Демократические принципы козацтва
««« 19. Маруся Чурай 21. Переяславская рада »»»
В Запорожской Сичи была оригинальная форма демократического самоуправления со своими собственными законами. В то время как во всех странах Европы правили монархи, а в Московии - царь-самодержец, у запорожцев общественное устройство было республикой. Совет руководил всеми важными жизненными вопросами Сичи, ее внутренней и внешней политикой. Козацкие поводыри – гетьманы, отаманы (кошевые), осавулы, писари, обозные, судьи – избирались на общем собрании. Каждый курень выбирал аналогичную группу нижних офицеров, или «старшину». Во время военных походов старшина имел полную власть вплоть до права применить казнь.
Образцом государственной организации для «вольной козацкой республики» была Киевская Русь, от которой козацтво унаследовало все лучшее, что было в военной демократии 11 - 12 веков. Идеалами козаков были свобода, равенство, братство. Это гарантировали выборность старшин (князей), равное право всех козаков участвовать в выборах, невозможность порабощения козака кем-либо. Высшим органом власти был Сичевой (Военный) совет (рада), который созывался трижды в году, в случае необходимости любой козак мог требовать созыва рады. Рада решала вопросы войны и мира, отношений с другими государствами, распределение земли, увольнение с должности гетьмана и старшины, наказания виновных. Рада выбирала гетьмана (кошового) и сичевого военного старшину. Гетьман был главнокомандующим, имел судебную и исполнительную власть, политически представлял Войско Запорожское во время переговоров и в дипломатических отношениях. На раде каждый козак мог свободно высказать свое мнение. Мнение большинства становилось законом. Тех, кто не подчинялся воле рады, карали смертью. Казна, имущество и еда, как для старшин, так и для рядовых козаков были общими.
Затяжная война с Московией за земли Прибалтики (Ливонская война) вынудила княжество Литовское и Руское в 1569 году заключить с Польшей Люблинскую унию: договор об объединении в единое государство - Речь Посполитую. Тогда же впервые в союзе с польским королем воевали союзные отряды козаков. Поляки создали козацкий реестр - список людей, которым позволено быть козаками. Польский король открыто писал крымскому хану, что с козаками, которые не включены в реестр, можно вольно расправляться. В ответ Сичь стала главным организатором освободительных войн. В 1591-1593 годах козаки Гетьмана Косинского захватили Белую Церковь и даже штурмовали Киев. Северин Наливайко, который воевал на польской стороне против Косинского, и сам вскоре возглавил козацкое выступление. За год это восстание охватило Подолье, Волынь и Киевщину.
В Прикарпатье и на Подолье зародилось движение опрышков, которые, как и козаки, с оружием в руках защищали свободу украинцев.
Важным центром сопротивления стала основанная князьями Острожскими в 1575 году Острожская академия. Князья Острожские были самыми яркими проводниками украинской культурной независимости того времени. Почаевский монастырь под их руководством возглавил борьбу против Берестейской унии, которая должна была объединить католическую и православную церкви. Князья Острожские наладили печать книг в Украине и издали Острожскую библию - первое издание святого письма церковнославянским языком. А в 1619 году Мелетий Смотрицкий в Остроге составил первую украинскую грамматику.
Именно в те годы появиласьяркая историческая работа - Густинская летопись, которая сберегланациональноеисторическое мировоззрение того времени. Национальное сопротивление всегда опирается на историческое осмысление бытия. Другими центрами национально-культурного сопротивления стали братства - гражданские объединения вокруг церквей. Тогда же церкви стали местом культурного просветительства - во время проповедей рядом со свещенниками речи произносили назначенные братствами светские проповедники - казнадеи. Братства формировали национальную политику, издавали книги, организовывали школы. Мощнейшим стало Львовское братство, превосходство которого признали как другие братства, так и церковь.
В сельской местности культурную структуру поддерживали кобзари и лирники - странствующие музыканты и рассказчики. Этот традиционные еще со времен Руси обычай бурно развился а XVI столетии.
