Дикое поле (Дыке поле)


««« 14. Грюнвальдская битва 16. Покров Божьей Матери – праздник козаков »»»

Дозор над Днепром

Юзеф Брандт, «Дозор над Днепром»

Дикое поле в течение многих веков не давало покоя украинцам. Оно и есть тем фактором, который определил черты национального характера – полагаться на самого себя, когда государственная власть на данной территории становится не в силах защитить народ от внешнего врага; способность  сохранять самоидентификацию  в условиях  тотального угнетения чужаками и возрождать украинское самосознание в условиях, когда украинской государственности нанесен сокрушительный удар.

Татарские орды, в отличие от половецких, беспокоили не только Киевщину, Черниговщину, Переяславщину и Новгород-Сиверщину, но и остальные украинские земли: Волынь, Подолье, Галичину, Холмщину, забирались даже в Беларусь. Общую ситуацию, сложившуюся в связи с этим, ярко характеризует жалоба волынского боярства, датированная 1545 г.: «Чи є, чи не ма перемир’я з татарами, рідко коли злазими з коня».

Если князья Киевской Руси пытались защищаться против Дикой степи, организовывая собственные походы на кочевья степняков, которые к тому же и сами возглавляли, то литовское, а с переходом украинских земель под власть короны и польское правительства не оказывали этим хищническим нападениям никакого особого сопротивления. Дело защиты, точнее — самозащиты, оказалось в руках местного, то есть украинского люда, который уже имел определенный исторический опыт.

Украинцы прятались в урочищах и в лесах на берегах Днепра. Они оставляли земледелие, занимались бортничеством и охотой, военным промыслом. Приспосабливались,  но не покорялись. Они постоянно совершенствовали свое военное мастерство, а в бою были непоколебимы. По весне вниз по Днепру аж до порогов из приграничных городков и укреплений Великого княжества Литовского спускались ватаги «уходников», которые летом промышляли на богатых рыбой и зверем днепровских порогах и в окрестных лесах. «Уходники» во главе с отаманами всегда были вооружены и организованы. Много ватаг к осени не возвращалось на родину, не видя смысла в том, чтобы платить налоги старостам, магнатам или шляхте, которая не может обеспечить их семье безопасность.

В конце XV века слова «козак» и «Запорожская Сич» нагоняли ужас не только на Крым, но и на Османскую империю. В козаках Запорожской Сичи украинский народ видел своих самых надежных защитников. Вот что писал странствующий поэт XVII века Климентий Зиновьев:

…Козаків, немов святих, треба шанувати.
Позаяк і кров свою в битвах проливають.
Тим з небес подай свою, Господи, корону
Хто для нашої землі лагодить оборону.

««« 14. Грюнвальдская битва 16. Покров Божьей Матери – праздник козаков »»»

28 березня 2012