага. Лук и колчан стрел на иконе - символ магического «попадания» в пространство-время.
Картины Козак Мамай – это народные украинские иконы. Их изготовляли по всей Украине от Карпат до Слобожанщины и Херсонщины. Они встречались повсеместно, где селились украинцы, - от Кубани до Волги. Козак Мамай изображался по определенным правилам, которые не менялись, по крайней мере, 200-300 лет. Самая старая картина Козак Мамай датирована 1642 годом.
Источник: Богдан ГДАЛЬ
Он был украинской иконой, воплощением волевых вечных стремлений украинцев быть хозяевами в своем доме. Имя его – Мамай. На тюрском языке «мамай» значит – никто, никак, без имени, пустота. По поверьям, если у человека нет имени, то злым силам его не найти и не покорить. Один безымянный одинокий козак, таким образом, олицетворяет всех украинцев в целом. Он одновременно и никто, и все вместе.
Мамая вытравливали из народа очень долго. Казалось, что этот идеализированный воин-символ, который являет собою миролюбие и глубину духовного мира украинцев и одновременно силу духа и воли, способность отстоять свою Родину, исчезнет из нашей памяти. Поработителям нужен был не целеустремленный вольнолюбивый народ, а серая масса, винтики в руках великих самодержцев. И потому не удивительно, что те картины Мамаев, что еще сохранились и которые собирали в самых отдаленных уголках Украины, отлеживались подальше от людского ока. Их не показывали широкой публике. Предыдущая выставка картин с изображением козака Мамая, состоялась в 1929 году. После этого выставок не было. В то же время культивировался образ советской «шароварщины», образ украинца-малоросса.
Снова мы смогли увидеть Козака Мамая только после обретения Украиной независимости.
Народный депутат Украины Иван Плющ на первой после 1929 года выставке картин с изображением Мамая сказал, что только теперь начинает понимать, насколько советские идеологи вытравливали всеми возможными способами из украинцев козацкий дух, который является сутью национальной идеи.
Олесь Санин, снявший в 2003 году художественный фильм “Мамай”, отметил на выставке, что для него Мамай – это непознанный образ свободы, воли, который не обязательно ассоциировать только с козацтвом. Поскольку картины возникли, когда козацтво было уже в упадке. И потому Мамай – это ответ украинского народа на ситуацию, которая была вокруг. Это была насмешка над теми козаками, которые не удержали независимость, но в то же время в этих работах – великая мечта о когда-то могучей независимой Украине. Козацкий дух – это дух свободы, идея, которая помогала людям бороться за лучшую долю. Эта основная идея, и она связана с козацтвом.
Общинно-личный Спаситель (Спас) выступает в легендах и мифах украинцев под разными именами. Под именами богов: Коляда, Колодий, Масляница. Под именами великих героев: Китоврас, Богарир из Савур-могилы, Козак Мамай. Искусство военного единоборства и выживания в экстремальных условиях у козаков-характерников носит название Спас. Спас – это и необычная мистическая сила, которая иногда появляется у козака сама по себе. Про такое явление наши предки говорили: «Будет враг – будет сила». Но Спас можно и развить в себе с помощью специальной науки. Наука Спаса великого теперь утрачена, остались лишь малые спасы: знахарство, различное колдовство, заговоры, мелкие чудеса.
Архетип Спасителя периодически воплощает очередной «сын человеческий», исполняя освященный поколениями ритуал. В нем герой время от времени воссоздает акт творения мира, отдавая себя на смерть ради жизни. Спас каждый раз помогает поворачивать колесо времени, объединяя прошлое с будущим. Спас дарит людям чувство единства со своими богами, которые были их предками, побуждает к ответственности за свою землю, кровь, потомков.
Есть определенные правила изображения Козака Мамая, и каждая деталь рисунка несет символическое значение.
Мамай никогда не изображается с нательным крестом, что говорит о том, что он Спаситель, оберегавший людей уже тогда, когда они еще не были крещены.
На иконе обязательно изображается дуб как символ древа Мироздания - Мамай сидит под ним возле самых корней.
Музыкальный инструмент в руках Мамая указывает на принадлежность Козака Мамая к солнечным божествам. Во многих мифологических системах солнечный бог играет на музыкальном инструменте. Наш народ сберег эту традицию в обычае ходить в День Петра и Павла в поле смотреть, как «играет» солнце.
Возле Мамая - черный конь. Утром солнце выезжает на белом коне, чтобы освещать надземный мир. Вечером солнце садится на черного коня, чтобы спуститься в подземный мир и, победив силы тьмы, вернуться в надземный мир утром. На то, что Мамай собрался в потусторонний мир побеждать темные силы, указывает и сова на дереве.
По своему символическому значению украинский Мамай тождествен египетскому Осирису, индийскому Митре, Одину, Христу и многим другим менее известным, но не менее значимым богам индоевропейской мифологии.
Легенды про Козака Мамая начинаются так: «Жил Козак Мамай на Сичи, наверное, вечно. Никто не мог сказать, сколько ему лет». По легенде Козак Мамай появляется внезапно и так же внезапно куда-то исчезает. Он оказывается рядом всякий раз, когда люди попадают в беду, и спасает их. Также о Козаке Мамае повествует легенда «Савур-могила», в которой рассказывается, как Козак Мамай сражается со змеем, побеждает его, но, потеряв в результате этой истории свою сестру, уходит из жизни в каменную Савур-могилу, которую сам для себя соорудил. Вместе с конем Козак спустился в могилу и с тех пор его никто не видел. Но люди говорят, что иногда конь выскакивает из кургана и носится по степи.
Кадр из фильма Олеся Санина «Мамай», 2003
Мария Примаченко. «Конь стоит, грустит» 1962.
Есть также легенда о каменных мамаях, которая говорит: мамаи – это были люди, но когда-то давно они окаменели. Почему так случилось? Толи, говорят, был потоп, и они во время потопа очень долго стояли неподвижно на холмах. Толи, говорят, это были очень гордые люди и презирали солнце, и за это Бог-Солнце покарал их.
««« 9. Украинское козацтво 11. Козаки-характерники и искусства Спаса »»»