Важную роль играли и чумаки, которые обозами из нескольких возов возили товары по всей стране и одновременно поддерживали информационный и культурный обмен. Чумаком мог стать каждый умелый хозяин - поэтому в этом обмене принимали участие десятки тысяч людей.
В то же самое время в Крыму сформировалась сильная власть, стабильная экономика и культура преимущественно оседлого типа. На севере, на восточных и западных окраинах ханства кочевали ногайские татары, которые жили за счет наемничества или военной добычи. Татары часто совершали набеги на соседние земли для захвата ясыра - невольников на продажу.
Хан Девлет Герей сумел объединить все ведущие бейские роды и прекратить традиционные междоусобицы, потому мощь государства возросла. Вершиной военного успеха крымских татар стало сожжение Москвы в 1571 году. Царь Иван Грозный обязался платить дань Крымскому ханству, и эта плата прекратилась лишь при царе Петре I.
Два потока украинского сопротивления колонизации - культурное и вооруженное - слились воедино, когда в 1615 году в состав Киевского братства записался гетьман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный и все козаки. Петр Конашевич-Сагайдачный закончил Острожскую академию, был высообразованным человеком. Он поддержал основание Киевской братской школы, из которой поднялась Киево-Могилянская академия - могучий образовательно-научный центр.
При гетьмане Сагайдачном Войско Запорожское превратилось чуть ли не в наимощнейшую силу Европы. Гетьман добился признания правительством Речи Посполитой автономии украинских земель. Была также отменена должность старшего над козаками от польского правительства, признана власть избранного козацкого гтьмана над всей Украиной; прекращены ограничения козацких вольностей и прав; народ Украины получил свободу вероисповедания. В ответ козаки оказывали Речи Посполитой военную помощь.
В союзе с поляками козаки выгнали московские войска из Черниговщины и Новгород_Северщины, захватили много городов на севере, взяли в осаду Москву и вынудили ее к территориальным уступкам.
Козацкий флот Сагайдачного отвоевал у турок Черное море. В 1615 году флотилия из 100 чаек под предводительством гетьмана сожгла турецкий флот в Босфоре, ограбила предместье Стамбула, освободила много пленников, а на следующий год под Очаковом в морском бою козаки победили наимощнейшую турецкую флотилию, которая пришла из Египта, после чего штурмом взяли Кафу и сожгли половину Стамбула. С тех пор на Черном море главенствовали уже козаки.
В 1621 году 40 тысяч запорожцев вместе с 30-тысячным польским войском возле крепости Хотын пять недель оборонялись от полумиллионного турецкого войска, которое шло войной на Европу, имею на вооружении даже боевых слонов. Но козаки не просто оборонялись. По приказу Сагайдачного днепровский сичевой флот тем временем пошел на Стамбул. Турки вынуждены были просить мира, вернулись домой ни с чем и надолго забыли про Европу.
К сожалению, в Хотынской битве Петр Конашевич-Сагайдачный был тяжело ранен и через полгода умер - в 1622 году.
Следующий гетьман, Михаил Дорошенко, заключил союз с Крымским ханством и в 1623 году помогал крымскому хану Мехмету III Герею в восстании против Османской империи. После поражения хан Мехмет с братом и татарским войском нашли пристанище на Запорожье.
В 1365 году хан Инаэт Герей снова восстал против османов и даже угрожал походом на Стамбул. Но в 1637 году хана-бунтовщика предательски убили турки во время переговоров.
После смерти Сагайдачного польское давление на украинцев усилилось, что причинило масштабные антипольские козацкие кампании - запорожского кошевого крымско-татарского поисхождения тараса (Усмана) Трисила, Ивана Сулимы, Павла Павлюка и Якова Острянина. Для того, чтобы уничтожить источник украинской военной мощи, Польша в 1683 году отменила автономию войска Запорожского.
В это самое время калмыцкие орды напали на восточные границы Крымского ханства. Крымские ханы Бахадир I и Махмед IV Гереи в союзе с войском запорожского гетьмана Карпа Пивторакожуха отбросили калмыков и защитили восточные границы ханства.